ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
НОВОМУЧЕНИКИ «КРОВЬМИ ИСТИНУ СОБЛЮДШИЯ...» СТРАНИЦА 12
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Избранные бодрствовали

4/17 апреля – память прмчч. Соловецких Вениамина и Никифора

 


Преподобномученик Вениамин

 

Преподобномученик Вениамин родился 4 января 1868 года в деревне Евсевиевской Шенкурского уезда Архангельской губернии, в семье крестьян Василия Егоровича и Пелагии Ильиничны Кононовых, и в Крещении был наречен Василием. По обстоятельствам и обычаям того времени образование Василий получил дома. Благочестивые родители его не раз бывали в Соловецком монастыре, куда брали с собой и сына. И с каждым посещением известной обители в нем все более крепла решимость посвятить жизнь свою служению Господу.

В 1893 году, когда Василию исполнилось 25 лет, он поступил в монастырь трудником, а в 1897 году был принят послушником. В обители Василий руководил хлебопекарней и заведовал расходной монастырской лавкой. За это время он окончил шесть классов Соловецкого братского училища; показав большую склонность к иноческой жизни, он оказался благонравным и послушным, имеющим большие задатки к внутреннему самоуглублению. 12 июня 1903 года настоятель Соловецкого монастыря постриг послушника Василия в монашество и нарек ему имя Вениамин – в честь священномученика Вениамина Синайского. 28 августа 1905 года монах Вениамин был рукоположен во иеродиакона, а 15 июля 1908 года – во иеромонаха; он исполнял послушания при мощах преподобных Зосимы и Савватия Соловецких и законоучителя братского училища.

22 февраля 1910 года иеромонах Вениамин был назначен духовником Соловецкого монастыря, 30 октября 1912 года – настоятелем Антониева Сийского монастыря и 23 декабря того же года возведен в сан архимандрита. В 1913 году – награжден наперсным крестом, в 1916-м – орденом святой Анны 3-й степени.

В 1913 году в Соловецком монастыре началась смута: некоторые из братии, недовольные распоряжениями настоятеля архимандрита Иоанникия выступили против него, и поскольку никаких серьезных обвинений представить они не могли, то стали писать на него начальству различные клеветнические измышления. Эта смута продолжалась четыре года и закончилась решением Святейшего Синода от 4 августа 1917 года уволить настоятеля на покой. Прочитав о таком постановлении Синода в газете, архимандрит Иоанникий перекрестился и сказал: «Слава Богу за все! Мне своих дел не стыдно».

4 октября 1917 года после молебна состоялись выборы нового настоятеля, которые производились тайным голосованием – путем подачи записок; в них участвовало 170 монахов и 77 послушников; «из поданных 247 записок подавляющее большинство (238) оказались за отца архимандрита Вениамина, настоятеля Сийского монастыря, бывшего духовника Соловецкой обители».

С самого начала управления монастырем отца Вениамина преследовали различные искушения, которые он связывал с неправильным, немонашеским поведением братии по отношению к прежнему настоятелю. Так, в ночь с 7 на 8 декабря 1917 года в прачечном корпусе южного дворика вспыхнул пожар, который перекинулся на другие строения. Чудом удалось спасти монастырские постройки от огня. Отец Вениамин сказал тогда братии, что это несчастье попустил Бог за их тяжкие грехи и смуту против начальствующего, и призвал всех к миру, любви,  примирению и забвению скорбного прошлого. Порядок в обители на время восстановился; некоторые монахи-смутьяны покинули ее, остальные внешне смирились.

В 1917 году власть в России захватили безбожники-большевики, и в стране началась гражданская война. Большевики издали декрет об отделении Церкви от государства, Церковь лишалась прав юридического лица, а все ее имущество государством реквизировалось. В связи с этим декретом братия Соловецкого монастыря приняла меры к сохранению наиболее чтимых святынь, а также тех ценностей из ризницы, которые имели богослужебное употребление. По указанию архимандрита Вениамина они были скрыты в стене и под папертью Спасо-Преображенского собора, а также над алтарем Никольской церкви. Тайные хранилища для продовольственных запасов начали строиться рядом с Амбарным озером и озерными каналами. Ближайшим помощником настоятеля в этих работах стал иеромонах Никифор (Кучин).

Преподобномученик Никифор (в миру Николай Иванович Кучин) родился в Сольвычегодском уезде Вологодской губернии. Служил в армии и дослужился до чина унтер-офицера. После выхода в отставку Николай Иванович в 1909 году поступил в Соловецкий монастырь, в 1913-м архимандрит Иоанникий постриг его в монашество с именем Никифор. В монастыре монах Никифор окончил пять классов братского училища. Проходил послушание заведующего рухлядной палаткой, был рукоположен во иеромонаха и во время начавшихся гонений на Русскую Православную Церковь явился сподвижником архимандрита Вениамина.

21 февраля 1920 года Красная армия вошла в Архангельск, а 29 апреля на Соловки прибыла Особая комиссия Губревкома, и с островов стали вывозиться запасы продовольствия. Чтобы отстоять монастырь от разграбления и сохранить хоть что-то из продуктов, настоятель обратился с жалобой в Кемский продовольственный комитет. Власти, однако, проигнорировали просьбу монахов, и под руководством Губревкома разграбление продолжилось.

12 августа 1920 года из Соловков в Архангельский губисполком была отправлена телеграмма, в которой сообщалось, что сотрудниками ЧК были найдены замурованные церковные изделия. В ответ поступило распоряжение: «Серебро заарестовать, произвести расследование и выяснить виновных в сокрытии». С этого времени в Соловецкой обители началась новая смута, но уже против архимандрита Вениамина. Таивший обиду на настоятеля иеродиакон Вячеслав от имени небольшой группы поддержавших раздор монахов направил заявление к одному из новых руководителей Соловецких островов: «Мы, видя Ваше снисхождение, сознавая свои вины и опасаясь за будущее, осмеливаемся обратиться к Вам, а в лице Вашем и ко всей Советской власти, с нижайшей просьбой: …Благодаря перевороту в России, нам удалось отстранить от власти тирана Иоанникия. Но, к сожалению, в выборе нового настоятеля мы ошиблись, как видите: он уже скоро три года управляет, а ничего на пользу общества не сделал… Посему верится, что Ваша Советская власть действует по Промыслу Божественному. И если Вы найдете возможным хотя бы маленькое провести расследование, то мы можем дать Вам те черновики, которые писали в разное время о фактах преступлений… В сокрытии монастырских продуктов просим… тщательно узнать, кто виновные, и наказать по закону преступления. Конечно, главные виновники – настоятель, соборные (старцы) и содержатели разных частей (хозяйства монастыря)…»

К осени 1920 года на Соловецком архипелаге разместилось множество советских организаций, которые занимались в основном вывозом монастырского имущества; начал действовать и концлагерь. В конце года архимандрит Вениамин и иеромонах Никифор были арестованы по обвинению в сокрытии монастырских ценностей и хранении оружия и отправлены на принудительные работы на лесозаготовки в Холмогоры.

Отбыв заключение, в 1922 году отцы поселились на Соловецком подворье в Архангельске, а после его закрытия – у фармацевта, который, как православный, приютил обездоленных монахов. Но жизнь в шумном городе была не по душе подвижникам, искавшим уединения, и они по совету послушника Соловецкого монастыря Степана Антонова летом 1926 года переехали в село Часовенское Архангельской области к его сестре Анне. Тем же летом они соорудили себе келью в глухом лесу, в 40 верстах от ближайшего населенного пункта – деревни Коровкинской. В небольшой избе площадью около 20 квадратных метров было лишь самое необходимое; из монастырских вещей у них оставались: никелированный самовар, кофейник и настольные часы с боем. В самой комнате стояли две кровати и висело несколько икон. Возле кельи пустынножители завели небольшой огород, на котором выращивали овощи, и ледник для хранения продуктов. Питались они овощами с огорода и рыбой из Волкозера, на высоком берегу которого стояла их келья. Недостающие продукты им привозил дважды в год из Архангельска Степан Антонов. Место это было настолько глухое, что лишь изредка туда забредал какой-нибудь случайный охотник. Они прожили здесь в молитве и трудах почти два года.

В 1925 году в деревне Коровкинской появился молодой человек по фамилии Ярыгин, который промышлял кражами, за что был дважды судим. А в 1927 году в селе Часовенском поселился комсомолец лет 20, по фамилии Иванов. Впоследствии он устроился на работу лесным обходчиком и от местных охотников разузнал дорогу к келье пустынников. Враг рода человеческого диавол внушил ему мысль убить и ограбить монахов, убеждая, что содеянное останется безнаказанным, т. к. все монашествующие объявлены советской властью вне закона и за таковых она заступаться и строго карать не будет. Зимой 1927 года Иванов разыскал лесную келью монахов и, ссылаясь на неких общих знакомых, попросился к ним переночевать. Недоброе почувствовали в пришельце пустынники, но по долгу христианского странноприимства не смогли отказать и впустили в дом для ночлега человека-убийцу. Заночевав, Иванов выглядел обстановку кельи и, хотя в ней не было ничего от роскоши, остался при той же мысли об ограблении.

Весной 1928 года он подбил Ярыгина на грабеж. На диавольское дело разбойники вышли перед самой Пасхой. К вечеру 17 апреля – это был вторник Светлой седмицы – они дошли до Волкозера. Вся келья была освещена изнутри – монахи совершали пасхальное богослужение. Когда все молитвы были завершены и в доме погас свет, убийцы вплотную подошли к окнам. Хорошо изучив внутреннее расположение комнаты, Иванов стал стрелять туда, где стояли кровати, чтобы попасть в жильцов. Вскоре раздались стоны – и наступила тишина. Убийц, однако, обуял такой страх, что они не посмели зайти в келью и, остановившись в сенях, оттуда влезли на чердак: взяли несколько пар сапог, два дождевика, нижнее белье, носки, брюки, кусок черного брезента, голубой эмалированный чайник, набор рыболовных крючков и плотницкий инструмент. На чердаке же они нашли и посудину с керосином и решили сжечь свои жертвы вместе с избушкой. Убийцы облили стены керосином и подожгли, и тогда услышали, как в келье вновь раздались крики – священноиноки были еще живы.

9 июня 1928 года Степан Антонов приехал навестить пустынников, но обнаружил лишь сгоревшую келью и обугленные останки погибших.

Убийцы были вскоре арестованы; Иванов пытался оправдать преступление контрреволюционностью монахов, однако это ему не удалось, и суд приговорил преступников к десяти и восьми годам заключения.

...За десять лет до мученической кончины архимандрита Вениамина и иеромонаха Никифора, 31 марта 1918 года, Патриарх Тихон, видя пролитие мученической крови на Русской земле, сказал: «Бодрствовали, очевидно, над собой те, коих из нашей среды удостоил Господь венца великомученического… Но что же мы можем сделать, что можем придумать, к кому нам обратиться с жалобой на эти злодейства?.. Все страшное, что творится сейчас среди нас, без сомнения, попускается Промыслом Божиим за грехи наши. Все совершается не без Его святой воли… Очевидно, и ныне Он Сам, Всемогущий, увеличивая наше дело благоустроения церковного, возрождает и обновляет Церковь кровию новых священномучеников и мучеников… Смиримся же пред Ним, покоримся Ему, рекшему на все века и всем Своим ученикам: „Без Мене не можете творити ничесоже“».

 

По книге игумена
Дамаскина (ОРЛОВСКОГО)
«Жития новомучеников
и исповедников Российских ХХ века.
Апрель» (Тверь, 2006. С. 9–19).

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник