ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
БОГОСЛОВИЕ АНТИМОДЕРНИЗМ СТРАНИЦА 14
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Искупление как дело Божественной
любви и Божественной правды

 


Фрагмент мозаики Рождества Христова
Греция, начало XIV века

 

Продолжение. Начало см. в № 20 (188)

 

Сегодня в трудах некоторых православных богословов наблюдаются попытки размыть основу христианского учения – догмат Искупления.

Вот как вкратце поясняет суть этого явления авторитетный духовный писатель архимандрит Рафаил (Карелин): «В настоящее время модернистические силы, окопавшиеся в Церкви, под видом борьбы за чистоту Православия ведут подрыв основ самого Православия. Для осуществления своих далеко идущих замыслов им надо извратить и переиначить традиционное вероучение, ведущее начало от апостолов, разорвать богословскую преемственность, разрушить догматику, уничтожить образцы веры, утвержденные на Соборах, и на духовном пустыре создать универсальную религию, а на месте взорванной Церкви построить свой пантеон.

Модернисты объявили Церковь „больным организмом“, зараженным католическими заблуждениями, и на этом основании требуют лечить ее, т. е. подвергать инъекциям теософии, рационализма и протестантизма, как в недавние времена исповедников Христианства подвергали насильственному лечению психотропными средствами, от которых нормальный человек заболевал. Модернисты осмеивают православные догматы и не стесняются даже глумиться над главным сотериологическим догматом об Искуплении. Эти протестантствующие теологи пытаются представить католицизм как антипод Православия и фрагментарные сходства между католическим и православным богословием интерпретировать как влияние католицизма, которому якобы подвергается Восточная Церковь в течение уже нескольких веков...»

Желая внести свою лепту в защиту традиционного церковного учения об Искуплении, «ПК» публикует перевод статьи болгарского подвижника благочестия, доктора богословия, преподавателя кафедры догматического и обличительного богословия Софийской духовной академии, духовного сына великого поборника истины святителя Серафима (Соболева) – архимандрита Серафима (Алексиева) († 1993).

 

5. ХРИСТОЛОГИЧЕСКИЕ СПОРЫ
И ИСКУПЛЕНИЕ

 

Представленные нами выше наблюдения и факты об одновременно и юридическом, и этическом понимании Искупления на основе Священного Писания, святоотеческой литературы и богослужебных книг дают нам основания смело утверждать, что ни юридическим, ни этическим взглядом не исчерпывается православное учение об Искуплении, поскольку в нем проявляются одновременно и любовь, и правда Бога.

Совершенно прав архиепископ Серафим (Соболев) (в 2016 г. прославлен в лике святых как святитель. – Примеч. пер.), когда пишет: «Православная Церковь смотрит на Искупление одновременно как на проявление Божественного правосудия и <…> Божественной любви» (Серафим (Соболев), архиеп. Искажение православной истины в Русской богословской мысли. София, 1943. С. 11).

А Черниговский архиепископ Филарет (Гумилевский; в 2009 г. прославлен УПЦ МП в лике местночтимых святых как святитель, в 2017 г. на Архиерейском Соборе РПЦ состоялось общецерковное прославление. – Примеч. пер.), рассматривая догматико-историческое учение Церкви об Искуплении, на основании святоотеческих мыслей заключает: «Общею верою Церкви было, что правосудие Божие (здесь и далее выделено архим. С., – примеч. пер.)требовало, чтобы за грешников принесен был достойный выкуп, и он принесен был Сыном Божиим» (Филарет (Гумилевский), архиеп. Православное догматическое богословие. Чернигов, 1882. С. 140). При таком юридическом понимании Искупления цитируемый автор подчеркивает весьма сильно и любовь как фактор в Искуплении.

Итак, Бог, Который и благ, и справедлив одновременно, проявил в наивысшей степени эти два Свои качества в Искуплении. Древняя Церковь, хотя и не формулировала – из-за отсутствия конкретного повода – учение об Искуплении как абсолютной согласованности Божией любви и Божией правды, но всегда носила в своем сознании эту догматическую истину. Это особенно видно в ее безкомпромиссной борьбе против всех христологических ересей, которые, наряду с искажением богооткровенной истины о Христовой личности, подрывали целостность данного православного понимания, что мы и покажем кратко в следующих абзацах.

Согласно православному сознанию, все в Божием премудром домостроительном плане связано одной внутренней нерушимой гармонией. И богооткровенная истина, что Бог есть правда и любовь и что в Искуплении проявились и любовь, и правда, соответствует богооткровенной истине о Боговоплощении, при котором ипостасно соединились в одной личности Иисуса Христа две природы – Божеская и человеческая. В неразрывной связи с этими двумя природами у Иисуса Христа находятся как совершенное проявление Божией любви к людям, так и совершенное удовлетворение Божией правды.

Без ипостасного соединения всецелой Божественной природы со всецелой человеческой природой в Лице Спасителя не могло бы совершиться Искупление. Потому что человек Иисус не мог спасти мир. А Бог не мог пострадать за человечество. Если бы Иисус был только человеком, Он не мог бы явить Божию любовь во всем ее поразительном величии, как в действительности проявил ее на Голгофе Богочеловек Христос. А если бы Спаситель был только Богом, не мог бы через страдания и смерть удовлетворить вечную правду. Поэтому Спаситель явился как воплощенный в человеческой плоти Бог, как Богочеловек.

При Боговоплощении Иисус Христос должен был принять не призрачное, а действительное тело. Если бы Он пришел не в истинной, а в призрачной плоти, не исполнились бы древние пророчества о Нем, которые представляют Его истинным человеком, а именно: что Он есть семя жены, которое сотрет главу змия (см.: Быт. 3, 15); что Дева зачнет и родит Сына (см.: Ис. 7, 14); что Он будет муж скорбей и изведавший болезни, будет изъязвлен за грехи наши и мучим за беззакония наши, будет как овца веден на заклание и как агнец безгласен, претерпит смерть и будет погребен, и всем этим принесет жертву умилостивления (см.: Ис. 53, 3–10). Призрачно живущий среди людей с призрачным телом не может ни страдать, ни умирать, ни быть погребенным, ни отдать себя как реальную жертву за реальные грехи. Если бы тело Иисуса Христа было призрачным, ни о какой фактической уплате нашего долга не могло бы идти и речи. Тогда все призрачно. А отсюда логически следует, что и наше Искупление призрачно.

 

 

Действительность Христова тела усиленно подчеркивается самим Божественным Откровением. Этим защищается против всех сомнений и действительность самого Искупления. Четвертый евангелист свидетельствует: Слово стало плотию (Ин. 1, 14). Святой апостол Павел пишет: Как закон <…> был безсилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас (Рим. 8, 3–4; ср.: Кол. 2, 8–9). А в Первом послании святого Иоанна Богослова читаем: Всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста (1 Ин. 4, 3).

Истинное вочеловечение второго Лица Святой Троицы как изначальное общецерковное убеждение, исповедание которого необходимо для спасения, подчеркивается во всех древних Символах веры. О нем ясно говорит и Никео-Цареградский Символ веры следующими словами: «Нас ради человек, и нашего ради спасения сшедшаго с Небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася».

Так учили и все Святые Отцы без исключения. Они исходили из зиждущегося на Священном Писании убеждения, что Искупление есть избавление от смерти и возведение к божественной жизни, т. е. возведение искупленных ко причастию по благодати Божественного естества (см.: 2 Пет. 1, 4). Это обожение человеческого греховного естества не могло бы произойти, если бы Бог не принял действительную человеческую плоть, которую обожил и посредством которой сделал возможным и наше обожение.

Вот, например, что говорит священномученик Ириней Лионский о Христе: «Он соединил <…> человека с Богом. <…> И если бы человек не соединился с Богом, он не мог бы сделаться причастным нетления. <…> Ибо каким образом мы могли бы быть причастными усыновления Ему, если бы не опять получили от Него чрез Сына общения с Ним, если бы Слово Его, сделавшись плотию, не соединилось с нами?» (Contra haer. lib. 3. Сap. 18. N. 7. Migne. P. g. T. 7. Col. 937)

«Слово Божие, – учит священномученик Ипполит Римский († ок. 236), – было безплотно, но Оно облеклось в святую плоть от Святой Девы, <…> дабы, растворив смертное наше тело Его силою и смешав тленное с нетленным, немощное с сильным, спасти гибнущего человека» (De Chrisrto et Antichristo. Cap. 4. Migne. P. g. T. 10. Col. 732).

В согласии с этим и святитель Афанасий Великий пишет: «Когда же человек создан, и нужда потребовала уврачевать не то, чего не было, но что уже сотворено, тогда Врачу и Спасителю следовало прийти к сотворенному уже, чтобы уврачевать существующее. Посему-то соделался Он Человеком и в действие употребил человеческое орудие – тело» (Oratio de Incarnatione Verbi. Cap. 20. Migne. P. g. T. 25. Col. 129).

Эти святоотеческое мысли говорят о правовом понимании Искупления. Потому что Спаситель не мог бы совершить Искупление, если бы не принял истинное человеческое естество, что полностью сообразно с Божией вечной правдой, требующей, чтобы и виновный участвовал в удовлетворении и через это падшая человеческая природа была бы искуплена и обновлена.

Веруя так, Святая Церковь осудила ересь докетов (II в.), которые утверждали, что Иисус Христос принял призрачное, а не действительное тело, поскольку этой ересью подрывается догмат об Искуплении.

В борьбе для безкомпромиссной защиты православной христологии и для ограждения тесно связанного с ней догмата об Искуплении от грозивших ему лжеучений Святая Церковь отвергла все до единой ереси иудейского, гностического и философско-эклектического характера. Она осудила ересь гностика Валента (II в.), который учил, что Христос прошел через Святую Деву только как через канал, как вода проходит через трубу, не получив от Нее ничего, и что Он принес Себе с Неба душевную, невещественную плоть (см.: Робертсон Дж. С. История Христианской Церкви. СПб., 1890. Т. 1. С. 49). Такая плоть в сознании Церкви не могла послужить в деле Искупления.

 

Продолжение на стр. 15

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник