ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
БОГОСЛОВИЕ АНТИМОДЕРНИЗМ СТРАНИЦА 14
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Искупление как дело Божественной
любви и Божественной правды

 

 

Продолжение. Начало см. в № 20 (188)

 

 

Сегодня в трудах некоторых православных богословов наблюдаются попытки размыть центр христианского учения – догмат Искупления.

Вот как вкратце поясняет суть этого явления авторитетный духовный писатель архимандрит Рафаил (Карелин): «В настоящее время модернистические силы, окопавшиеся в Церкви, под видом борьбы за чистоту Православия ведут подрыв основ самого Православия. Для осуществления своих далеко идущих замыслов им надо извратить и переиначить традиционное вероучение, ведущее начало от апостолов, разорвать богословскую преемственность, разрушить догматику, уничтожить образцы веры, утвержденные на Соборах, и на духовном пустыре создать универсальную религию, а на месте взорванной Церкви построить свой пантеон.

Модернисты объявили Церковь „больным организмом“, зараженным католическими заблуждениями, и на этом основании требуют лечить ее, т. е. подвергать инъекциям теософии, рационализма и протестантизма, как в недавние времена исповедников Христианства подвергали насильственному лечению психотропными средствами, от которых нормальный человек заболевал. Модернисты осмеивают православные догматы и не стесняются даже глумиться над главным сотериологическим догматом об Искуплении. Эти протестантствующие теологи пытаются представить католицизм как антипод Православия и фрагментарные сходства между католическим и православным богословием интерпретировать как влияние католицизма, которому якобы подвергается Восточная Церковь в течение уже нескольких веков...»

Желая внести свою лепту в защиту традиционного церковного учения об Искуплении, «ПК» публикует перевод статьи болгарского подвижника благочестия, доктора богословия, преподавателя кафедры догматического и обличительного богословия Софийской духовной академии, духовного сына великого поборника истины святителя Серафима (Соболева) – архимандрита Серафима (Алексиева) († 1993).

 

2. СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ НОВОГО ЗАВЕТА И ИСКУПЛЕНИЕ

 

К тем же выводам о правде и любви Божиих, проявившихся в деле Искупления, приходим и при анализе следующих слов святого апостола Павла: Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить(здесь и далее выделено архим. Серафимом, – примеч. пер.) подзаконных, дабы нам получить усыновление (Гал. 4, 4–5). В греческом оригинале вместо слова «искупить» стоит глагол «exagoraso» – искупать, выкупать. В этом глаголе корень «agora», что значит базар, т. е. место, где покупают и продают. На базарах в древности торговали не только обыкновенными товарами, но и рабами. Глагол «exagoraso» подчеркивает одновременно и Божию правду, и Божию любовь, поскольку раскрывает нам: 1) правовой элемент Искупления, т. к. <…> это выражение, заимствованное из области права, включает понятие вины, которую требовалось изгладить для выкупа преступников, и 2) момент любви, поскольку «exagoraso» здесь означает выкуп рабов со стороны Того, Кто не имеет нужды в этих рабах, но, побуждаемый любовью к ним, выкупает их, чтобы освободить и усыновить (см.: Там же, 5). Причина выкупа – это, безспорно, Божия любовь, а цена – требовавшаяся Божией справедливостью безкрайняя по строгости голгофская жертва.

Об удовлетворении Божией правды очень убедительно свидетельствует святой апостол Павел, говоря, что Иисус Христос, будучи образом Божиим (т. е. Богом), не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп. 2, 6–8).

Удовлетворение Божией правды здесь вытекает из особо подчеркнутого Христова послушания. Акцентом на послушание Искупителя делается ясный намек на Адамово непослушание, родившее грех. Как нарушитель заповеди, Адам попрал Божию правду, выраженную в ней. А Христос, следуя Божией воле во всем и проявив послушание даже до смерти и смерти крестной, исполнил Божию правду. Его послушание, невинные страдания и смерть – смерть абсолютного Праведника (см.: Деян. 3, 14; 7, 52) – покрыли с полным удовлетворением Божию правду, попранную прежде человеческим грехом. Согласно апостолу языков, невинным страданием «упраздняется человеческая виновность, поелику там она приносит должное удовлетворение и получает справедливое возмездие» (Глубоковский Н. Н. Учение св. ап. Павла о грехе, Искуплении и оправдании // Христианское чтение. СПб., 1898. Вып. 5. Май. С. 643).

 

 

Если рассмотрим известный отрывок: Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою (ибо написано: проклят всяк, висящий на древе) (Гал. 3, 13), то увидим, что и здесь ясно отражена в искупительном подвиге Христа идея удовлетворения Божией правды. Профессор Н. Глубоковский говорит, что в Павловом благовестии вообще «оттенок удовлетворения, потому что без него не могла бы сохраниться самая правда Божия. Здесь она мотивируется наличностью греха, каковой, будучи добровольным нарушением, неотвратимо навлекает проклятие, а это закрывает все обетованные блага. <…> По этой причине обязательно было наперед устранить эту клятвенную преграду, чтобы открылся простор для применения благословений Божиих. Для сего необходимо было, чтобы самое проклятие de facto было воспринято вполне и затем совершенно прекратилось; это и случается, когда оно обрушивается на невинного и в конце концов уничтожается своим собственным действием, не имея для себя достаточного оправдания в своем объекте. Таким именно путем Христос искупил нас „от клятвы законныя, быв по нас клятва“ (Гал. 3, 13), <…> Он был и грехом за нас (см.: 2 Кор. 5, 21) <…>, поскольку понес на Себе все его следствия в богооставлении (см.: Мф. 27, 46; Мк. 15, 34). Неизбежным завершением подобного устроения и было полное прекращение клятвенного ига с возвращением к должной гармонии» (Глубоковский Н. Н. Указ. соч. С. 649–650). Так «голгофское удовлетворение было собственно изменением господствовавшего порядка <…> и восстановление[м] нормального взаимообщения людей с Богом» (Там же. С. 650).

Обобщая свои выводы, профессор Н. Глубоковский подчеркивает правовой элемент в Искуплении и заключает: «Голгофский подвиг упраздняет клятву, снимает тяготу осуждения и с этой стороны имеет юридическое действие отмены грозного приговора божественного» (Там же. С. 817. См. также: Феофан Затворник, еп. Толкование послания св. ап. Павла к Галатам. М., 1880. С. 223–224).

Из всего вышесказанного мы должны усвоить:

1) что Бог в Новом Завете изображен как любовь и правда; и

2) что Искупление совершилось при согласованном действии непостижимой Божией любви к грешным людям и Божией вечной и неизменной правды.

 

+   +   +

 

Последствиями Адамова непослушания, как видим, были: грех, проклятие и смерть. Соответственно этому, плоды Искупления таковы:

1. Прощение первородного греха и всех наших личных грехов (см.: Мф. 26, 28; Еф. 1, 7; Ис. 53, 5, 12). Это отмечает святой Иоанн Богослов, когда пишет: Кровь Иисуса Христа <…> очищает нас от всякого греха (1 Ин. 1, 7).

2. Освобождение искупленных от проклятия и дарование им Божиего благословения, т. е. благодатных даров Святаго Духа, о чем святой апостол Павел говорит: Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою (ибо написано: проклят всяк, висящий на древе), дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою (Гал. 3, 13–14).

3. Побеждение и уничтожение смерти (см.: 2 Тим. 1, 10), этого последнего врага (см.: 1 Кор. 15, 26). Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут (Там же, 22), – учит святой апостол Павел. И Сам Искупитель сказал: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек (Ин. 11, 25–26).

Конечно, эти плоды искупительного дела даются не безусловно, но с известными условиями, чем подчеркивается, что Божия правда продолжает проявляться вместе с любовью и после голгофского жертвоприношения, потому что это вечное Божие качество, как и любовь. Как до и после грехопадения Бог проявлял Себя одновременно как правда и любовь, так и до и после Искупления Он продолжает и вечно будет продолжать проявлять Себя правдой и любовью. И после Искупления, будучи безкомпромиссно праведен и свят, Бог не может терпеть общения со грехом, согласно словам святого апостола Павла: Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? (2 Кор. 6, 14–15).

 


Сошествие Святаго Духа – один из плодов Искупления.
Мозаика в Венеции

 

В силу этого Божия правда поставила и искупленным известные условия для их участия в любви. Эти условия, прежде всего: вера в Евангелие (см.: Мк. 16, 16), Крещение (см.: Мф. 28, 19), покаяние в совершенных грехах (см.: Лк. 24, 47) и твердая решимость впредь не грешить (см.: 2 Петр. 2, 20–22), но непрестанно осуществлять Божию правду послушанием Божией воле и совершением добрых дел (см.: Мф. 7, 21; Деян. 26, 20; Еф. 2, 10; Тит. 2, 14). Поэтому голгофское жертвоприношение имеет целью не только юридически оправдать нас пред Богом, но и сделать действительно праведными, ведя по пути богопослушания. Христос грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды (1 Петр. 2, 24). Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он (Бог) праведен (1 Ин. 3, 7). А всякий, не делающий правды, не есть от Бога (Там же, 10), но от диавола (Там же, 8). И потому не новая тварь не может быть в новом небе и новой земле, на которых обитает правда (2 Петр. 3, 13). Поэтому Иисус Христос с такой внушительностью ублажает алчущих и жаждущих правды (см.: Мф. 5, 6) и объявляет важнейшими и в новозаветном законе правосудие, милость и веру (см.: Там же. 23, 23).

 

Продолжение на стр. 15

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник