ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
В ЭТОТ ДЕНЬ... БОЖИЙ ВЕРТОГРАД СТРАНИЦА 10
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

Пример чадам

 

 

Отец Оригена. Пострадал при Септимии Севере во время пятого гонения на христиан, начавшегося вследствие строгого указа Императора в 202 году, которым воспрещалось, под смертною казнью, принимать Христианство.

В некоторых областях вражда язычников против христиан была так сильна, что, опираясь на нерасположение к ним Императора, они начали преследовать христиан даже до получения положительного на то указа от Императора, и преследование это, например, в Египте, было так жестоко, что христиане считали это признаком пришествия на землю антихриста и скорой кончины века.

В это время был схвачен в Александрии христианин по имени Леонид, и заключен в темницу. Это был отец большого семейства, которому в случае смерти Леонида предстояла нищета, т. к. имущество осужденных за веру Христову отбиралось в казну. Это не могло поколебать и заставить отречься от Христа человека, который успел уже и детей своих воспитать в такой сильной любви к воплотившемуся Богу, что старший из них, семнадцатилетний Ориген, писал к отцу в темницу: «Отец, не безпокойся о нас и не уклоняйся от мученичества ради нас»... Мученическою смертью и запечатлел Леонид непоколебимую любовь свою к непоколебимой истине.

 

Избранные жития святых, изложенные
по руководству Четьих-Миней архиепископа
Филарета Черниговского. Т. 1. М., 2011.

 

 

 

Смерть за Божий храм


Табличка на памятной стелле на месте гибели сщмч. Макария
в с. Скрыгалов Гомельской области (Белоруссия)

 

Блаженный Макарий до посвящения в митрополита был архимандритом Виленского Троицкого монастыря. В 1495 году при венчании Великого Князя Литовского Александра с Еленою, дочерью Великого Князя Московского Иоанна, блаженный Макарий присутствовал в сане архимандрита Виленского, но уже назывался нареченным митрополитом.

В том же 1495 году «собрались епископы, согласно летописи – Владимирский Вассиан, Луцкий Иона, и поставили Макария митрополитом Киева и всей России...“»

Блаженный Макарий жил в Вильно: здесь посвятил он в 1495 году Кирилла в епископа Луцку. В Вильно личным сношением с Великим Князем Литвы святитель легко мог предупреждать происки и насилия папизма, равно помогать Православию и в других нуждах. С другой стороны, Киев в те печальные времена оставался полуразрушенным и часто подвергался нападеньям крымских и ногайских хищников. Татары два раза опустошали Волынь в 1496 году, и в марте 1497 года два отряда их снова вторгались туда же, но оба были разбиты наголову и почти истреблены.

Попечительный пастырь давно желал осмотреть древнейшее место своей кафедры и святыни Киева. К тому побуждала его и настоятельная нужда привести в порядок Софийский собор, ограбленный пред тем татарами. После счастливых дел с татарами решился он отправиться в Киев. Ему говорили о возможных опасностях пути, но он по делам долга своего предал себя воле Божией.

Современный летописец, знавший Макария, оплакивает смерть его, встреченную на пути в Киев, как наказание за грехи паствы, и утешается ею как залогом наград за святую ревность его. Он так пишет: «Того же 1497 года мая 1-го дня безбожные перекопские татары убили преосвященного Киевского Макария, митрополита и архиепископа всей России». В селе Стриголове Минской губернии, за пять миль от Мозыря, «на реке Бчич, нагнали они его совсем неожиданно. Они увели в свою землю бывших с ним и одних убили, других взяли в плен. Много волостей и мест ограбили и выжгли они и, взяв в плен множество людей, возвратились в свое место. Так Бог попустил по нашим грехам. Грешники мы от ног до головы. Но уповаем на Господа Бога. Такая смерть с архиереем Божиим случилась для того, чтобы более награжден он был. Он отправился в Киев, желая помочь Софии, церкви Божией, разоренной прежде того теми же нечестивцами... Ужасно, братия: если так случилось с архиереем Божиим, по попущению Божиему, то мы как избежим гнева Божиего за наши дела? <...> В суд и позор обратились мы за грехи наши».

Так писал современник. И не напрасно утешался он за блаженного Макария при мысли о кончине его. Святое тело его прославлено нетлением. Оно покоится ныне в Софийском соборе открыто.

 

Избранные жития святых,
изложенные по руководству
Четьих-Миней архиепископа
Филарета Черниговского.
Т. 1. М., 2011.

 

Печатается с сокращениями

 

 

 

 

18 апреля / 1 мая. Вторник.

Преп. Иоанна, ученика преп. Григория Декаполита (820–850). Мчч. Виктора, Зотика, Зинона, Акиндина и Севериана (303). Свт. Космы исп., еп. Халкидонского, и преп. Авксентия (815–820). Мч. Иоанна Нового из Янины (1526). Сщмч. Виссариона Селинина пресвитера (1918); прмц. Тамары Сатси (1942). Максимовской иконы Божией Матери (1299).

 

19 апреля / 2 мая. Среда. Преполовение Пятидесятницы. Преп. Иоанна Ветхопещерника (VIII).  Блж. Матроны Московской (1952). Мчч. Феоны, Христофора и Антонина (303). Сщмч. Пафнутия, еп. Иерусалимского. Свт. Георгия исп., еп. Антиохии Писидийской (813–820). Свт. Трифона, Патриарха Константинопольского (933). Преп. Никифора игумена. Свт. Виктора исп., еп. Глазовского (1934). Моздокской и Дубенской-Красногорской (XVII) икон Божией Матери (переходящие празднования в Преполовение Пятидесятницы).

 

20 апреля / 3 мая. Четверг.

Преп. Феодора Трихины. Преп. Александра Ошевенского (1479). Мч. младенца Гавриила Белостокского (1690). Свтт. Григория (593) и Анастасия Синаита (599), Патриархов Антиохийских. Преп. Анастасия, игумена Синайской горы (685). Свт. Николая Велимировича, еп. Охридского и Жичского (1956) (Серб.). Свт. Феодосия исп., еп. Коломенского (1937). Кипрской иконы Божией Матери (392).

 

21 апреля / 4 мая. Пятница.

Сщмч. Ианнуария еп. и с ним мчч. Прокула, Соссия и Фавста диаконов, Дисидерия чтеца, Евтихия и Акутиона (ок. 305). Мч. Феодора, иже в Пергии, матери его Филиппии, Диоскора, Сократа и Дионисия (II). Обретение мощей преп. Феодора Санаксарского (1999). Прав. Алексия Бортсурманского (1848). Мчч. Исакия, Аполлоса и Кодрата (303). Свт. Максимиана, Патриарха Константинопольского (434). Сщмч. Иоанна Пригоровского пресвитера (1918); св. Николая Писаревского исп., пресвитера (1933); сщмч. Алексия Протопопова пресвитера (1938).

 

22 апреля / 5 мая. Суббота.

Преп. Феодора Сикеота, еп. Анастасиупольского (613). Перенесение мощей блгв. кн. Всеволода, во святом Крещении Гавриила, Псковского (1834). Aпп. Нафанаила, Луки и Климента (I). Преп. Виталия (609–620). Сщмч. Платона, еп. Банялукского (1941) (Серб.). Сщмч. Евстафия Малаховского пресвитера (1918); мч. Димитрия Власенкова (1942).

 

23 апреля / 6 мая. Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне.

Вмч. Георгия Победоносца (303). Иверской иконы Божией Матери (второе обретение списка иконы). Мц. Царицы Александры (303). Мчч. Анатолия и Протолеона (303). Преп. Софии (1974). Сщмч. Иоанна Ансерова пресвитера (1940).

 

24 апреля / 7 мая. Понедельник.

Мч. Саввы Стратилата и с ним 70-ти воинов (272). Преп. Саввы Печерского, в Ближних пещерах (XIII). Преп. Алексия, затворника Печерского, в Ближних пещерах (XIII). Мчч. Пасикрата и Валентина (228). Мчч. Евсевия, Неона, Леонтия, Лонгина и иных (303). Преп. Фомы юродивого (546–560). Преп. Елисаветы чудотворицы (V). Сщмч. Бранко пресвитера (1941) (Серб.). Мч. Сергия Архангельского (1938). Молченской иконы Божией Матери (1405).

 

25 апреля / 8 мая. Вторник.

Апостола и евангелиста Марка (63).  Преп. Сильвестра Обнорского (1379). Преп. Василия Поляномерульского (1767) (Румын.). Сщмч. Сергия Рохлецова пресвитера (1938). Цареградской иконы Божией Матери (1071).

 

26 апреля / 9 мая. Среда.

Отдание праздника Преполовения Пятидесятницы. Сщмч. Василия, еп. Амасийского (ок. 322). Свт. Стефана, еп. Великопермского (1396). Прав. Глафиры девы (322). Преп. Иоанникия Девиченского (XIII) (Серб.). Сщмч. Иоанна Панкова пресвитера и сыновей его мчч. Николая и Петра (1918). Поминовение усопших воинов, на поле брани за веру, народ и Отечество живот свой положивших в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.).

 

27 апреля / 10 мая. Четверг.
Ап. и сщмч. Симеона, сродника Господня (107). Преп. Стефана, игумена Печерского, еп. Владимиро-Волынского (1094). Прав. Евлогия странноприимца (IV). Сщмчч. Павла Светозарова и Иоанна Рождественского пресвитеров, мчч. Петра Языкова, Николая Малкова, Авксентия Калашникова, Сергия Мефодиева и мц. Анастасии (1922); прмц. Марии Носовой (1938); сщмч. Иоанна Спасского пресвитера (1941).

 

28 апреля / 11 мая. Пятница.

Aпп. от 70-ти Иасона и Сосипатра, Керкиры девы и иных, с ними пострадавших (I). Мчч. Дады, Максима и Квинтилиана (286). Свт. Кирилла, еп. Туровского (1183). Мчч. Саторния, Иакисхола, Фавстиана, Ианнуария, Марсалия, Евфрасия, Маммия, Мурина, Зинона, Евсевия, Неона и Виталия (ок. 63). Мц. Анны Шашкиной (1940).

 

29 апреля / 12 мая. Суббота.

Девяти мучеников Кизических: Феогнида, Руфа, Антипатра, Феостиха, Артемы, Магна, Феодота, Фавмасия и Филимона (286–299). Преп. Мемнона чудотворца. Преп. Нектария Оптинского (1928). Преп. Амфилохия Почаевского (1970). Мчч. Диодора и Родопиана диакона (284–305). Свт. Василия Острожского (1671) (Серб.). 300 мучеников, в горах Дудиквати и Папати (Турция) пострадавших (XVII–XVIII) (Груз.).

 

30 апреля / 13 мая. Неделя 6-я по Пасхе, о слепом.

Ап. Иакова Зеведеева (44). Обретение мощей свт. Никиты, еп. Новгородского (1558). Свт. Игнатия (Брянчанинова), еп. Кавказского (1867). Свт. Доната, еп. Еврии (ок. 387). Обретение мощей сщмч. Василия, еп. Амасийского (IV). Мч. Максима.

 

1/14 мая. Понедельник.

Прор. Иеремии (VI в. до P.X.). Преп. Пафнутия Боровского (1477). Сщмч. Макария, митр. Киевского (1497). Преп. Герасима Болдинского (1554). Прмч. Ваты Персянина (IV). Блгв. Тамары, Царицы Грузинской (1213). Прмчч. Афонских Евфимия (1814), Игнатия (1814) и Акакия (1816). Мц. Нины Кузнецовой (1938). Царевококшайской, или Мироносицкой (1647), Андрониковской и именуемой «Нечаянная Радость» икон Божией Матери.

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник