ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АКТУАЛЬНО СПАСЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ СТРАНИЦА 7
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ И ОТКРОВЕННЫЙ

взгляды на будущий строй земной жизни

 


Предвыборный плакат партии эсеров,1917 год

 

 

Продолжение. Начало см. на стр. 6

 

Таким образом, для преобразования настоящего, разлагающегося общества, нужно-де превращение частной собственности в общественную. Как в частной собственности, по учению социализма, заключается начало всякого зла, так в общественной собственности лежит начало и залог будущего общечеловеческого счастья в будущем социалистическом строе.

Впрочем, нельзя отказать в подобном значении для будущего социализованного общества гражданской и политической свободе. Политическая свобода является для социалистов средством победы над капитализмом. «Рабочий класс, – говорит Либкнехт, – не может вести экономическую борьбу и развивать свою экономическую организацию без политических прав. Он не может добиться перехода средств производства в общественную собственность, не получив в свои руки политической власти» (Либкнехт К. Указ. соч. С. 18).

Таким образом, без политической свободы частная собственность не будет уничтожена. Без политической свободы не водворится на земле будущий социалистический строй, а следовательно, никогда не осуществятся социалистические идеалы.

Отсюда понятно, какое важное значение имеет для социализма эта свобода. Вот почему социалисты с готовностию отдать жизнь добиваются свободы собраний, союзов, печати, всеобщего избирательного права, прямого народного законодательства, неприкосновенности личности и вообще возможно большего расширения политических прав и свобод в смысле вышеозначенных требований.

Но если политическая свобода необходима как средство победы над капитализмом, то она необходима также и для того, чтобы будущее социалистическое общество могло навсегда удержать в своих руках плоды этой победы. А это возможно только в том случае, если будущему обществу навсегда перейдет вся полнота политической власти и политических прав.

Таким образом, как общественная собственность, так и политическая свобода равно необходимы как два коренных принципа для будущего социалистического строя. Свобода, по словам одного социалиста (разумеется, политическая) так же необходима народу, как воздух и солнце всему живущему. Без нее никакое развитие невозможно.

Вот те рычаги, которыми социализм хочет поднять мир и дать людям новый, полный счастья, строй жизни.

Нетрудно теперь нам, выходя из коренных принципов социализма, представить в общих чертах этот будущий социалистический строй жизни.

Как свежий и здоровый корень дерева распространяет эту свежесть и это здоровье на каждую его ветку и листок, так новая, живительная основа экономическая – корень будущего социалистического общества – сделает здоровою и легкою жизнь каждого отдельного его члена. Частная собственность, перейдя в общественную, предоставит всем равные и счастливые условия существования. Прежде всего она облегчит труд и обстановку труда тем, которые стонут теперь под бременем его невыносимых условий. На те богатства, которые находятся в настоящее время в руках частных собственников, будущее общество так облегчит труд, так изменит его тяжелую обстановку, что положение труженика будет неузнаваемым. Его труд станет легким и приятным. Тогда не будет удушливых, грязных, полных дыма и мрака мастерских, поглощающих жизнь и здоровье человека. «Места производства, – говорит Бебель, – где бы они ни находились – над землей или под землей, будут отличаться от современных в самую выгодною сторону. Вопрос об устранении пыли, дыма, копоти, неприятного запаха уже и ныне может быть разрешен химией и техникой. В применении двигательных сил самую важную роль сыграет электричество. Уже и теперь буржуазное общество старается повсюду воспользоваться его услугами. Но вполне воспользуется этой силой и применит ее в самых широких размерах лишь социалистическое общество» (Бебель А. Указ. соч. С. 26)

Таким образом, все, что теперь облегчает труд немногим, социалистическое общество в самых широких размерах применит к труду всех и каждого отдельного человека.

Тогда и пахарь сельский вздохнет свободною грудью. Те земледельческие орудия и машины, о которых ему в настоящее время и мечтать нельзя, тогда, усовершенствованные последними изобретениями, будут предоставлены даром к его услугам.

Желая показать, как легко и приятно будет жить в будущем социалистическом обществе, Бебель ссылается на баснословные перспективы будущего, раскрытые бывшим французским министром народного просвещения профессором Бертело. Последний полагает, что к 2000 году не будет существовать более ни сельского хозяйства, ни крестьян, т. к. химия сделает ненужной нынешнюю обработку земли. Не будет больше угольных шахт. Топливо заменится химическими и физическими процессами. Будет время, по мнению проф. Бертело, когда каждый будет носить в кармане дозу химических веществ, которыми он будет удовлетворять свою пищевую потребность в белке, жире и углеводах, независимо от времени дня и года, дождей и засухи, морозов, града и вредных насекомых (см.: Там же. С. 27).

Вообще будущий социалистический строй, как мы сказали выше, облегчит труд не одних только крестьян и фабричных рабочих, а труд всех и каждого. Он освободит от тяжелого и лишнего труда всех, начиная с рабочего и крестьянина и кончая самым последним слугою, сторожем и прачкою. Беллами в своем социалистическом романе «Через сто лет» даже совсем отрицает необходимость существования прислуг в будущем социалистическом обществе. На вопрос: «Кто же у вас (в будущем социалистическом обществе) будет исполнять домашнюю работу?» – Беллами словами доктора Лита отвечает: «Стирка наша производится в общественных прачечных по необыкновенно дешевой цене, а кушанье готовится в общественных кухнях. Работа и починка всего, что мы носим, делается вне дома, в общественных мастерских. Электричество доставляет необходимое освещение и отопление» (Беллами Э. Через сто лет. СПб., 1891. С. 117).

Вот какие заманчивые перспективы обещает социализм в будущем социалистическом строе. «Тогда, – говорит Бебель словами проф. Бертело, – наступит переворот, которого в настоящее время невозможно себе и представить. Хлебные поля, виноградники, пастбища исчезнут. Различие между плодородными и безплодными местностями отпадет. Ибо тогда полного развития достигнет искусство со всеми красотами человеческой жизни. А земля будет садом, в котором можно будет по желанию предоставить расти траве и цветам, кустарнику и лесу, и в котором род человеческий будет жить в избытке, в золотом веке» (Бебель А. Указ. соч. С. 29).

Спрашивается: что же будет с самим человеком; какая же в нем произойдет перемена?

Мы видели выше, что все бедствия и преступления человека связываются у социализма с существованием частной собственности.

Отсюда ясно, что с падением частной собственности у человека отпадает всякий повод к преступлениям. К такому именно последовательному и простому выводу и пришел Бебель. «В будущем обществе, – говорит он, – не будут знать ни политических, ни уголовных преступлений и проступков. Воры исчезнут, т. к. исчезнет частная собственность, и в новом обществе каждый может, работая, легко и удобно удовлетворить своим потребностям. Не будет более бродяг – этого продукта общества, основанного на частной собственности; они исчезнут вместе с его падением. Убийство? Зачем? Никто не может обогатиться на счет другого, и убийство из ненависти или мести стоит точно также в прямой или косвенной зависимости от социального состояния общества. Ложная клятва или присяга, подделка подписей, обман, укрывательство наследства, подделка монет, поджоги – все это само собою прекратится с падением собственности» (Там же. С. 80).

Что же касается сравнительно небольшого числа преступлений жестоких, не имеющих ничего общего с корыстью, то они, по мнению социализма, совершаются или в силу атавизма, или в силу невежества. Первые будут врачеваться в социалистическом обществе медицинскою помощью; вторые – просвещением.

 


Советский плакат, 1950 год

 

Таким образом, в социалистическом строе жизни настанет эпоха, когда люди перестанут быть злыми. Но этого мало. С человеком произойдет небывалая еще доселе нравственная перемена. Люди станут более мягкими, добрыми и нравственными. «Я полагаю, – говорит Беллами словами мистера Бартона, – что если мы перенесемся в будущее, то будем поражены той изумительной переменой, которая произойдет в одно столетие как в материальных, так и в нравственных условиях человечества. Если мы взглянем на нравственную сторону этой разницы, мы очутимся перед явлением невиданным в истории прошлого. Пришлось бы извинить того, кто невольно воскликнул бы: „Да, это чудеса!“» (Беллами Э. Указ. соч. С. 260).

Так велик будет, по взгляду социалистов, нравственный переворот в будущем социалистическом обществе.

Тогда-то настанет время полного осуществления идеалов равенства, братства и любви на земле. И эти слова не простая фраза; они имеют под собою реальное основание. Если с переменою экономической основы общества люди перестанут быть злыми, то, чтобы иметь еще и положительные, нравственные качества, им нужно только дать лучшие условия жизни. Эти условия, в смысле наилучшего воспитания, образования и дальнейшего после школы устроения жизни человеческой и предоставит людям будущее общество.

 

Источник: Н-й С-в
[Николай СОБОЛЕВ].
Социалистический и откровенный взгляды на будущий строй
земной жизни. СПб., 1907.

 

Продолжение следует

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник