ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ДЕРЖАВНАЯ БЕСЕДА ГОД ЦАРСКОЙ ГОЛГОФЫ СТРАНИЦА 4
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Почитание Царя – вопрос
нашего существования

 

 

Продолжение. Начало см. на стр. 3

 

– Какое у Вас отношение к творчеству, какова его цель, как происходит написание песен?

– Понимаете, Русский человек не поддается никакой дрессировке – как о нас говорят враги: Русского легче убить, чем переделать. И вот для меня невозможно как-то подстраиваться, лукавить в таком святом деле, как песня…

Первая песня из Царского цикла – о Царственных Мучениках – родилась именно в Дивееве. Года за три до их канонизации общецерковной. И когда ее написал, то год Жанне не показывал, понимая, что это нечто не от мира сего!.. И после того как Жанна спела эту песню, народ очень откликнулся. Мне стали говорить, что вот и о Царе отдельно надо бы спеть, ведь он – ключевая фигура. Так появился Царский цикл – диск «Царь Николай» Жанна записала. Там многое на стихи Сергея Бехтеева, а главную песню о Царе я написал в Туле, в Великий Четверг. Все это тоже еще до официальной канонизации святой Царской Семьи.

Еще когда мы познакомились с отцом Романом (Матюшиным), очень прониклись его песнопениями. Я описал бы это так: если Петр I «прорубил окно в Европу», то отец Роман прорубил потолок, в который упиралась бардовская песня, и показал, как можно спокойно, духовно петь о Боге. Вот и Жанна мне говорит тогда в простоте своей: «Давай, пиши такие песни!» А я говорю: «Легко ты сказала! Во-первых, он – монах, у него особый дар, талант, благословение (старца Николая Гурьянова). Я бы хотел, конечно, так, но как у отца Романа у меня не получится». Но мысль эта, идея запала у меня в душу. Ведь всегда были переживания за Россию, за веру. И со временем начал уже не под кого-то, а под себя писать песни – появился цикл огромный о России: «Мы – Русские», который сам Патриарх Алексий благословил.

 

– Очень интересный и показательный момент. Расскажите, пожалуйста, подробнее.

– В 2000 году нас с Жанной пригласили на торжества в Иерусалим, где был сам Патриарх и многие Владыки. Мы приехали с дисками «Царь Николай», на которых была изображена икона уже тогда и которые Жанна прямо там, в Вифлееме, вручила каждому из духовенства – Патриарху Алексию, митрополиту Ювеналию и митрополиту Кириллу! Напомню, что это происходило еще до Архиерейского Собора в Москве, когда и на нем-то не собирались прославлять Царя и неохотно к этой теме обращались… А тут – диск с иконой!

Также могу сказать, что незадолго до смерти Патриарха Алексия книга вышла – «Царский Крест», которую составил поэт Николай Кулешов, куда вошли и несколько моих стихотворений, лично благословленных Патриархом: «Мы – Русские», «Царица Александра» и «Победа будет за нами».

Мы знали его лично, нам передавали, что он хотел, чтобы мы приехали на патриаршую дачу с домашним концертом, но, к сожалению, не получилось… Мы часто пели в концертном зале в Даниловом монастыре. Но вот что характерно: там нам предложили сделать профессиональный клип на песню о Царственных Мучениках, только, как нам сказали, без куплета об архиереях («Если архиереи, разузнав подробно, / Не поверят снова вашим чудесам, / По обетованию старец преподобный / Серафим Саровский Вас прославит сам». – Примеч. ред.). Но мы не согласились, ведь, как говорится, слов из песни (и из истории) не выкинешь. Про отступление среди духовенства, как известно, батюшка Серафим предупреждал и молился Богу: «Господи, Ты лучше меня, убогого, лиши Царства Небесного, а их пощади». На что получил ответ: «Не помилую». Так сильно распространится нечестие. И грозные слова блаженной Пелагии Рязанской мы знаем: «Богатые священники распяли Христа, богатые священники свергли Царя, богатые священники приведут народ к антихристу». Поэтому в Церкви Христовой сейчас непростые времена. И тогда мы с Жанной слышали разные кривотолки за спиной. Но, слава Богу, не боялись и не отступали ни перед чем.

Вообще, Патриарх в Церкви – особая сила, как глыба такая духовная. Ведь любое слово его, благословение на весь мир идет. Тем более тогда, в 90-е годы, когда люди говорили о «золотой клетке», в которой он находился. Поэтому любой жест, любое проявление его благосклонности были на виду у всех. Мы часто видели, как Святейший благословляет, ручку кладет на голову, а тут на одном концерте в Москве мы подошли после концерта, где Жанна спела «Боже, Царя храни» – все оживились, а по ней видно, что она как ребенок, и Царя почитает, и Патриарха. И вот мы подошли под благословение к Святейшему, а он прямо взял голову в руки и поцеловал каждого в темечко, благословил и прижал к груди! Это было для нас знаково. И может быть, он показал то, что не мог сказать вслух при всех. Что он наше творчество поддерживает, защищает и молится о нас. А потом Жанночка даже получила от него сертификат – письменное благословение на православное песенное творчество.

 

 

А старец батюшка Николай Гурьянов ей сказал лично: «Что делаешь – не оставляй!» Все, как говорится, до смерти, до последнего дыхания служи Богу, Царю, Отечеству – России. Так кратко и емко. Оказывается, любимая песня залитского старца была «Царь Николай», которую я написал, представляете? Он периодически просил поставить ему ее на кассете и особенно повторял слова: «Стыдно глядеть в Царские очи…», потом брал нашу с Жанной фотографию на фоне васильков с диска «Мы – Русские» – и крестил ее! И сказал как-то келейницам: «Пусть этот парешок ко мне приедет, я его благословлю». До сих пор я жалею, что у меня не получилось попасть к нему!

 

– Как у Вас, под чьим молитвенным покровом проходило дальнейшее духовное становление?

– Так получилось, что мы с Жанной стали ездить и духовно укрепляться у разных подвижников. Они же – как родник чистой воды для нас, страждующих. Вот, под Москвой жил почти 100-летний схимонах Никита, он исцелял приходивших к нему и укреплял на духовном пути. И сейчас съезжаются в Подмосковье на его могилку люди. Характерно, что среди своих собратьев отец Никита был изгоем – они завидовали, что когда старец появлялся в храме, народ к нему шел, а не к ним, и запретили ему появляться. А нам он очень помог, мы душа в душу как-то общались... Еще мы ездили к известному лаврскому старцу, архимандриту Науму (Байбородину) – именно он указал мне направление, по которому следует идти. А духовником нашим был приснопамятный батюшка протоиерей Иоанн Мазов. Так что мы с Жанночкой сподобились быть рядом со многими духовными старцами и действуем их молитвами и по их благословению, в том числе в нашем творчестве.

 

– С каким отношением к Царской Семье Вы сталкиваетесь в связи со своими песнями?

– С самым разным. Господь Государя Сам столькими чудесами прославил, и мы надеемся, что внесли хоть малую лепту в это значимое дело. А многие ведь до сих пор Царя не любят и не почитают за святого. Например, был митрополит Николай (Нижегородский и Арзамасский, Кутепов; († 2001), – примеч. ред.), уже отошедший ко Господу, который говорил: «Как бы вы ни прославляли Царя, я ему никогда молиться не буду и другим запрещу». Но там же, в Дивееве, был и наш близкий друг, замечательный батюшка Владимир (Шикин), который жил Царем.

 

– А как Вы считаете, почему даже православные люди не все понимают Царскую тему?

– Старец Николай Гурьянов говорил, что наш святой великий Царь Николай ко Господу отошел абсолютно чистым, как драгоценный мех горностая – только без единой черной волосинки. Конечно, мы верим словам Царя, сказанным Столыпину: «Если для спасения России нужна искупительная жертва, то я буду ей – да свершится воля Божия». Он от Бога через святых получил уже такое предназначение, потому что Россия гибла во всех ее сословиях, в том числе в духовном. Почему Царь и написал: «Кругом измена, трусость и обман». Сейчас в Церкви не любят об этом говорить. Но ведь мы до сих пор не признали, что многие представители духовенства приняли участие в свержении богоустановленной Царской власти. А ведь она является силой, удерживающей мировое зло. Но свято место пусто не бывает, и все, что у нас сейчас происходит – это упоение мнимой свободой, ни к чему хорошему не приводит.
Почему я в песне о Царственных Мучениках те слова про архиереев написал? Потому что убежден был, что прославление Царя в России – вопрос самого существования нашего, ни больше ни меньше. С этим нельзя шутить, вся Церковь это должна понять. Но сейчас, получается, правда никому не нужна. И мы о многих проблемах в стране и Церкви сокрушаемся, зная предупреждения и пророчества Святых Отцов и подвижников. Не замечать этого нельзя! Потому что рассуждение, повторюсь, как сказал схиархимандрит Христофор, на первом месте. Мы верим батюшке Серафиму, митрополиту Иоанну (Снычеву), старцу Григорию Новому, Царю Иоанну Грозному, Императору-мученику Павлу I Петровичу, блаженной Пелагие Рязанской – мы не от себя говорим.

 

Окончание см. на стр. 5

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник