АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ | НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ | СТРАНИЦА 9 |
Продолжение. Начало см. в № 10 (82)
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ:
О МОЛИТВАХ И ПОСЛЕДОВАНИЯХ,
СОДЕРЖАЩИХСЯ В ТРЕБНИКЕ
ГЛАВА 12:
МОЛИТВА НА РАЗРЕШЕНИЕ
ВЕНЦОВ В ВОСЬМОЙ ДЕНЬ
§ 1
ВЕНЦЫ СЛАГАЮТСЯ
В ВОСЬМОЙ ДЕНЬ
«На разрешение в осьмый день». Принятие всякого Таинства, или великого дара духовного, христиане Восточной Церкви всегда воспоминают и свято хранят в продолжение семи дней. Так, новопросвещенные, сохранив на себе белые одежды в продолжение семи дней, в восьмой всенародно слагают их в церкви. Сподобившимся причастия Святых Христовых Таин в первый день Пасхи определяется семь дней для продолжения духовного веселия. Возвратившиеся к вере после отречения от нее, должны принимать очистительные молитвы в продолжение семи дней, а в восьмой – омыться, как узаконил Патриарх Мефодий (о чем показано в своем месте). Священник, вновь посвященный, обязуется совершать священнослужение семь дней сряду. В новоосвященных храмах совершаются Литургии в течение семи дней. Монахи, после всенародного произнесения обета своего Богу, обязаны пребыть в церкви при дневных и ночных службах семь дней сряду (как в своем же месте будет показано).
Поелику не меньшего благочестия требует и Таинство супружества, то Церковь назначает равное число дней и супругам пребывать в духовном веселии, подобно тому, как и святой Товия продолжал семь дней торжествовать брак свой с веселием (см.: Тов. 11, 18). Сверх того, посредством венцов, как знамений и свидетельства чистоты, новобрачные исповедуют, что они, сохраняя сердца свои в чистоте, не вовсе удалялись от дел небесных. Посему в знамение окончания брачного торжества, при наступлении времени заняться житейскими попечениями, они просят сложить с себя венцы с молитвою и церковным благословением.
§ 2
«Согласная достигше, и спрятавше – знамения». Когда отец выдает в замужество дочь свою, тогда он договаривается с отцом жениха или с будущим свекром своей дочери о своем приданом и обещается это приданое укрепить рядными, т. е. записями в судебных местах при верных поручителях, или обещается дать от себя таким же образом законную роспись. Равно и свекор, именем жениха его дочери и своего сына, на все это соглашается и обязуется принять то самое, в чем договорились, – так что все они взаимно соглашаются на одном, почему и говорится, что они «согласная достигли». По совершении же брака посредством Венчания, новобрачные, приняв от своих родителей знамения этого договора, т. е. те самые рядные, или записи, удерживают и сохраняют их у себя, – потому и говорится, что они «спрятали, яже в браце, знамения».
ГЛАВА 13:
ГЛАВИЗНА НИКИФОРА, ПАТРИАРХА
КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО,
ИСПОВЕДНИКА, О ДВОЕБРАЧИИ
НА ВТОРОБРАЧНЫХ
НЕ ВОЗЛАГАЮТСЯ ВЕНЦЫ
«Двоебрачный не венчается», т. е. венец на него при вступлении во второй брак не возлагается. Церковь хотя и не ставит второго брака во грех, однако не только не похваляет невоздержности и поползновения вступающих в него, – как доказывает это уменьшение обрядов, положенных в настоящем последовании в сравнении с обрядами первого Венчания, – но еще исправляет второбрачных епитимиями, т. е. подает им прощение и возвращает право приступить ко святому Причащению не ранее, как по исполнении времени, назначенного им для особенных подвигов молитвы и пощения. Об этом же предмете, кроме сей в Требнике положенной главизны, смотри 51-е правило Номоканона при том же Требнике, равно и 7-е правило Собора Неокесарийского, приведенное в Кормчей книге.
ГЛАВА 14:
ПОСЛЕДОВАНИЕ СВЯТОГО ЕЛЕЯ
§ 1
ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ
ЕСТЬ ТАИНСТВО
В этом Последовании святого елея содержится седьмое Таинство – Елеосвящения, и елей называется святым потому, что освящается церковным благословением. Святитель Симеон Солунский (в гл. 40-й) говорит: «Святой елей предан нам как священное Таинство и образ Божественной милости, подаваемый во избавление и освящение от греха приемлющим его, – посему это Таинство подает разрешение от грехов, восстановляет от болезней и совершает освящения. Все это предал нам Иисус Христос, Бог наш, и чрез Него – божественные Его ученики и апостолы».
§ 2
СОВЕРШАЕТСЯ
СЕМЬЮ СВЯЩЕННИКАМИ
Таинство Елеосвящения совершается семью священниками. Святитель Симеон (в гл. 283-й) пишет: «Брат Господа не определяет числа пресвитеров при совершении сего Таинства (см.: Иак. 5, 14), но обычаем предано призывать седмь, я думаю, в соответствие седмеричному числу даров Духа, исчисляемых у Исаии; или в соответствие тех седьми ветхозаветных священников, которые, по повелению Божию, седмь раз ходили с трубами вокруг стен Иерихона и разрушили стены его; или чтобы (по подражанию пророку над детищем жены сонамитянки) иереи, седмь раз помолившись о мертвой душе, возбудили ее, как отрока – Елисей, который седмь раз нагибался над ним и седмь раз молился; или, чтобы как Илия, который седмь раз помолившись, снова отверз небо, которое заключил за грехи, и низвел дождь, – и им разрешить засуху греха, отверзть подобно Петру небо, подавши ключ благодати и, как дождь, низвести от Бога милость отпущения. Таков, по моему мнению, смысл седмеричного числа [священников]. А некоторые, по недостатку семерых, призывают всего трех, – и это не предосудительно: потому что ради силы Троицы, а потом – и в воспоминание свидетельства и проповедания Троицы, бывшего некогда чрез Илию, когда он воскресил умершего сына сарептской жены, трижды помолившись и трижды простершись над ним. Некоторые же собирают и более седьми [священников] для выражения большей веры и усердия. Впрочем, нет надобности много исследовать о числе священников, т. к. оно не определено у апостола. А впрочем, хотя и не написано, тем не менее, необходимо соблюдать древнее предание, и должны быть седмь, как требует древний обычай, а в случае нужды, и менее трех, но все должно быть произносимо, что предано произносить».
Посему если известного числа священников для совершения сего Таинства не определяется, – то в крайней нужде и один священник, совершающий его, совершает силою всей Церкви, которой он есть служитель, и которой лицо в себе представляет: ибо вся власть Церкви содержится во едином священнике.
Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)
Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.
Продолжение следует
ОПРОС | || | Язык как фактор национальной безопасности |
1. Волнует ли Вас проблема сохранения чистоты Русского языка?
2. Согласны ли Вы, что с уничтожением языка уничтожается народ?
3. Знаете ли Вы, что исконные Русские слова, как правило, связаны с Христианством?
4. Согласны ли Вы, что сквернословие (мат) – явление нерусское?
|