ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ЛЮБОВЬ К ОТЕЧЕСТВУ ВОСКРЕСЕНИЕ РУСИ СТРАНИЦА 7
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

ЯЗЫК НАРОДА – КОРЕНЬ ЖИЗНИ

 

 

 

 

Окончание. Начало см. на стр. 6

 

– Это созвучно с тезисом, взятым в название Вашей лекции – «Русский язык как Евангелие»…

– Знаете, что я открыл для себя по милости Божией и потом рассказал людям? В Русском языке не так много исконно Русских слов, как нам кажется порой. «Лошадь», «шишка», «балалайка» – простите, не исконные наши слова, а тюркизмы. Я это очень хорошо слышу, потому что тюркский язык для меня – открытая книга. Это объясняется и татарским влиянием на Русь и нашу лексику. Конечно, эти слова давно стали Русскими, как и я, – обрусели, поэтому Русский язык и богат. Например, у хантов в языке 600 слов. А в Русском, вместе с терминами, около миллиона, но далеко не все они – исконные. Вот, первую из пяти моих книг порой неточно называют «Тайны Русского слова» – нет, тайны-то в нем преизобилуют, но есть главная – и это как раз ответ на заданный Вами вопрос: исконные слова Русского языка связаны со Христом! Вот, это я для себя открыл и с этим согласились многие ученые наши, профессора, с которыми я дружу, доктора наук, филологи – и верующие, и светские: да, говорят, удивительно!

Почему Русский язык – Евангелие? Потому что это слово в переводе с греческого – «благая весть». Когда я это понял, то пришел к выводу, что Русский человек, если бы даже не встретил саму книгу Евангелие – что, кстати, в недалеком советском времени не было фантастикой, – то, просто изучая исконные слова своего языка, узнал бы о Христе. Вот такой у нас язык! И поэтому он – Евангелие. И поэтому вымывание этих слов – катастрофа. Т. е. мы обрываем те незримые нити, которые нас связывают со Христом, – Христос разговаривает с нами на этом языке!

Как у нас интересно живет язык – на двух уровнях: есть «ложка», а есть «лжица»; есть «стол», а есть «престол». Удивительно: «Москва» – «столица» – «первопрестольная». В английском «столица» – capital, – т. е. там, где больше всего денег, центр денег. А у нас – там, где первый престол. Не потому, что Москва – большая и богатая, – а потому, что главный престол страны здесь. Еще у нас говорят: «Посади свинью за стол – она ноги на стол». Вот, у американцев есть эта манера, которая меня до сих пор шокирует, хотя я много уже их и всякого повидал. Они еще объясняют это тем, что так кровь лучше циркулирует, так полезно. Но дело в том, что если человек способен ноги положить на стол, то он и на престол их положит. И так и случилось с ними, несчастными. Еще существует поговорка: «Хлеб на стол, так и стол – престол; хлеба ни куска, так и стол – доска». Так вот, у нас есть хлеб, который мы едим каждый день, а есть Хлеб, Который на Престоле. Понимаете, что, Кто – в нашем языке?! А когда я читал у блаженного Феофилакта Болгарского в толковании на Евангелие, что Вифлеем переводится «Город Хлеба» с еврейского… Т. е. настолько все было предопределено, что Хлеб (а Христос сказал: «Аз есмь Хлеб…») должен был родиться в «Доме Хлеба»… Еще Он сказал: «Аз есмь… Живот…». И удивительно, что в нашем языке эти слова – «хлеб» и «жизнь» – однокоренные: «живот» и «жито». А возьмите все другие языки – Вы такого там не найдете!

 

– А вот к нашей теме применительно – «Русский, ты забыл, что ты – Русский». И Вы сказали, что «народ» – это «язык» по-церковнославянски. Тоже насколько удивительно и глубоко!..

– Да! И это понимаешь, только когда приходишь в храм и начинаешь воцерковляться. Не просто заходишь в церковь, а именно воцерковляешься. Для себя я такое определение вывел, что «я крещеный» – это еще ничего не значит; «я верующий» – кто сказал, какая вера? И бесы веруют, и трепещут (Иак. 2, 19); мусульмане называют себя верующими, индусы, атеисты – кстати, тоже веруют – в вечную смерть. Я это знаю, потому что в свое время сдал «Атеизм» на «отлично». А теперь я точно знаю, что никогда не умру, смерти нет – Христианство еще от этого липкого страха смерти нас избавило, который мучил мою душу с детства, когда увидел мертвеца впервые. Так вот, воцерковленность – это как все живет в ритме: сердце, кровь, планета – все вибрирует в удивительном соответствии. Так и Церковь. Пока человек не воцерковлен, он тоже живет в каком-то своем ритме. А когда ритм твоей жизни совпадает с ритмом жизни Церкви, это называется воцерковление. Церковь постится – и ты постишься, Церковь скорбит – и ты скорбишь, Церковь радуется – и ты радуешься… И это воцерковление, согласно Святым Отцам, имеет начало, но не имеет конца!

 

– Так у нас и получается: пока престол – доска, народ – толпа…

– Да, язык, наша речь – это зеркало, и оно во все периоды жизни показывает, что народ и каждый отдельный человек из себя представляют. Вот, есть гениальная поговорка: «Молчи – за умного сойдешь». Но с того момента, как ты раскрываешь уста и начинаешь говорить – все! Это как у Сократа: начни говорить, чтобы я тебя увидел. Поэтому к молчунам такое недоверие: откуда знаешь, что у него на уме. В тихом омуте… И сумасшедшие люди тихие – самые опасные.

 

 

Но при этом можно обладать большим словарным запасом, а быть последним негодяем. А можно встретить какую-нибудь бабушку в храме неграмотную, но смотришь – человек светится. Вот и ключик к языку-народу и языку-речи. Христос! И это еще надо осознать.

 

– Вы сказали о языке – народности, о ключике к нему – Православии. Но вспомним уваровскую формулу, там еще Самодержавие есть – второе по последовательности. Как Вы его объясните?

– Про это можно сказать коротко. Ответ на вопрос «Вы монархист?» я для себя тоже определил: если православный – не монархист, то он что-то явно напутал. Дело в том, что Русское общество – а я повторюсь, что я Русский человек, с радостью об этом говорю – Русская мысль, Русская общественная мысль, сколько Русь существует, ведь у нас 1000-летняя история этой цивилизации величайшей – Руси, – так вот, они всегда ощущали себя зеркальным отражением Неба. На Небесах – Царь царствующих и Господь господствующих, – и на земле должен быть Царь. Все иерархично на Небе, Ангелы имеют разные чины, как по Апостолу: иная слава солнцу, иная слава луне, иная – звездам, и звезда от звезды отличается… (см.: 1 Кор. 15, 41). И на земле иерархия – сословная… Поэтому 100 лет назад в нашей стране произошло страшное злодейство…

Знаете, как мне сказал давно один старенький московский священник: наличие в Церкви Патриарха предполагает наличие в обществе Царя. Патриарх и президент быть не могут, это диссонанс: «В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань» (Пушкин).

Хотя при этом когда мне говорят: «Нам нужен Царь», я отвечаю: «Мне страшно, если он сейчас придет». За него страшно! Его еще ужаснее убьют, чем тогда. Царя надо заслужить. А мы – готовы? Надо же быть честными, чего мы все время рисуемся? Вот, я, убогий, чем заслужил, чтоб у нас был православный Царь? Просто надо посмотреть процент воцерковленных людей в обществе – вот и все. Сам я в двух храмах был в свое время помощником настоятеля – и в Подмосковье, и в центре столицы, – поэтому знаю, о чем говорю. У нас по сей день коммунисты с «яблочниками» выходят митинговать против строительства храмов. Господа, товарищи, у вас совесть есть?! Как вам не стыдно, вы же столько храмов порушили на этой земле, такие страдания принесли – уже все это известно! Вот, к ним придет Царь?!

Поэтому всегда, когда меня спрашивают о Монархии, отвечаю, что Царя надо сначала иметь в голове. А «без Царя в голове» – никчемный человек. Только тогда Господь может пожалеть нас и послать Царя.

 

– Значит, есть Царь Небесный, есть Царь земной, а есть еще Царь – в голове?

– Да, и только тогда все устраивается по воле Божией. Причем так устроит Господь, как нам и не снилось. И как всегда, будет неожиданно: Он лучший Сценарист и лучший Режиссер на свете – я это точно знаю по тому, как Он руководит жизнью моей и каждого!

 

– Последний вопрос. Одна из Ваших фраз: не пора ли нам вместе ополчиться на всех… русофобов, которые над страной и языком глумятся?! Какой у нас выход?

– Сражайся там, где стоишь. Мы часто беремся за глобальные задачи: если спасать, то все человечество. Совершенно забывая – мы так замылили эту фразу нашего великого святого Серафима Саровского: ты, убогий, собой займись, сам попробуй, стяжи дух мирен и увидишь, как мир изменится. Когда-то я понял, что Христос пришел в этот мир не для того, чтобы мир изменился – чего от Него так ждали даже ученики до последнего, – а Он пришел, чтобы поменялся я. Потому что если я хоть на чуточку поменяюсь, поменяется и мир.

 

– При этом наша тема – язык, народ, самодержавие…

– Да, но начинается это с тебя. Меня часто спрашивают: «Что надо делать, чтобы наши дети читали книги?» Отвечаю: «Самим читать». «Что надо делать, чтобы они не ругались?» – «Самим перестать ругаться». Если каждый что-то начнет менять в себе, то мы даже не заметим, куда денутся всякие русофобы.

К чему мы должны стремиться? Пушкин написал замечательные слова: «На свете счастья нет, но есть покой и воля». «Счастье» – это то, что сейчас есть. В Церкви нигде нет этого слова. А что такое «воля»? Вот, я волен воспитывать своих детей в Русском духе. Я волен веровать так, как веровали святые мои. В этом моя воля. А «свобода» – от слова «слабость» вообще-то, «ослабодить», «слабода» – об этом Шишков пишет. А «покой» – это тот же дух мирен.

Так что не враг силен – мы слабы. И верующему в Бога все содействует ко благу. Все это испарится постепенно, если мы начнем меняться. Русское слово «подвиг» предполагает, что надо двигать. А самая тяжелая вещь на свете – вот, «я». Вот в чем беда – я ни на грамм не меняюсь, а все хочу, чтоб мир был лучше…

 

Беседовала
Анастасия ДЕРЖАВИНА


 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник