ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Новая Скрижаль,

или Объяснение о Церкви, о Литургии
и о всех службах и утварях церковных

 

 

Продолжение. Начало см. в № 10 (82)

 

 

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ:
О МОЛИТВАХ И ПОСЛЕДОВАНИЯХ,
СОДЕРЖАЩИХСЯ В ТРЕБНИКЕ

 

ГЛАВА 21:

ПОСЛЕДОВАНИЕ МЕРТВЕННОЕ
НАД СКОНЧАВШИМСЯ СВЯЩЕННИКОМ

 

§ 5

ЛИЦО СВЯЩЕННИКА
ПОКРЫВАЕТСЯ ПОКРОВОМ

 

«Покрывают лице его». Лицо умершего священника в знак почета покрывают покровом из алтаря (т. е. воздухом). У римлян этот обычай воспрещен 3-м правилом собора, бывшего в Аверне в 541 году. Там сказано: «Покровом Тела Господня никогда не должно покрывать священническое тело, выносимое к погребению; ибо употреблением священного покрова на мертвые тела оскверняются алтари». Но Восточная Церковь не может быть обвиняема в опасности осквернения священного покрова: потому что этот священный покров в том же гробе, в котором лежит мертвый, опускается с ним в землю, а не употребляется после на Святые Дары.

 

§ 6

СВЕЧИ ОКОЛО ГРОБА

 

«Подсвещники четыре» – один поставляется у главы, другой – у ног, и два иные – по бокам гроба с той и другой стороны его; а все в совокупности изображают крест.

 

ГЛАВА 22:

ПРИМЕЧАНИЯ ОБЩИЕ
ДЛЯ ВСЕХ ПОГРЕБЕНИЙ

 

§ 1

УСОПШИЕ ПОМИНАЮТСЯ

 

«О молениях и приношениях за умерших». Сохраняя издревле преданный обычай, Святая Восточная Церковь предала благоговейным и истинным чадам своим священный долг творить поминовения, молитвы и приношения за православных христиан.

Прежде всего, находим, что и в Ветхом Завете святые мужи молились за умерших и творили милостыни. Варух пророк говорит: Господи Вседержителю, Боже Израилев, услыши молитву умерших Израилевых (Вар. 3, 4).

Во Второй книге Маккавейской говорится: Обретоша же у коегождо от умерших под ризами убиенных от даров идольских, яже во Иамнии, о нихже закон запрещаше Иудеом, всем же яве бысть, яко сея ради вины тии падоша. Вси убо благословивше правый суд Господень, яко тайная сотвори явлена, к молению обратишася моливше, да сотворенный грех весьма изгладится: добльственный же Иуда моляше людий, да сохранят себе от греха, очима видяще бывшая падших за грех. И сотворив от мужей собрание утварей, яко две тысящы драхм сребра, посла во Иерусалим принести за грех [мертвых] жертву, предобре и благочестно творя, о воскресении помышляя. Аще бо падшым востати не чаял бы, излишно было бы и всуе о мертвых молитися. Ктому взирающ, яко во благочестии усопшым изряднейшая уготовася благодать: преподобное и благочестивое помышление: отонудуже за умерших моление сотвори, яко да от греха очистятся (2 Мак. 12, 40–45).

Благодать даяния пред всяким живым [да будет], и над мертвецем не возбрани благодати (Сир. 7, 36); В покои мертвеца упокой память его, и утешися о нем во исходе духа его (Там же. 38, 23); Телеса их в мире погребена быша, а имена их живут в роды. Премудрость их поведят людие, и похвалу их исповесть Церковь (Там же. 44, 13–14); От дний до дний исхождаху дщери Израилевы плакати о дщери Иеффая Галаадитина четыри дни в лете (Суд. 11, 40); Иждивай хлебы твоя при гробе праведных (Тов. 4, 17).

Посему и святые апостолы Петр и Павел (в 14-м правиле своем) повелели: «Творити усопшим третины во псалмех и молитвах Воскресшаго ради тридневно; а девятины на воспоминание сущих зде усопших; и четыредесять дней по ветхому закону, якоже и жидовстии людие плакахуся Моисея ради, и на всякое лето память им творите, и от имения их раздавайте нищим, на воспоминание их». И святой апостол Иаков, научившись у Христа, при составлении Литургии включил в нее молитвы за умерших как необходимую принадлежность оной.

Отсюда всяк может быть уверен, что приношения за умерших узаконены самими апостолами. Приняв Литургию сего святого апостола во всей целости ее чинопоследования, божественный Василий Великий сократил ее только в словах, сколько того требовали обстоятельства верующих. Восприняв ту же Литургию, святой Иоанн Златоуст расположил в нескольких местах ее молитвы за умерших.

Святой Дионисий Ареопагит (в гл. VII, ст. 127) говорит: «Священноначальник творит над усопшим священную молитву. Сею молитвою он просит богоначальную благость оставить усопшему все согрешения, содеянные по человеческой слабости, и вчинить его в свете и в стране живых: в недрах Авраама, Исаака, Иакова; в месте, отонудуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание».

Святой Афанасий Великий на вопрос 34-й: «Итак, что же, не ощущают ли некоторого благодеяния и души грешных, когда в память их совершаются собрания, благотворения и приношения?» Он же к Антиоху отвечает: «Если бы усопшие не были причастны некоторым благодеяниям от него (поминовения), то они не были бы поминаемы во время приношения безкровной жертвы. Но как лоза, когда цветет вне дома, среди поля, запах ее ощущает и заключенное вино и начинает цвести в одно время с лозою: так разумевай и о душах грешных: и они причащаются некоего благодеяния от безкровной жертвы и благотворений, которые творят в память их, – причащаются так, как ведает и повелевает Сам обладатель живых и мертвых, Господь и Бог наш».

Святой Григорий Назианзин (в 10-м надгробном слове Кесарию) говорит: «И ныне для нас спасся великий Кесарий, которого и самый прах честен, восхваляемый будучи мертвым, пересылаемый от песней к песням, препровождаемый к мученическим алтарям, чествуемый преподобными руками родителей; теперь, когда мать, побеждая слезы целомудрием и утоляя плач псалмопениями, светло и торжественно совносит с ним (с телом сына) благочестие вместо печали; – и таким образом душа усопшего достойную приемлет честь от новосозданной души, которую Дух возобразил водою». Таков был древний обычай, совершаемый над усопшими.

Святой Иоанн Златоуст в 21-м нравоучении на Деяния святых апостолов описывает и потребность и всю пользу поминовения: «Есть, есть, братие, средства облегчить мучения души грешника, если захотим. Если мы будем творить частые молитвы о нем, если будем раздавать милостыню, то хотя бы он и недостоин был милостей Божиих, но нами Бог умолен будет. Если Он ради Павла других спас, если и ради других пощадил многих: как же ради нас Он не сделает того же? От имений его, от собственных стяжаний, откуда восхощешь, – помоги. Чем большим грехам повинен брат твой, тем больше требует милостыни за себя. Подавай не для него только, но и для себя, – т. к. не одну и ту же силу имеет милостыня, подаваемая самим, какую имеет она от рук других. Ибо не все равно, что самому подать милостыню кому-либо, что другому о нем. Т. к. милостыня из чужих рук имеет меньшее достоинство пред тою, которая подается от себя, то мы и должны увеличить ее достоинство множеством дара. Не о гробах и не о торжествах погребальных должны пещись мы, но о душе усопшего. Поставим окрест гроба вдовиц и сирот: вот величайшее торжество погребения! Поведай имя преставльшегося, попроси всех творить молитвы и прошения – это умилостивит Бога, хотя это и не от него лично возносится, но другие для него испрашивают милости Божией: таков закон человеколюбия Божия! Вдовицы, обстоящие благотворителя и слезящие о милосердом, могут исхитить его не только от настоящей, но и от будущей смерти. Многие получили пользу и от других, которые за них подавали милостыню, и обрели, если не совершенное, то хотя некоторое утешение. Не напрасно бывают приношения об усопших, не тщетны мольбы, не всуе милостыни! Все это завещал Дух Святый, хотящий того, чтобы мы друг другу приносили пользу. Ибо смотри: он получает пользу от тебя, а ты – от него. Не напрасно диакон вопиет: „О иже о Христе усопших, о иже памяти о них совершающих“, – это не диаконов голос, – это глас Духа Святаго, потому что это дар Его! Ведая сие, будем, сколько можем, подавать утешение душам отшедших, вместо слез, вместо рыданий, вместо надгробных украшений, милостынями, молитвами, приношениями, дабы и они, и мы получили обещанные блага, благодатно и человеколюбием Единородного Сына».

Древность сего предания довольно утверждают пространные свидетельства и многих других писателей, учение и примеры жития и кончины многих святых, которые не только сами творили поминовение об усопших, но в писаниях своих завещали непременно творить все сие на предбудущие времена в память их. Сохраняя все сие во благой памяти, Святая Церковь, мать наша, никогда не отлагает сего долга.


Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)


Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.

 

Продолжение следует

 

ОПРОС ||
Православное учение о спасении

    


     1. Согласны ли Вы, что в Православной Церкви не может быть двух взаимоисключающих учений по вопросу спасения неправославных?


     да – 100%

 

     2. Знаете ли Вы, что Священное Писание и Святые Отцы однозначно свидетельствуют о необходимости для спасения принятия Таинства Крещения?


     да – 99%; нет – 1%

 

     3. Знаете ли Вы, что, по Преданию Церкви, благоразумный разбойник был крещен водой, истекшей из пронзенного ребра Христова?


     да – 49%; нет – 51%

 

     4. Согласны ли Вы, что вне Православия спасение невозможно?


     да – 100%    

 

 

 

 

 

      

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
 
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник