ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Новая Скрижаль,

или Объяснение о Церкви, о Литургии
и о всех службах и утварях церковных

 


Великое водоосвящение

 

Продолжение. Начало см. в № 10 (82)

 

 

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ:
О МОЛИТВАХ И ПОСЛЕДОВАНИЯХ,
СОДЕРЖАЩИХСЯ В ТРЕБНИКЕ

 

ГЛАВА 15:

ПОСЛЕДОВАНИЕ МАЛОГО
ОСВЯЩЕНИЯ ВОДЫ

 

§ 2

ПРИ МАЛОМ ВОДООСВЯЩЕНИИ
ВОСПЕВАЕТСЯ ОДНА БОГОРОДИЦА

 

«Еже радуйся ангелов». Тропари, следующие после первого – «Еже радуйся», – числом 24, начинаются буквами по порядку греческого алфавита. Например, первый стих начинается словом: anymnomen – «воспеваем», второй – вasileon – «царем», третий – glоssa – «язык», четвертый – dos – «даждь», далее – epi Se – «на Тя», zoson – «оживи», последний – о Parthene – «о Дево» и так далее. Посему, сколько в греческой азбуке считается букв, столько же здесь имеется и тропарей. Один только первый тропарь, «Еже радуйся», не состоит в порядке алфавита, но он полагается напереди, вместо ирмоса, и потому поется дважды.

По внутреннему своему содержанию все сии тропари или молитвы, как предначинательный, так и следующие за ним, расположенные по порядку букв греческой азбуки, воспевают и умоляют одну Богородицу Деву. Вальсамон на то же правило продолжает: «В 23 день июня, ввечеру собирались мужчины и женщины на берегах рек и в некоторых домах и украшали перворожденную деву наподобие невесты. Потом начинали пир и пляски, подобные тем, какие употреблялись во время празднования Бахусу, ходили в круг и пели песни, употребляемые на празднествах. Между тем они вливали морскую воду в некоторый сосуд, имеющий узкое отверстие, и каждый влагал туда же некоторые из своих вещей. Тогда эта дева получала власть – без сомнения от демона – предсказывать будущее, а все прочие вопрошали ее о своем счастии, требующем какой-либо предосторожности, или о средствах к избежанию несчастных случаев. Дева вынимала из урны вложенные туда вещи, по одной, и раздавала вопрошающим. Приняв вещь из рук ее, язычник по безсмыслию своему веровал в нее как в нечто божественное и ожидал от нее себе счастия или несчастия в будущем. На другой день при той же музыке и пляске и с тою же девою они опять приходили к тем же берегам и, почерпнув морской воды без всякого произношения слов, окропляли ею свои домы; потом в продолжение целой ночи разжигали костры сухих веществ, перескакивали через огонь, вопрошали опять о своем счастии или несчастии, гадали и о других событиях, – видимо демонским образом. Дорогу к этим кострам и обратно, равно как и самый дом, в котором производили гадание, они украшали всячески, устилали и увенчивали древесными листьями, вероятно, для почтения и для угощения сатаны, который поработил их своей власти».

Для пресечения всего этого суеверия христиане, почитая более всех святых Матерь Божию и Приснодеву, как Невесту Духа Святаго, преисполненную всяких даров и небесной благодати, возносят к Ней при сем водоосвящении свои моления с того времени, с которого начали по настоящему чинопоследованию освящать воду в кладезях или в чаше в начале каждого месяца, дабы посредством сей воды, помощию и заступлением небесной Владычицы, приобрести благий успех в делах и начинаниях, благополучие в жизни временной и самое блаженство в вечности. Отсюда во всех тропарях сего последования содержатся молитвенные воззвания ко Пресвятой Богородице Деве, исполненные толикими похвалами; отсюда на тех же тропарях – живая уверенность и упование христиан на Ее заступление; по сей же причине возносятся к Ней усердные моления, да отвратит от нас всякое зло, и на Нее возлагается вся надежда. Когда освященная таковым благословением вода окропляет нас, наши домы, поля и все, что имеем, тогда она действительно может отогнать от нас все вражеские действия и низвести небесное покровительство на нас и все места и вещи, ею освященные.

 

§ 3

ОТШЕДШИЕ
БЛАГОСЛОВНОЮ ВИНОЮ

 

«Благословною виною отшедших». Отшедшие благословною виною, должно думать, суть оглашенные и кающиеся двух средних степеней, т. е. послушающие и припадающие, которые не только выходили и выводимы были из храма и притвора во время Литургии при возгласе: «Елицы оглашеннии, изыдите», но не были и допускаемы к вечернему и утреннему богослужению; и потому – суть «отшедшие благословною виною». А состоящие на прочих степенях покаяния, как то: на первой – стоящие с верными, и на последней – плачущие, не могут быть в числе сих отшедших. Ибо стоящие стоят с верными в храме, участвуют во всех молениях, а плачущие никогда и в церковь вводимы не были. Следовательно, «отшедшими благословною виною» почитаются одни кающиеся и оглашенные второй и третьей степеней, которых Церковь, кроме стоящих и плачущих, по известным причинам, выводит из храма через диаконов.

В числе отшедших благословною виною могут быть также и те, которые не могут иногда прийти в церковь по причинам извинительным. Впрочем, эти слова здесь не новые: их в первый раз употребил святитель Василий Великий в своей Литургии, где в молитве, читаемой во время задостойника, упоминаются те же «благословною виною отшедшие».

 

§ 4

ОСВЯЩЕННАЯ ВОДА И АНТИДОР
ДАЮТСЯ НЕПРИЧАСТИВШИМСЯ

 

«Исполнитися освящения Твоего воды сея причащением». Причащением сей воды поистине исполняются освящения Божия. Ибо древние христиане, когда по некоторым обстоятельствам не могли причаститься Святых Таин, вместо Крови Христовой причащались этой освященной воды, а вместо Тела Христова принимали хлеб, благословленный на Всенощном бдении, или антидор, надеясь, что сия вода и благословенный хлеб или антидор произведут в душах их некоторое освящение и утешение. Посему, как благословенный хлеб и антидор, так и сия освященная вода, сохраняются у православных христиан в великом почете и приемлются с особенным благоговением.

 

ГЛАВА 16:

ПОСЛЕДОВАНИЕ ВЕЛИКОГО
ОСВЯЩЕНИЯ СВЯТЫХ БОГОЯВЛЕНИЙ

 

§ 1

ВЕЛИКОЕ ВОДООСВЯЩЕНИЕ
СОВЕРШАЕТСЯ В ДЕНЬ БОГОЯВЛЕНИЯ
И ДЛЯ КРЕЩАЮЩИХСЯ

 

По сему последованию, с большим обрядом, чем в малом водоосвящении, освящается вода сначала в навечерии Богоявления Господня, а потом – во второй раз – и в самый праздник, после Литургии. Первую употребляют для раздаяния народу – в питие и окропление домов; вторая, освященная в самый праздник после Литургии, – с великим благоговением сохраняется в церкви в продолжение всего года и употребляется для причащения кающихся, состоящих под запрещением, и для освящения новых икон и других вещей, имеющих священное употребление или оскверненных чем-либо нечистым.

Сверх сего, в навечерии того же праздника Богоявления Господня, освящалась вода великим освящением и для Крещения оглашенных. Святитель Григорий Назианзин (в сл. 39-м) в день просвещения говорит: «Время возрождения: да родимся свыше! Время воссоздания: облечемся в первого Адама, да не пребудем тем, чем теперь, но чем были, да будем!» В следующем (40-м) слове говорит: «Итак, спогребемся Христу в Крещении, да с Ним и совосстанем; низойдем с Ним, да с Ним и воздвижемся; взойдем с Ним, да с Ним и прославимся». И ниже: «Ты извиняешься и тем и другим и представляешь многие извинения во грехах своих, говоря: жду дня светов [т. е. Богоявления]; для меня честнее Пасха; подожду Пятидесятницы; лучше просветиться вместе со Христом; лучше вместе со Христом воскреснуть в воскресный день; хочу почтить пришествие Духа» и т. д.

Та же вода (т. е. освященная последованием великого освящения), кроме потребности крещающихся, освящаема была в день Богоявления Господня и для воспоминания Крещения Христова. Святой Златоуст в беседе на день того же Богоявления говорит: «Почему Богоявлением называется не тот день, в который Христос родился, а тот в который крестился? – Потому что в этот день освятились воды. И явственное бывает чудо [над освященною в сей день водою]: она не повреждается в своем естестве продолжением времени, но почерпнутая сего дня вода в течение целого года, часто в продолжение двух и даже трех лет, пребывает в своем неповрежденном цвете и после столь долгого времени равняется воде, только что почерпнутой из источников».


Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)


Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.

 

Продолжение следует

 

ОПРОС ||
«Державная» Заступница

    


     1. Знаете ли Вы, когда, в связи с какими обстоятельствами была обретена икона Божией Матери «Державная»?
     да – 79%; нет – 21%

 

     2. Знаете ли Вы, что в составлении службы и акафиста «Державной» иконе участвовал святой Патриарх Тихон?
     да – 45%; нет – 55%

 

     3. Известно ли Вам о втором обретении «Державного» образа в 1990 году?
    да – 48%; нет – 52%

 

     4. Знаете ли Вы, в чем состоит символическое значение явления «Державной»?
     да – 92%; нет – 8%


 

      

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
 
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник