ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
БОГОСЛОВИЕ АНТИМОДЕРНИЗМ СТРАНИЦА 14
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Искупление как дело Божественной
любви и Божественной правды

 


Продажа индульгенций

 

Продолжение. Начало см. в № 20 (188)

 

Мы завершаем публикацию перевода антимодернистской статьи болгарского подвижника благочестия, доктора богословия, преподавателя кафедры догматического и обличительного богословия Софийской духовной академии архимандрита Серафима (Алексиева) († 1993) в защиту православного учения об Искуплении.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Оглядывая проделанный путь, мы должны обобщить, хотя и очень кратко, результаты вышеизложенного и сделать соответствующие практические выводы.

Достаточно убедительно было доказано, что и в Ветхом, и в Новом Завете Бог представлен как правда и любовь, а Искупление – как совершенное откровение Его любви и полное удовлетворение Его правды.

Это было убеждением и Святых Отцов. Это отразилось и в богослужебных песнях Православной Церкви. Это было руководящим началом и борцов за Православное вероисповедание во всех христологических спорах.

В свете этих результатов нашего исследования выявлены ошибки и чисто юридической, и чисто этической теорий Искупления. Противоположные друг другу, они похожи в том, что одинаково односторонни. Истину нужно искать не в согласовании или объединении их, т. к. каждая из них имеет свои слабые стороны, сочетание которых не может дать правильный взгляд на Искупление. Истина – в богооткровенном и святоотеческом учении, не разделяющем, а объединяющем в одно неделимое целое Божию любовь и Божию правду.

Юридическая теория ведет к рационалистическому обезцвечиванию искупительной тайны. Многие моменты неисследимого Божественного домостроительства в ней игнорируются, а иные – приспособлены к человеческому разуму, чтобы стать понятыми для него; но этим уничтожается непостижимость и парадоксальность искупительной тайны, отвергается ее апофатический характер.

Ансельмова теория оказалась более направленной к Богу в защите Его чести, чем к человеку и его спасению. Это ведет – при одностороннем подчеркивании безкрайней сатисфакционной цены любого Христова дела – к логическому отрицанию необходимости крестной смерти Спасителя, а в окончательной консеквенции (логическом заключении, выводе, – примеч. ред.) – к полному разрушению тайны Искупления, что и произошло в либерализме.

Этическая теория так же, отвергая правовую сторону Искупления, входит в противоречие со Священным Писанием, оказывается безсильной объяснить смысл Христовых страданий и крестной смерти, ведет к логическому отрицанию не только догмата Искупления, но даже и самой Божией любви, потому что отвержением правового элемента в Искуплении подрывается именно проявление безкрайней и величественной Божией любви на Кресте.

Что касается практических выводов из этих односторонних теорий, нужно сказать следующее.

Благодаря своему крайне юридическому духу и своей внутренней связанности с учением о первородном грехе как лишь потере благодати, а не коренном повреждении человеческой природы, сатисфакционная теория создала ту благоприятную атмосферу, которая породила ложную римо-католическую доктрину о делах, понимаемых в качестве заслуг перед Богом, о сверхдолжных заслугах святых и о сокровищнице этих сверхдолжных заслуг. Бедные добрыми делами верующие направляются этой человеческой доктриной не к глубокому покаянию и искреннему исправлению, а к готовой и всегда находящейся в распоряжении папы сокровищнице сверхдолжных заслуг, из которой могут получить недостающие им для собственного спасения чужие заслуги. Использование этих заслуг происходит через т. н. индульгенции. Они и сегодня практикуются в римо-католической церкви. Злоупотребления ими, как известно из истории, привели к возникновению Реформации (см.: Малиновский Н., прот. О Боге Искупителе. Каменец-Подольск, 1906. С. 289).

И этической теории не свойственно хорошо отражаться на духовной жизни. Она создает условия для крайне неправославных догматико-нравственных выводов, граничащих с оригеновыми (см.: Серафим (Соболев), архиеп. Проповеди. София, 1944. С. 102), осужденными на Пятом Вселенском Соборе, взглядами об апокатастасисе. Из нее как бы естественно рождается искусительное умозаключение, что поскольку Бог есть любовь и совершил Искупление только по любви, не требуя удовлетворения Своей правды, – Он не требует и от нас особой праведности и какого-либо особого глубокого покаяния, но спасет нас лишь Своей любовью, как бы мы ни жили. Это совершенно ошибочная мысль с точки зрения Божественного Откровения. Ее принятие ведет к демобилизации нравственных сил и отсюда – к потере спасения. В этом и состоит ее пагубная обманность. Во всем Священном Писании верующим постоянно внушается необходимость вести праведную жизнь, исполнять заповеди Господни, эти яснейшие откровения Божией правды, чтобы не лишиться Божией любви.

 

 

Если практические последствия юридической теории характеризуются снижением идеала христианской нравственности до уровня наемнической праведности, а этической теории – легкомысленным умалением трудностей спасения, – практические последствия православного взгляда на Искупление как дело одновременно Божией правды и Божией любви находятся в полной гармонии с этическими нормами Священного Писания и ведут к благословенным результатам. Только они побуждают к правильной нравственной жизни, предохраняют от уклонения то в одну, то в другую крайность и направляют точно к достижению крайней цели нашей веры – спасению души (см.: 1 Пет. 1, 9).

Божия любовь, проявленная в Искуплении, воодушевляет человека не впадать в малодушие по причине своей греховности. Божия правда, выраженная в Искуплении, отрезвляет верующих не поддаваться лености и легкомысленным надеждам. Любовь возбуждает нравственные силы, а правда направляет их к действию. Любовь предохраняет от отчаяния, а правда – от чрезмерного упования, не менее гибельного, чем отчаяние. Любовь говорит малодушному: «Христос положил за тебя душу Свою! Не смущайся!» Правда же предупреждает легкомысленного: «Хотя и совершено для тебя Искупление, ты не вкусишь его плодов, если не последуешь стезей праведности!»

Так в православном взгляде на Искупление как дело Божией любви и Божией правды уничтожаются крайности чисто юридической и чисто этической теорий, предотвращаются опасности наемнической самонадеянности и нравственного малодушия и достигается познание богооткровенной истины, которая гласит: «Живи сообразно с Божией правдой – и станешь участником Божией любви!»

К этому православному взгляду приводят непредубежденные исследования Божия слова. С ним согласуются святоотеческие мысли. Его отразили наши богослужебные книги. Его разделяет Святая Христова Церковь с самого начала и будет разделять до конца веков. Да и как не разделять его, если наш Искупитель, Который прекрасно знает тайны Божественного домостроительства и Который потому имеет последнее слово в вопросах спасения, указывает следование путем Божией правды, выраженной в заповедях, необходимым условием участия в Божией любви: Если заповеди Мои соблюдете, – сказал Он, – пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви (Ин. 15, 10).

 

Перевод с болгарского языка
Анны САМСОНОВОЙ

 

 

Дорогие отцы, братья и сестры! Газета «Православный Крест» – одно из немногих изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Редакционная политика «ПК» – освещать актуальные темы серьезно и глубоко, говорить всю правду. Наше издание стремится помочь верующим и ищущим истину людям. Там, где секулярные СМИ восхищаются «новизной» технологий и искусств, мы предупреждаем о связанных с ними рисках и, опираясь на слово Божие, стараемся подсказать, как избежать различных опасностей и соблазнов века сего.

«Православный Крест» – некоммерческая газета, существующая на средства жертвователей. Если Вы хотите, чтобы наш общий проект, наше общее дело, наш рупор веры Христовой не только сохранился, но и развивался дальше, то просим Вас оказать редакции посильную финансовую поддержку. Любая – даже самая малая – лепта будет принята с огромной благодарностью и молитвой о благотворителях. По вопросам оказания помощи звоните, пожалуйста, по тел.: 89153536998.

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник