ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
БОГОСЛОВИЕ АНТИМОДЕРНИЗМ СТРАНИЦА 14
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Искупление как дело Божественной
любви и Божественной правды

 


Католический богослов Ансельм
Кентерберийский, «отец схоластики»

 

Продолжение. Начало см. в № 20 (188)

 

Сегодня в трудах некоторых православных богословов наблюдаются попытки размыть основу христианского учения – догмат Искупления.

Вот как вкратце поясняет суть этого явления авторитетный духовный писатель архимандрит Рафаил (Карелин): «В настоящее время модернистические силы, окопавшиеся в Церкви, под видом борьбы за чистоту Православия ведут подрыв основ самого Православия. Для осуществления своих далеко идущих замыслов им надо извратить и переиначить традиционное вероучение, ведущее начало от апостолов, разорвать богословскую преемственность, разрушить догматику, уничтожить образцы веры, утвержденные на Соборах, и на духовном пустыре создать универсальную религию, а на месте взорванной Церкви построить свой пантеон.

Модернисты объявили Церковь „больным организмом“, зараженным католическими заблуждениями, и на этом основании требуют лечить ее, т. е. подвергать инъекциям теософии, рационализма и протестантизма, как в недавние времена исповедников Христианства подвергали насильственному лечению психотропными средствами, от которых нормальный человек заболевал. Модернисты осмеивают православные догматы и не стесняются даже глумиться над главным сотериологическим догматом об Искуплении. Эти протестантствующие теологи пытаются представить католицизм как антипод Православия и фрагментарные сходства между католическим и православным богословием интерпретировать как влияние католицизма, которому якобы подвергается Восточная Церковь в течение уже нескольких веков...»

Желая внести свою лепту в защиту традиционного церковного учения об Искуплении, «ПК» публикует перевод статьи болгарского подвижника благочестия, доктора богословия, преподавателя кафедры догматического и обличительного богословия Софийской духовной академии, духовного сына великого поборника истины святителя Серафима (Соболева) – архимандрита Серафима (Алексиева) († 1993).

 

6. КРИТИЧЕСКИЙ РАЗБОР ДВУХ ОДНОСТОРОННИХ
БОГОСЛОВСКИХ ТЕОРИЙ ОБ ИСКУПЛЕНИИ

 

Православное понимание Искупления как дела Божией любви и Божией правды, взятое целиком из Слова Божия, источника веры, и зиждущееся на его толкованиях Святыми Отцами, по праву может называться и библейским, и святоотеческим.

Отличительным для святоотеческой мысли, как видим, является то, что она не создавала теорий об Искуплении, но раскрывала его в согласии с его благовестническими штрихами в Библии. Святоотеческое богословие непрестанно черпало из полноты этой священной Книги, чтобы осветить по возможности со всех сторон великую тайну нашего избавления, насколько это постижимо для человеческого разума. Так у Святых Отцов получилась единая, верная Священному Писанию, богатая по содержанию и всесторонне разработанная картина Искупления.

Вот как бегло можно очертить эту картину: согласно Святым Отцам, Иисус Христос воплотился, чтобы осуществить план Божественного домостроительства, т. е. сокрушить грех и победить смерть, чтобы извести нас из бездн греховности в светлые просторы Богоподобной святости, чтобы дать нам благодатную жизнь и из рабов диаволу сделать нас свободными чадами Божиими, получившими усыновление. В Искуплении, согласно святоотеческому богословию, не только уплачивается наш долг пред Божией правдой, но и проявляется непостижимая Божия любовь, дающая нам сугубую благодать и возможность вернуться к состоянию Адама в его райской невинности и даже превзойти его с помощью благодатных волевых стремлений к богоуподоблению и обожению. Здесь нужно вспомнить знаменитую и часто повторяемую Святыми Отцами мысль, что Бог вочеловечился, чтобы человек обожился (см.: Ириней Лионский, сщмч. Contra haer. lib. 5. Migne. P. g. T. 7. Col. 1120; АфанасийВеликий, свт. De Incarnat. Verbi. Cap. 54. Migne. P. g. T. 25. Col. 192 B; ГригорийБогослов, свт. Poёm. dogm., X, 5–9. Migne. P. g. T. 37. Col. 465; ГригорийНисский, свт. Orat. Catech., 25. Migne. P. g. T. 45. Col. 65 D). Эта величественная мысль об обожении человека как крайней цели Божиего домостроительства исчерпывает весь смысл Христова искупительного дела.

Святоотеческое богатство идей не прослеживается в юридическом взгляде на Искупление Ансельма Кентерберийского. Философ по умонастроению, Ансельм создал по нашему вопросу одностороннюю и рационалистично ориентированную теорию – сатисфакционную, которая отличалась чрезмерным подчеркиванием юридического элемента в картине Божией любви и связанных с ней домостроительных целей Искупления. Далекая от оригинальности, – поскольку юридическое понимание Искупления библейское и, следовательно, изначально церковное, – сатисфакционная теория, вопреки своим точкам соприкосновения с Библией, не может считаться возникшей на чисто библейской почве. Римо-католические авторы это признают. Сопоставивший ее со святоотеческим учением об Искуплении Ф. Лакнер пишет: «Перспектива святоотеческого богословия относительно Искупления ориентирована совершенно согласно библейскому откровению и ясно отличается от этой схоластики, которая сосредоточивается в идее заступнической сатисфакции» (Lakner F. Erlosung. III-Jn der Dogmengeschichle. Lexikon fur Theologie und Kirche. III Baud zweite Auflage. Freiburg, 1959. Col. 1021). Бедность односторонней юридической теории в сравнении с богатством идей святоотеческого понимания Искупления не в состоянии удовлетворить современных римо-католических богословов, и те с нескрываемой симпатией к святоотеческому пониманию Искупления исповедуют: «Неоспоримо, что Отцы целостно видят космический аспект Искупления, в частности Искупления как сообщения божественной жизни, а не только как искоренения греха, гораздо яснее, чем это происходит в сатисфакционной теории средневековья» (Ibid.).

Кентерберийский архиепископ погрешил в том, что хотел превратить необъятное для человеческого разума таинство Искупления в рационалистически аргументированное и полностью понятное для человеческого ума учение. Вдохновленный этим стремлением, он руководствовался при изъяснении Искупления не столько Божественным Откровением, сколько человеческими взаимоотношениями. В его теории наглядно запечатлен «западный дух – римское правовое сознание, соединенное с германским пониманием чести» (Ibid. Col. 1022). С этими чисто человеческими предпосылками «с помощью морально-юридических понятий» оформилась Ансельмова сотериология, которая внедрилась на Западе настолько, что вошла в известнейшие догматические труды средневековья, хотя и немного смягченной Бонавентурой и Фомой Аквинским; была полностью воспринята реформаторами 16-го столетия и составляет и до сего дня в римо-католической церкви неизбежную основу сотериологических трактатов (см.: Ibid. Col. 1023) при отсутствии официально сформулированного римо-катлического учения об Искуплении (см.: Ibid.).

Кентерберийский архиепископ исчерпывает все содержание Искупления в следующих строго логично выстроенных силлогизмах: грех есть оскорбление Бога, посягательство на Божию честь. Это оскорбление безконечно и требует безконечной уплаты оскорбленной Божией чести, или, если этого не произойдет, требует наказания (aut satisfactio, aut poena). Человек, как неравный с Богом, не мог дать необходимого удовлетворения. Потому это должен был сделать Богочеловек, Который по Своей Божественной природе был способен совершить безконечное удовлетворение Своими добрыми делами и ради Своей человеческой природы мог заступиться за людей, осуществив за них удовлетворение. Это заступническое удовлетворение совершено Иисусом Христом добровольно. Его жизнь целиком была посвящена Божией чести, и Его смерть отменила надлежащее наказание. Бог принял Искупление как дело безконечной цены (см.: Bartmann B. Lehrbuch der Dogmatik. I. Band, Fr. I Br., 1923. S. 41).

Здесь главную роль играют, как видно, Божия честь и грех, который ее оскорбляет. Центр тяжести в Искуплении падает не на человека, нуждающегося по своей извращенной и падшей природе в Искуплении, а как бы на Бога, Чья честь удовлетворяется и восстанавливается актом Искупления. Библейская домостроительная целенаправленность Искупления только к человеку, предмету Христова спасительного дела, претерпевает в Ансельмовой теории очень странное отклонение от объекта к субъекту, от человека к Богу, из чего напрашивается вывод, что чуть ли не только для восстановления Божией чести и нужно было Искупление. Этот факт, как и чисто антропоморфичное представление о Боге как лично оскорбленном человеком – представление, взятое из отношений средневековых рыцарей, которые при оскорблении чести жаждали отмщения и изыскивали кровного удовлетворения – делают Ансельмову сатисфакционную теорию неудовлетворительной. Она не удовлетворяет православное сознание – подчеркнем – не потому, что Божия правда представлена в ней как играющая важную роль в Искуплении, т. к. и согласно Священному Писанию, и согласно Святым Отцам, Божия правда требовала непременно быть удовлетворенной в искупительном деле. Она неудовлетворительна из-за того обстоятельства, что Божия правда трактуется в ней очень антропоморфично, крайне формалистично и при этом с совершенно обратной направленностью – более со вниманием к удовлетворению Божией оскорбленной чести, чем к необходимости спасения человека. Она представлена сухой законнической придиркой, а не любвеобильным актом Неба для исцеления человеческой извращенной природы.

 

Продолжение на стр. 15

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник