ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
СЛОВО ПАСТЫРЯ ПРАЗДНИЧНАЯ ПРОПОВЕДЬ СТРАНИЦА 13
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

«Помни, помни, не забывай!»

6/19 августа – Преображение Господа Бога и
Спаса нашего Иисуса Христа

 

 

Публикация праздничной или воскресной проповеди в ПК, как правило, не выходит за рамки одной полосы. Но нынешнее слово, несмотря на внушительный объем, мы решили напечатать практически целиком, лишь с незначительными сокращениями. Это не столько типичное пастырское назидание, сколько необычайно глубокое размышление, затрагивающее с разных сторон, пожалуй, ключевую проблему современной жизни.

 

На горе преобразился еси,
и якоже вмещаху ученицы Твои,
славу Твою, Христе Боже, видеша:
да егда Тя узрят распинаема,
страдание убо уразумеют вольное,
мирови же проповедят, яко Ты еси

воистинну Отчее сияние.

Кондак на Преображение Господне

 

В этой священной песне определяется цель и значение явлений славы Господней людям. В явлениях славы Господней верующие могут и должны почерпать бодрость, крепость духа во времена искушений и испытаний, когда приходится видеть Господа распинаема, его Святую Церковь в поношении и гонении, его святое дело в попрании и поругании. Если святые пророки, апостолы, исповедники и мученики посреди ужаснейших гонений и мучений, перед лицом смерти хранили и проповедовали бодрую верность Господу, то в этом подвиге первостепенное значение имели ранее видимые ими явления славы Господней, свято сохраненные в благочестивой памяти.

Неблагодарно забывающие явления славы Господней лишают себя великого и святого источника духовной бодрости и силы, обрекают себя на уныние, смятение и отчаяние в бедах, навлекают на себя справедливый гнев Господень. Горе тебе, Хоразин! Горе тебе, Вифсаида! Ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись, но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня; но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе (Мф. 11, 21–24). Вдумайтесь: за что Господь приравнивает эти города беззаконнейшим Тиру, Сидону, Содому? За что грозит им карой? Они забыли, пренебрегли бывшие в них явления славы Господней.

По понятиям мира сего такое безпамятство – совершенно неважный недочет в человеке. Люди мира сего стесняются говорить о слабости своего ума и воли, но о слабости своей памяти они говорят не стесняясь. Даже фальшивой, лживой, лицемерной памяти, которая гораздо хуже слабой памяти, сын мира сего не стыдится. Ничтожное, мелкое, злое, пошлое сын мира сего тщательно складывает в своей памяти, а великое, святое, доброе – забывает и думает, что это «ничего», дело маловажное. Но Христос на это дело смотрит иначе. Легкомысленную забывчивость, тупое безпамятство, лживую, лицемерную память мира сего Он объявляет тягчайшим грехом, влекущим за собою роковые последствия. И, конечно, как всегда, суд Его праведен.

Вникните, как часто мы тягчайшим образом прегрешаем против ближних только оттого, что сделанное ими нам великое добро забываем, а причиненные нам мелкие обиды и зло помним. Проследите свою жизнь, свои отношения к самым близким, дорогим. Проследите свои отношения к родителям, свои взаимоотношения в супружестве. Часто бывает достаточно одного какого-нибудь слова, поступка для вас огорчительного, может быть, и подлинно неудачного, грубого, явившегося следствием раздражения, усталости, расстроенного здоровья, ошибки, чтобы это роковое слово, этот случайный поступок пленил всю вашу память, вытеснил из нее все то милое, дорогое, доброе, святое, чистое, что накоплялось в памяти годами, десятками лет. Родители, которые еще несколько моментов тому назад казались вам воплощением добра и благоделательства, теперь кажутся врагами вашей свободы и счастья; отчий дом, который был для вас святилищем, теперь кажется мрачною тюрьмою; жена, которая доселе была для вас ангелом мира, теперь обратилась в бабу-ягу; муж, который был защитником и опорой, теперь стал деспотом и извергом; семейный очаг, который доселе был светлым, уютным убежищем мира, любви и радости, теперь стал вдруг адом кромешным. Примирение кажется невозможным и ненужным. Между тем дело просто. Отрешись от лживой, фальшивой, лицемерной памяти. Восстанови на счетах твоей памяти наряду с огорчениями текущего все былые радости, все былое добро, все былое чистое, святое – и ты увидишь, как ты неправ, как зол и несправедлив.

 

 

Проследите свои отношения к Богу, и вы увидите, что и здесь имеет место то забвение явлений любви Божией, Божиего милосердия, явлений Его славы, то лживое, лицемерное памятование о сих явлениях. На протяжении всей истории человечества, на протяжении всего слова Божия мы постоянно слышим увещание: «Помни, помни, не забывай всех воздаяний Его». Нет лучшего назидания для нашей торопливой, суетливой, тщеславной и лживой современности, как это: «Помни, помни, не забывай». На протяжении всей истории человечества и всего слова Божия постоянно слышится обличение человека в забывчивости: Родившего тебя ты забыл, и не помнил Бога, создавшего тебя (Втор. 32, 18); Вы забыли питающего вас… Бога (Вар. 4, 8); «Вол знает владетеля своего и осел ясли господина своего, а народ Мой не помнит Меня, не разумеет» (ср.: Ис. 1, 3). Вот капернаумляне, толпами стекались они ко Христу и слушали Его учение, и умилялись, наблюдая Его жизнь и чудеса, и поражались, принимая без счету благодеяния Его, и восторгались Им. С каким увлечением делились они вечерним часом у домашнего очага всем виденным и слышанным в следовании за Христом. Но на этом дело и стало. Новые впечатления нового дня, злостная агитация врагов Христа и собственное забывчивое легкомыслие сделали то, что все то светлое, доброе, святое, что дало им следование за Христом, забылось. Шумливый текущий день заглушил святые отзвуки былого. Христос пронесся для них, как метеор, и не стал путеводною звездою. Неблагодарные, безпамятливые капернаумляне! Они не только забыли бывшие пред ними явления славы Господней, но и свои голоса в день распятия присоединили к безумному воплю толпы: «Распни, распни Его», и они небесному Учителю и Благодетелю предпочли Варраву.

Таково преступное безпамятство «людей сих», «народа сего». Но они ли только грешны таким неблагодарным безпамятством? Оглянитесь на жизнь современных нам великих народов и на свою собственную жизнь. Разве и в жизни тех великих современных народов, которые в настоящее время или отстают от Господа, или даже восстают на Него, не было великих явлений славы и милосердия Божия? Вчитайтесь в страницы истории великих современных народов, и вы увидите, что в неблагодарном безпамятстве эти народы превзошли израильтян и капернаумлян. <…>

Т. к. громадное большинство моих сегодняшних слушателей составляют сыны и дщери великого Русского народа, то на данных истории Русского народа остановим внимание во всеуслышание. Как неисчерпаемо богатство явлений славы и милосердия Божия в истории Русского народа! Спуститесь к самым истокам этой тысячелетней истории, когда «славянские ручьи» еще только начинают вливаться в «Русское море», проследите потом, как ширится и углубляется это «Русское море», как оно борется с враждебными течениями и побеждает их, и вы поймете, что здесь приходится иметь дело не с явлениями силы человеческой, а с явлениями славы и милосердия Божия. Почитайте свидетельства, занесенные на скрижали истории просвещенными и богопросвещенными мужами Русского народа от дней древних и до последних дней, и вы убедитесь, что во все времена были люди, которые видели и понимали явления славы и милосердия Божия в судьбах Русского народа и возвещали о них всему миру. Вся эта история – чудо милости Божией. Окиньте взором лицо земли Русской, и вы увидите несчетные памятники на могилах сынов Русского народа, памятники великих событий из жизни народа, и даже в тех случаях, когда памятники эти – не храмы и не обители, – а большинство этих памятников именно храмы и обители, – вы увидите на них надписи, смысл которых сводится к знаменитому изречению: «Не нам, Господи, не нам, а имени Твоему слава» (ср.: Пс. 113, 9). И все-таки современный сын великого народа не всегда помнит явления славы и милости Божией в судьбах своего народа. Разве это не безпамятство, разве не фальшивая память?

Само собою разумеется, что не только современные сыны Русского народа грешат таким неблагодарным безпамятством и фальшивою памятью… Забвение явлений славы Божией, явлений милосердия Божия, искажение свидетельств о сих явлениях, безпамятство и фальшивая, лживая память становятся повальною болезнью для современных народов. Не только из текущей жизни стремятся изгнать Бога, но и со страниц истории, с исторических памятников стремятся стереть имя Бога. «Нам самим, нам самим, а не имени Божию подобает слава», – в безпамятстве и ослеплении, наперекор свидетельству истории, вопит современность.

 

Окончание см. на стр. 15

 

 

     Дорогие отцы, братья и сестры! Газета "Православный Крест" – одно из немногих изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Редакционная политика "ПК" – освещать актуальные темы серьезно и глубоко, говорить всю правду. Наше издание стремится помочь верующим и ищущим истину людям. Там, где секулярные СМИ восхищаются "новизной" технологий и искусств, мы предупреждаем о связанных с ними рисках и, опираясь на слово Божие, стараемся подсказать, как избежать различных опасностей и соблазнов века сего.

     «Православный Крест» – некоммерческая газета, существующая на средства жертвователей. Если Вы хотите, чтобы наш общий проект, наше общее дело, наш рупор веры Христовой не только сохранился, но и развивался дальше, то просим Вас оказать редакции посильную финансовую поддержку. Любая – даже самая малая – лепта будет принята с огромной благодарностью и молитвой о благотворителях. По вопросам оказания помощи звоните, пожалуйста, по тел.: 89153536998.     

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник