АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ | НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ | СТРАНИЦА 9 |
Продолжение. Начало см. в № 10 (82)
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ:
О МОЛИТВАХ И ПОСЛЕДОВАНИЯХ,
СОДЕРЖАЩИХСЯ В ТРЕБНИКЕ
ГЛАВА 6:
ПОСЛЕДОВАНИЕ СВЯТОГО
КРЕЩЕНИЯ И МИРОПОМАЗАНИЯ
§ 14
ГОВОРИТСЯ «КРЕЩАЕТСЯ»,
А НЕ «КРЕЩАЮ»
«Крещается раб Божий (имя рек)». Это слово – «крещается», – употребляемое в страдательном третьем лице и относясь к крещаемому, основывается на словах Иоанна Крестителя, рекшего Христу: Аз требую Тобою креститися (Мф. 3, 14). Посему оно не относится к лицу служителя, но самого крещаемого делает уверенным в принятии благодати Крещения. Ибо где ясно не упоминается имя действующего служителя, там приемлющий Крещение не взирает на его заслуги, но признает единого Бога Виновником благодати.
Сверх сего иерей говорит «крещается», а не «крещаю аз» – и для того, чтобы засвидетельствовать совершенно свободное произволение крещаемого: ибо форма «крещаю аз» не показывает того, что просвещаемый принимает Крещение добровольно; можно подумать, что он крестится по приказанию начальственному, а не по своему желанию и намерению, но по одному произволу крещающего. А выражение «крещается» означает, что этот крещаемый добровольно принимает Крещение от архиерея или иерея и от Самого единого Бога, в Троице сущего.
Посему же к сей форме Крещения присоединяется и самое имя крещаемого. Крещаемый погружается в воду трижды. Святой Дионисий говорит: «Священноначальник, стоя над ним [крещаемым], при возглашении его имени трижды погружает его в воде, призывая три Ипостаси Божества при троекратном погружении и возвождении крещаемого из воды».
В главе сей (§ 1) было показано, что погружение в воду знаменует погребение Христово, и что тот, кто погружается в воду, спогребается Христу и совосстает со Христом. Посему тот же святой Дионисий говорит: «Священнообразовательное сие учение тайноводствует крещающегося, что он тремя погружениями в воду подражает богоначальному тридневному погребению и смерти Жизнодавца Иисуса, – сколько может быть вместимо для человека это богоподражание; посредством этого [троекратного погружения] по таинственному и сокровенному преданию крещаемый так очищается, что уже начальник [князь] мира сего не находит в нем себе ничего».
Святитель Кирилл Иерусалимский (в 3-м поучении) поясняет: «И как Христос воистину был распят, погребен и воскрес; так и вы чрез Крещение удостоились в подобии и сраспяться, и погребстися, и восстать с Ним».
Святитель Симеон Солунский (в гл. 63): «И таким образом он возводит его (из купели) уже освященным божественнейшим Крещением, в одно время и воссозидая, и священно совершая его именем Святой Троицы, провозглашая и три Лица во едином Божестве, в словах: „во имя“, – чем означается единство Божества, – потом „Отца“, и „Сына“, и „Святаго Духа“, чем исповедаются три нераздельные и неслиянные Божественные Лица, – а в то же время тремя погружениями и поднятиями изображая тридневное погребение и восстание Распятого за нас плотию и Восставшего».
§ 15
«АМИНЬ» ПРИ ПОГРУЖЕНИИ
«Во имя Отца, аминь: и Сына, аминь: и Святаго Духа, аминь». Надлежит здесь знать, что трижды «аминь» напечатано в Требнике между Лицами Святой Троицы для произношения восприемнику и предстоящим, которые все и при всяком погружении должны произносить от себя «аминь» во исповедание совершаемого, как бывает сие же самое и при пострижении чтеца и певца, о чем смотри в своем месте. Во избежание сего замешательства правильнее делается, когда в российских требниках эта частица «аминь» печатается другими чернилами трижды между Лицами Всесвятой Троицы, чем когда она печатается одними чернилами и шрифтом с теми же Божественными словами.
§ 16
«АМИНЬ» ЧЕТВЕРТОЕ,
ПО ПОГРУЖЕНИИ
«Ныне и присно» и проч. Хотя сии слова – «ныне и присно, и во веки веков, аминь» – не суть Христовы, но священник, после изречения слов Христовых, может присовокупить оные в ознаменование чрез них своего желания и моления о том, чтобы благодать, сообщенная в Крещении, пребыла на крестившемся и во веки веков. Четвертое и окончательное имеющееся здесь «аминь» уже не относится к какому-либо Лицу Святой Троицы, но есть заключение сего одного окончательного моления.
§ 17
КРЕЩАЕМЫЙ ПРИВЕТСТВУЕТСЯ
«Блажени, ихже оставишася беззакония». Как только крещаемый исходит из купели, предстоящие тотчас приветствуют его с приобретением истинного блаженства чрез Крещение. И потому поют псалом: Блажени, ихже оставишася беззакония (Пс. 31, 1).
Святитель Симеон Солунский (в гл. 64) говорит: «И так возродившись, крестившийся исходит из священной купели, духовной матери нашей, – как из девственной, чистой и святой утробы, всецело новым, просвещенным и сыном Божиим. Ибо как Христос родился от Девы, да очистит наше оскверненное рождение, так и мы рождаемся от чистой купели; и как там чистая кровь и чрево Девы Духом Святым устроили плоть Бога Слова, так и в нас чистая вода купели и Божественный Дух совершили чистое возрождение».
И святитель Кирилл Иерусалимский (в 1-м огласительном поучении) наставляет: «Услышите пророческий глас, вопиющий: „Измыйтеся, и чисти будете“, дабы воззвал к вам ангельский лик: „Блажени, ихже оставишася беззакония“».
§ 18
БЕЛАЯ ОДЕЖДА
НА
КРЕСТИВШЕМСЯ
ЕСТЬ «РИЗА ПРАВДЫ»
«Облачается раб Божий в ризу правды». Ни о чем нет столь ясных свидетельств в древности церковной, как о том, что новопросвещенных, выходящих от священной купели, облачали некогда в белую одежду, т. е. как для младенцев, так и для взрослых приготовляли или все одеяния белые, или по крайней мере одну верхнюю одежду белую.
Все сии белые одежды имеют особенное знаменование, и потому суть – ризы правды. Святой Кирилл (в 4-м тайноводственном поучении) поясняет: «Когда совлекся ты ветхих одежд и облекся духовно в белые, то надлежит во всякое время носить белое. Совсем не то мы говорим, что будто бы тебе надлежит во всякое время облачаться в белые одежды, но в белые в истинном смысле и светлые, т. е. в духовные».
Святой Амвросий (в книге о просвещаемых) говорит: «Потому ты принял белые одежды, чтобы они были знаком того, что ты совлек с себя покрывало грехов и облекся в чистые и белые одежды [оправдания]».
Святой Симеон Солунский в главе 68-й: «Затем надевает наверх белую одежду, которая называется также анаволий, – во образ Божественного света и ангельской чистоты: ибо крестившийся явился сыном света и всецело нескверным и чистым».
Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)
Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.
Продолжение следует
ОПРОС | || | Голос Родины |
1. Любите ли Вы Русскую народную песню?
2. Задумывались ли Вы, почему для современных масс-медиа она – «вне формата»?
3. Волнует ли Вас проблема насаждения антикультуры, формирующей в людях низменные качества?
4. Согласны ли Вы, что каждый Русский ребенок с рождения должен слышать Русские песни?
|