ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ЖЕМЧУЖИНЫ МЫСЛИ ВОСКРЕСЕНИЕ РУСИ СТРАНИЦА 15
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Русская идея

 

 

 

...Древнееврейский народ внес в мировую сокровищницу человеческого гения идею Единого Бога; Эллада – идею мудрости и красоты; Древний Рим – идею ясного закона и твердой государственности; Германия – идею серьезной, точной научности; Франция – идею утонченного, изящного вкуса; англо-саксонские расы – идею отважной предприимчивости.

Пройдет ли Русский народ незамеченным в истории и ничего не внесет своего в общечеловеческую сокровищницу вечных культурных идей?

Нет, у него есть своя идея, на которую указывали величайшие его гении: и Гоголь, и Достоевский, и Хомяков, и Киреевский, и Филарет, и Катков. Это идея истинно-христианского государства.

Плодотворные зачатки этой идеи находятся именно в Русском народе и ни в каком другом, и развитие их мы видим в истории России, в которой еще в Киеве было заложено начало той христианской государственности, которая затем окрепла под тяжелыми ударами монгольского молота и стала расцветать в Московской Руси, пока ее расцвету не был положен предел реформами Петра, принесшего ее в жертву совершенно иным, западным идеям.

Но идея христианского государства, изгнанная из правительственных сфер новой столицы, не умерла, а снова вернулась в сердце, душу и ум Русского народа, остававшегося таинственным носителем этой идеи, пока в начале XIX века, после великого народного подвига 1812 года, она была снова открыта лучшими Русскими людьми той эпохи, ясно ими осознана, обоснована и провозглашена на всю Россию.

Против этой идеи тотчас же восстала вся наша «интеллигенция», принципиально отрицавшая, чтоб у «варварского» Русского народа вообще могли быть какие бы то ни было культурные идеи. К ним присоединились, конечно, все инородцы и иноверцы как в России, так и за границей, заявившие, среди презрительного хохота, что о «Русской культурной идее» так же смешно говорить, как о какой-нибудь «турецкой» или «абиссинской» «культурной идее».

Трудно было пробраться культурной идее Русского народа из Москвы, где она преимущественно развивалась первыми славянофилами, Филаретом и Катковым, в чиновно-«интеллигентный», пропитанный инородческим духом Петербург, дабы дойти там до правительственных сфер и принять фактическое осуществление в жизни Русского государства. И Император-Самодержец Николай I, и Царь-Освободитель Александр II при всех своих достоинствах как Русские Государи оставались чуждыми «московской» идее; лишь Царь-Миротворец Александр III положил начало национальной политике России, поставив на первый план интересы России и Русского народа, к великому прискорбию и негодованию всей нашей космополитической «интеллигенции».

Александр III первый из Русских Императоров понял, что Россия должна быть для Русских; что Русский народ сам по себе культурный, а не варварский народ; что он может и должен развиваться по своим собственным самобытным законам, а не по иноземным шаблонам.

С восшествием на престол ныне благополучно царствующего Императора Николая II появился впервые в правительственных сферах и тот религиозный элемент (который не успел еще выясниться в слишком кратковременное царствование его великого отца), благодаря личному глубокому благочестивому чувству Государя и Государыни и столь близкой Москве великокняжеской четы. (Имеется в виду Великий Князь Сергий Александрович, Московский генерал-губернатор, и его супруга Великая Княгиня Елисавета Феодоровна, преподобномученица. – Примеч. ред.).

Началась новая эра, возбудившая самые радостные чувства, самые светлые надежды всего Русского Православного народа, почуявшего в глубине своей души появление истинно православного Царя, столь необходимого и столь давно жданного для осуществления Русского идеала истин христианского государства. Всем еще памятны лучезарные дни Московских говений и христосований Царя и Царицы среди Кремлевских святынь и знаменательное паломничество их Величеств и Высочеств к новоявленному чудотворцу всероссийскому, преподобному Серафиму Саровскому. Все православные Русские люди приветствовали друг друга с восстановлением Московской Царской России на заре XX столетия, среди всех усовершенствований европейской цивилизации, но на почве чисто Русской культуры.

Осуществление идеала истинно христианского государства казалось столь близким, что враждебная ему космополитическая и неверующая «интеллигенция» и все еврейство-франкмасонство встрепенулись и решили всеми силами воспрепятствовать этому осуществлению.

Кто следил за подпольной и заграничной Русской печатью во время Саровских торжеств, тот знает, с каким циническим глумлением эта печать, столь любезная нашим «интеллигентам», относилась к этому истинно Русскому общению Царя со своим народом. И вот она забила тревогу, требуя скорейшего возникновения той революционной агитации, которая ныне старается разобщить Русского Царя с Русским народом, противопоставив царской воле – волю народа.

«Русская Монархическая партия» твердо уверена, что осуществление Русского культурного идеала, которое уже было столь близким, рано или поздно должно совершиться – на благо не только России, но и остальных культурных народов. Народы эти, перепробовав все возможные формы правления, постепенно приходят к сознанию полного их несовершенства. Им предстоит еще вкусить всех прелестей социалистического рабства и необузданной анархии, после чего они будут искать исхода из того тупика, в который все они, в различное время, придут, раз они вступили на путь конституционного правления.

Когда произойдет этот конечный кризис, – в текущем ли столетии, или в будущем, – предвидеть, разумеется, трудно; но во всяком случае необходимо, чтобы Россия к тому времени исполнила свою культурную миссию и создала у себя, в поучение и назидание всему остальному миру, то истинно христианское государство, о котором мечтает Русский народ, который в отличие от всех других народов по своему кроткому, незлобивому характеру, по своей глубокой, искренней вере, по своему долготерпению и чисто евангельскому мировоззрению всего более подходит к идеалу православного христианского народа.

Вот та культурная идея, которую Русский народ внесет тогда в общечеловеческую сокровищницу, являясь проповедником не только христианской государственности, но и всей вообще христианской истины среди остальных, сбившихся с христианского пути, народов.

 

В. А. ГРИНГМУТ

 

Из статьи «Русский народ в России»

Объединяйтесь, люди Русские!
/ Отв. ред. О. Платонов.
М., 2017. С. 392–395.

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник