ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
СВЯТООТЕЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ АНТИМОДЕРНИЗМ СТРАНИЦА 8
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Дух и Катехизис

14/27 мая – день Святой Троицы, Пятидесятница

 


Святитель Феофан

 

 

 

Сегодня нередко говорят о неких новых «открытиях» и «прорывах» в православном богословии. Но, как правило, такие «достижения», явно или скрытно, ниспровергают традиционные вероучительные авторитеты – как якобы «уклонившиеся от истоков», «искаженные», «недостаточные», «не отвечающие запросам современной мысли и жизни»…

По случаю праздника Святой Троицы – дня рождения Христианской Церкви – предлагаем вниманию читателей замечательное письмо святителя Феофана Затворника. Великий православный богослов наставляет о важности послушания церковному гласу, выраженному, в частности, в общепризнанных святоотеческих книгах.

 

Исходная мысль моя есть – авторитет Церкви непререкаемый. Кто сын Церкви, тот должен слушать голоса Церкви. Голос Церкви в настоящее время для нас – в Катехизисе, и голос живой. Стало, кто сын Церкви, тот должен принять все учение, содержащееся в Катехизисе. Вот почему важен для нас Катехизис! И так легко отбиться от его авторитета нельзя.

Если отец N. ясно увидел такой ход мыслей, то ему следовало ответить или так: «Я не признаю для себя обязательным слушаться голоса Церкви», или так: «Сознаю, что должен слушаться голоса Церкви, но не признаю Катехизиса выражением сего голоса».

В первом случае он сам себя отлучал бы от Церкви, самоохотно ввергая себя и во все пагубные от того последствия, кои Господь совместил в словах: «…яко язычник и мытарь». Во втором – шел бы против того, что говорит сама Церковь. Вся живая ныне Церковь свидетельствует, что Катехизис есть выражение ее учения. Несмотря на это, можно бы еще уступить ему и сказать: ну, пусть, Катехизис – не голос Церкви... но где же-нибудь он должен быть. Ибо Церковь есть и Церковь живая. <…>

Он сказал, что не может предпочесть авторитетность Катехизиса свидетельству Духа. Этими словами сказано очень много.

Свидетельству Духа Бога кто смеет поперечить? Позволительно только поискать удостоверения, что предлагаемое свидетельство точно есть свидетельство Духа. Коль же скоро удостоверение дано, и удостоверение достаточное, то ничего уже более не остается, как покорно принимать то, о чем свидетельствует Дух. Имеем разительный сему пример в лице святых апостолов. Приняли они неложную истину из уст Самого Господа; затем осенены были так осязательно Духом Святым, Который снова внутренне внушал им то же, что прежде внешне приняли от Господа. О Господе свыше был глас: «Того послушайте». О Духе Святом Сей Господь, Которого во всем слушать так гласно повелено свыше, сказал: «Он вас всему научит, и Мое все вспомнит вам и новое, что нужно, возвестит».

После таких удостоверений апостолы не могли иначе поступать, как так, как они делали, говоря: «Аще праведно есть вас послушать паче, неже Бога, судите» (ср.: Деян. 4, 19). Хоть они, воспитанные в законе Моисеове, знали силу его и веровали, что «Моисеови глагола Бог», но не могли уже пребывать в том законе, получив новое повеление от Бога, осязательно удостоверенное, что закон уже престал и настало время нового закона веры. Бог говорил и в Иисусе Христе, и Дух Святый, учивший их, – от Бога. Им оставалось одно – говорить с кротостию: «Бог повелел нам так учить, иначе не можем говорить; и душа, и язык наш связаны обязательствами свыше. Вы можете делать с нами что хотите, но мы иначе говорить не можем». Если б им предложил кто: «Вот Катехизис наш – Церковь Божия», ибо иудейская Церковь была только Божия, и до пришествия Господа ее во всем слушать было обязательно для истинно верующих в Божественное откровение... как и Господь сказал: «Как учит вас, – слушайте...» Если б кто сказал: «Вот Катехизис... его слушайте», то святые апостолы правильно могли бы сказать: «Не можем авторитетность Катехизиса предпочесть свидетельству Духа». На этом непредпочтении авторитетности Катехизиса иудейской Церкви, на этой верности свидетельству Духа основана и святая Божия Христианская вера...

Апостолы, нося в себе свидетельство Духа, передали все новозаветное откровение и вверили его Святой, основанной ими во всей Вселенной, Церкви. Их учение, изустно и письменно преданное и Церковью содержимое, и есть для нас истинное свидетельство Духа, которому ничего предпочитать не должно. Говорящий, что опирается на свидетельство Духа, тогда только говорит это истинно, здравомысленно и неоспоримо, когда опирается на учение Господа и святых апостолов Церкви, преданное устно и письменно! Другого свидетельства Духа Церковь, или истинно верующие, не знают и знать не должны.

Пойдем далее по этой линии понятий. Свидетельство Духа находится в новозаветном откровении, вверенном Святой Церкви. Истины сего откровения Церковь выражает в своем учении. Ибо она хранит Предание; она толкует и Писание. Следовательно, учение Церкви содержит свидетельство Духа. Катехизис есть выражение учения Святой Церкви. Следовательно, Катехизис есть сокращенное выражение свидетельства Духа. Катехизис потому стоит в совершенном согласии с свидетельством Духа. Кто принимает катехизическое учение, тот принимает не что-либо противное свидетельству Духа, а то же самое, что свидетельствует Дух. Его чтить надо как свидетельство Духа. Сказать: «Не могу предпочесть авторитета Катехизиса свидетельству Духа», – можно только в таком случае, если Катехизис не выражает сущности свидетельства Духа. Но быть таким Катехизису – вещь невозможная. Ибо он выражает учение Церкви живой, а учение Церкви живой есть выражение вещаний Духа. Сказать так есть то же, что сказать: «Церковь потеряла истину». Но тогда и простись с истиною. Если нет ее в Церкви, то никогда уже ее не ищи... Не найдешь.

Так вот где настоящее свидетельство Духа! Прибавлю: и это есть такое свидетельство, которым должно поверять всякое другое проявление Духа, чтоб отличить истинное от ложного. <…>

 

 

Всякий христианин получает благодать и дар Святаго Духа. «Или не весте, –  говорит Апостол, – что храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас». Потому ни одному христианину нельзя отказать в возможности проявлений в нем особых действий Духа Божия. Возможны ли они и в отце N.?

Но если было ему действительно какое свидетельство Духа, то… ему следует подвергнуть его пробе, истинно ли свидетельство это есть свидетельство Духа истины, а не обольщение духа лестча? – Проба… – апостольское слово, Церкви преданное и ею хранимое, которое и всем предлагает она в учении своем. А сокращенное учение – Катехизис... Вот и опять к тому же приходим: пусть проверит свои видения – Катехизисом.

Дух благодати, осенивший апостолов, был дар, исключительно им одним даваемый. Это Дух собственно апостольский, Дух откровения тайн Божиих относительно домостроительства спасения нашего. После апостолов дарование Его уже не повторялось. Церкви Божией дарован дух ведения и уразумения тайн, открытых апостолами. Дар сей всякому христианину дается. Кто сохраняет в себе благодать Крещения и Миропомазания и, трудясь над собою, очищает себя от страстей, в том, на известной степени сердечной чистоты, открывается действо Духа с дарами Его, в числе коих и дар ведения истин Божиих, – открывается помазание, коим он «весть вся», как учит апостол Иоанн. – Но «весть вся» – не всюду, – ибо то дело Божиего ума, – а «вся» в кругу истин веры, в домостроительстве спасения.

Познавать истины веры можно и своим умом, особенно теперь, когда они не только содержатся в слове Божием, но и пространно истолкованы в писаниях отеческих и в богословских системах. Но такое познание самодельное есть только внешнее изучение, похожее на изучение и других наук. В нем принимается только голый эскиз истин в совокупности и каждой истины отдельно. И все это понимается умом и хранится в памяти, в голове. В своей мере прилагается к сему и убеждение сердечное. Но настоящее познание всего дается только Духом. «Господа Иисуса нарещи никто не может как следует, только Духом Святым...» – т. е. постигнуть как следует тайну домостроительства спасения – и в целом, и в частях. Сердце, преданное Господу и очищенное для Духа Божия, становится хартиею, на коей Он пишет тайны Боговедения. И тогда тот, кто сего удостаивается, получает настоящее ведение истин.

Но сие ведение от Духа не новое что дает, не новые тайны открывает, а те же, открытые уже, дает разуметь и ощутить во всей их силе. При сем то же происходит, что бывает с тем, кто, прочитав описание, например, Иерусалима, и достаточно усвоив себе описанное, видит потом самым делом Иерусалим. То же видит он и на тех же местах, как прежде воображал, но только в другой силе. Точь-в-точь то же бывает и с тем, кому, после умового изучения истин веры, потом Дух Божий те же истины печатлеет в сердце, за труд над чистотой сердца и верностию заповедям Божиим. Все те же истины, только другая сила в них. И наоборот, хоть другая сила, но все это не новых тайн откровение, а постижение яснейшее и живейшее тех же истин... При сем, как бы кто ни был чист, как бы кто ни был приосеняем действием благодати, никогда не открываются ему истины новые, а все те же, или в том же кругу большие подробности.

Из этого само собою выходит, что помазание от Святаго, которое бывает даром некоторых избранников, никогда не может сообщать им того, что было бы противно истинам, открытым апостольским словом, Церковью содержимым и свидетельствуемым. Опять прихожу к тому же, что никакое истинное вещание и свидетельство Духа не может быть противно Катехизису, как выражению учения Церкви, хранительницы истин откровенных. <...>

 

Святитель Феофан Затворник

 

Письмо к неизвестному Владыке
№ 2 // Феофан Затворник, свт.
Рукописи из кельи. М., 2008.
С. 676–689.

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник