ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ! | ПОДВИЖНИКИ БЛАГОЧЕСТИЯ | СТРАНИЦА 15 |
Могила отца Романа в Сергиевом Посаде
Окончание. Начало см. на стр. 12
ИЕРОМОНАХ
ИННОКЕНТИЙ (НИКОЛАЕВ):
Он преподавал нам Историю Церкви. Жалко, конечно, что не окончил курс. Он преподавал просто, именно для нас, можно сказать, снисходил к нашему уровню. Он рассказывал нам о всех Вселенских Соборах, но не успел нам раскрыть Седьмой Вселенский Собор: в конце мая перешел в Лавру. Он четко объяснил нам, на тех порах только пришедшим из мира, почему всякая ересь решительно и безкомпромиссно отвергалась Святыми Отцами, объяснял, почему невозможно еретикам спастись.
Он всячески поощрял среди нас стремление к монашеству. Особенно среди тех учащихся, которые были к этому расположены. И некоторые из иконописной школы приняли монашество.
ПРОТОИЕРЕЙ
НИКОЛАЙ ИНОЗЕМЦЕВ:
Есть люди, которые были уверены в том, что отец Роман, как эконом, занимается не совсем своим делом. Что он вообщето должен возглавлять иконописную школу или иконописные курсы или что другое, связанное с этим. Почему? Потому что не всякий иконописец может быть преподавателем. Не всякий иконописец может объяснить. Вот он пишет, а сказать об иконе не может. А отец Роман мог и писать, и объяснять. Это редкое сочетание. Но ему приходилось заниматься экономскими делами. И очень серьезно, а самое главное – плодотворно.
ИЕРОМОНАХ НИКОН (ПАШКОВ):
Меня всегда удивляла и трогала его способность видеть красоту окружающего мира и делиться с другими этой красотой, хотя бы через свои песни. Это видение красоты нас с ним объединяло. Но я просто видел, а он умел все это выразить.
НАТАЛЬЯ СЕРБИНОВИЧ:
Душа, сердце отца Романа – это его песни. То, чем он жил, дышал, о чем мечтал, думал, в чем каялся и молился, – все в них.
РЕГЕНТ ГЕОРГИЙ САФОНОВ:
Многим известны его духовные стихи и канты, – это очень интересный материал, очень богатый, который я как профессионал всем советую слушать, впитывать в себя, потому что то, что несет каждая его песня, каждая былина, каждый его стих – это маленькое нравственное поучение.
Отец Роман явился инициатором того, чтобы прийти однажды к отцу Наместнику и спеть ему не песнопения из службы, которые он слышал за богослужением, а чтонибудь не относящееся к богослужению, какиенибудь Русские романсы или Русские песни, или духовные стихи. И таким образом мы в результате вышли на очень интересные программы воинских песен, казачьих песен, Русских народных песен, старинных романсов, вальсов, маршей Российской армии. И это в конце концов вылилось в программу гимнов Российской Империи и военнопатриотических песен. Я считаю, что вдохновителем этой интереснейшей программы был отец Роман, потому что он заложил зерно, которое потом дало всходы.
МОНАХИНЯ ВЕРА (ЧИГИРИНОВА):
Он хорошо понимал значение духовной песни. Песнопения – это продолжение молитвы. Человеку, только начинающему ходить в храм, они помогают молиться. Песни отца Романа многое открывают человеку, помогают много узнать. Они все очень глубоки по смыслу и заставляют задуматься о смысле нашей жизни, о том, что все мы тут в гостях.
Он был защитником Православия. Верил, что Русь возродится, что она будет Православной. Верил не просто как мы многие верим, он к этому прилагал свои силы. Он знал, что для того, чтобы Русь стала Православной, каждый из нас должен измениться. Он писал стихи, песни, исполнял их, чтобы люди задумались и стали другими.
ТАТЬЯНА СЕРБИНОВИЧ:
Отец Роман очень любил Родину, все Русское, православное. Это касалось даже пищи. Когда мы готовили, то хотели угодить, придумывали чтонибудь необычное. А он говорил: «Я люблю простую Русскую еду: вареную картошку, уху и соленые огурцы».
Отец Роман был воином Христовым, все свои труды он полагал для возрождения России, веры Православной. С его уходом монастырь, Россия потеряла человека, который так много сделал для Православия, для своей любимой Родины. Но я надеюсь, что Россия приобрела еще одного молитвенника пред Господом за нее.
СВЯЩЕННИК АЛЕКСАНДР ДУБИНИН:
Отец Роман жаждал огромного размаха битвы со злом. Называл своим идеалом злодейски убитого в 20е годы архиепископа Рижского Иоанна (Поммера), человека необычайной силы. Так, в радостном ожидании богатырской битвы за Святую Русь, за веру Православную он и закончил свою жизнь…
ИЗ БЕСЕДЫ АРХИДИАКОНА
РОМАНА (ТАМБЕРГА)
НА РАДИОСТАНЦИИ «РАДОНЕЖ»:
…Обычно принято противопоставлять демократов и коммунистов. Но если посмотреть и на тех, и на других с высоты истории, то это совершенно одно и то же. И та, и другая партия выступает за народоправление, только они расходятся в какихто незначительных частностях. Есть такое мнение, что само это ложное противостояние создано для того, чтобы привлечь наше внимание и втянуть в круг вопросов, совершенно несвойственных христианину и христианскому сознанию, и которые не ведут нас по пути евангельских заповедей, по пути духовного самосовершенствования. У нас, православных, есть свои пути, которые начертаны в Евангелии, к которым призывает Святая Православная Церковь.
Мы считаем, что выход из кризиса – в том, чтобы народ вернулся к Богу, а Россия вернулась к своему призванию. У каждой страны, у каждого народа, как и у каждого человека, есть свое призвание. У России призвание – свидетельствовать всему миру о красоте Православия, о красоте Евангелия.
СТИХОТВОРЕНИЕ ОТЦА РОМАНА:
Средь житейского моря бурлящего,
Среди нищих, среди богачей,
Пред князьями, у власти стоящими,
Я пою об Отчизне моей.
Пусть считают Россию заблудшею
И погибшею в смертных грехах.
Я пою про Россию уснувшую,
Утонувшую в белых снегах.
Я пою про Россию сокрывшуюся
В непроходных дремучих лесах,
На озерное дно опустившуюся
Светлым Китежем в черных волнах.
Средь застолья и пира ликующего,
На привале, в походе, в бою,
Средь скорбящих, среди торжествующих
Я о Родине милой пою.
Русь Святая, ты стала изгнанницей
У своих нечестивых сынов.
Тихой инокиней, кроткой странницей
Ты ушла из больших городов.
Ко святым образам помолилася,
Перед Богом поверглась во прах,
От мирской суеты удалилася,
Затворилася в дальних скитах.
Не сыскать тебя в дебрях нехоженых.
Но как прежде, твой образ живет
В грустных песнях калик перехожих,
В звонких струнах бродяггусляров.
От глумливых и дерзких скрываешься
И, незримая в гордых очах,
Только праведным ты открываешься,
Только кающимся во грехах.
Вот и мне час настал, время пробило
В путь идти, торопиться домой.
Но найду ли тебя, моя Родина,
Я, объятый греховною тьмой?
Среди вьюг, над землею бушующих,
Среди дней, среди темных ночей,
Средь скитальцев, Отчизны взыскующих,
Я пою о России моей.
Подготовили Ксения МИРОНОВА
и Серафима СМОЛИНА
По книге: Когда уйду навеки...
Протоиерей Алексий Грачев.
Архидиакон Роман (Тамберг):
Книга воспоминаний /
Сост. В. Ю. Малягин. М., 2007.