ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
В ЭТОТ ДЕНЬ... БОЖИЙ ВЕРТОГРАД СТРАНИЦА 10
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

Жертва чистая

 

 

Далеки те века, когда мир, охваченный борьбою двух враждебных начал – естественного человеческого состояния и Богооткровенного, изливался мученическою кровью за поддержание Истины, сошедшей на землю и воскресившей умиравшее духовною смертью человечество. Истина восторжествовала. Но и доныне не истощаются жертвы в борьбе хотя и обезсиленной, но все еще действующей тьмы – против света. И преимущественно соблюдается и отстаивается вера, т. е. истина, в сердцах «малых» мира сего, непричастных влиянию ни растлевающего большею частью величия земного, ни заглушающих нередко в душе все доброе богатств и прочих благ мирских, мало подлежащих, наконец, веянию современных интеллигентных измышлений…

С особенною наглядностью выступают подобные примеры в истории сношений мусульманского Востока с порабощенными христианскими народностями. Какое еще множество является жертв между ними не только что во время войн, периодически воспламеняющихся между борцами враждебных верований, но и в мирное время – в последние, далекие от веков всеобщего гонения христиан столетия!

Такою жертвою во второй половине XVIII века (в 1764 г.) была молодая, едва вышедшая из детского возраста простолюдинка, но уже вместившая в своей непорочной душе, воспитанной христианкою-матерью, весь завет, выношенный и переданный многочисленными поколениями просвещенных православною верою предков.

Твердо восстала и против родного отца, и против сильных властителей 15-летняя Акилина, когда они потребовали от нее обращения в чуждый душе христианки ненавистный ислам.

Произошло это по следующему поводу: отец Акилины, хотя и православный по происхождению от православных родителей, но, как видно, малодушный, слабый верою, поссорившись однажды с одним турком и убив его, в избежание смертной казни за такое преступление принял ислам, оправдывая себя при этом, может быть, тем, что в глубине души ему никто не может помешать сохранять свои верования.

Таким же образом отнесся он и к обращению своей дочери в мусульманскую веру, которого потребовали от нее как от дочери принявшего магометанское исповедание, когда ей минуло 15 лет.

– Послушай меня, дочь, – сказал Акилине отец ее, – прими ислам; турки приступают ко мне, чтобы я обратил тебя в их веру. Раньше или позже, но тебе этого не избежать, так уже поспеши исполнить их требование, чтобы они оставили меня в покое.

– Никогда не буду я так маловерна, чтобы отречься от моего Господа Иисуса Христа, Который потерпел ради нас крестную смерть! – отвечала Акилина. – И если меня будут вынуждать, то я скорее соглашусь принять мученическую смерть, чем уступить.

Потеряв надежду убедить свою дочь потурчиться, отступник-отец предоставил своим единоверцам поступить с нею, как они захотят. Фанатики немедленно послали за Акилиною в дом ее матери. Поняла мать, зачем требуют на суд дитя ее, и, прощаясь, со слезами уговаривала Акилину помнить всегдашние наставления ее.

– Пришел тот час, к которому постоянно я приготовляла тебя! – говорила она своей дочери. – Крепись, и да ничто не отлучит тебя от Христа!

– Не бойся, мама, Бог поможет мне, молись за меня, – отвечала плачущая девушка, с трудом отрываясь от своей матери, последовавшей, впрочем, за нею до самого суда, куда Акилина была представлена одна.

Здесь ни ласки, ни угрозы, ни самые жестокие побои не могли склонить дочь истинной христианки отречься от верований, в которых мать возрастила ее с самого детства.

– Разве есть в вашей вере что-нибудь такое, что могло бы меня принудить променять на нее нашу чудесную веру Христову? И вы все – живые мертвецы! – смело отозвалась Акилина на убеждения своих палачей.

Раздраженные ее сопротивлением, турки напали на нее с усиленною яростью и «били ее до тех пор, пока она, привязанная к столбу, не повисла на нем, как мертвая. Весь пол покрылся кровью и кусками ее истерзанного тела» (Соловьев П. Христианские мученики, пострадавшие на Востоке). Тогда, отвязав умирающую, ее отправили в дом матери. Очнувшись, Мученица сказала своей матери:

– Мама, я исполнила твое завещание: я обещала сохранить веру и сохранила ее.

Неземным восторгом заменилась тогда неутешная печаль матери о пострадавшей дочери. Еще несколько времени продлилась благодатная, предсмертная беседа между мученицами за Христа, среди которой Акилина предала свою душу в руки Божии.

 

Избранные жития святых,
изложенные по руководству
Четьих-Миней архиепископа
Филарета Черниговского.
Т. 2. М., 2011.

 

 

 

18 сентября / 1 октября. Неделя 17-я по Пятидесятнице, по Воздвижении.

Преп. Евмения, еп. Гортинского (VII). Преп. Евфросинии Суздальской, в миру Феодулии (прославление 1698). Преп. Илариона Оптинского (1873). Мц. Ариадны (II). Мцц. Софии и Ирины (III). Мч. Кастора. Вмч. Бидзины, мчч. Шалвы и Элизбара, князей Ксанских (ок. 1660) (Груз.). Сщмчч. Алексия Кузнецова и Петра Дьяконова пресвитеров (1918); сщмчч. Амфилохия, еп. Красноярского, Иоанна Васильева, Бориса Боголепова, Михаила Скобелева, Владимира Чекалова, Вениамина Благонадеждина, Константина Твердислова пресвитеров и мч. Сергия Ведерникова (1937). Молченской (1405), именуемой «Целительница», и Старорусской (возвращение ее в Старую Руссу в 1888 г.) икон Божией Матери.

 

19 сентября / 2 октября. Понедельник.

Мчч. Трофима, Савватия и Доримедонта (276). Блгвв. кнн. Феодора Смоленского (1299) и чад его Давида (1321) и Константина, Ярославских, чудотворцев. Преп. Алексия Зосимовского (1928). Мч. Зосимы пустынника (IV). Блгв. вел. кн. Игоря Черниговского и Киевского (1147). Сщмч. Константина Голубева пресвитера и с ним двух мучеников (1918); сщмч. Николая Искровского пресвитера (1919); сщмч. Константина Богословского пресвитера (1937); сщмч. Нила Смирнова пресвитера, прмц. Марии Мамонтовой-Шашиной (1938).

 

20 сентября / 3 октября. Вторник.

Вмч. Евстафия Плакиды, жены его Феопистии и чад их Агапия и Феописта (ок. 118). Мучеников и исповедников Михаила, кн. Черниговского, и болярина его Феодора, чудотворцев (1245). Преп. и блгв. кн. Олега Брянского (ок. 1285). Собор святых Брянской митрополии. Сщмчч. Феоктиста Смельницкого и Александра Тетюева пресвитеров (1937).

 

21 сентября / 4 октября. Среда.

Отдание праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня. Ап. от 70-ти Кодрата (ок. 130). Обретение мощей свт. Димитрия, митр. Ростовского (1752). Преп. Даниила Шужгорского (XVI). Преп. Иосифа Заоникиевского (1612). Сщмчч. Ипатия епископа и Андрея пресвитера (ок. 730–735). Свтт. Исаакия и Мелетия, епископов Кипрских. Мчч. Евсевия и Приска. Сщмчч. Александра Федосеева, Алексия Стабникова, Константина Широкинского, Иоанна Флерова пресвитеров (1918); прмч. Маврикия Полетаева и мч. Василия Кондратьева (1937); сщмчч. Валентина Никольского, Александра Белякова, Иоанна Лазарева, Андрея Бенедиктова, Петра Сахаровского, Иоанна Никольского пресвитеров (1937); сщмч. Иоанна Быстрова пресвитера (1938); сщмч. Василия Крымкина пресвитера (1942).

 

22 сентября / 5 октября. Четверг.

Прор. Ионы (VIII в. до Р. Х.). Сщмч. Фоки, еп. Синопийского (117). Преп. Ионы пресвитера (IX), отца святых Феофана, творца канонов, и Феодора Начертанных. Блж. Параскевы Дивеевской (1915). Преп. Ионы Яшезерского (после 1592). Преп. Макария Жабынского, Белевского, чудотворца (XVII). Собор Тульских святых. Мч. Фоки вертоградаря (ок. 320). Прав. Петра, бывшего мытаря (VI). Cщмч. Феодосия Бразского (1694) (Румын.). Сщмч. Вениамина, еп. Романовского (1932).

 

23 сентября / 6 октября. Пятница.

Зачатие честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Сщмч. Иоанна пресвитера (1937). Прославление свт. Иннокентия, митр. Московского (1977). Препп. жен Ксанфиппы и Поликсении (109). Мц. Ираиды девы (ок. 308). Мчч. Андрея, Иоанна и чад Иоанновых Петра и Антонина (IX). Словенской иконы Божией Матери (1635).

 

24 сентября / 7 октября. Суббота.

Первомц. равноап. Феклы (I). Преп. Никандра пустынножителя, Псковского, чудотворца (1581). Прмч. Галактиона Вологодского (1612). Преп. Коприя (530). Св. Владислава, короля Сербского (после 1264). Сщмч. Василия Воскресенского диакона (1918); сщмчч. Андрея Быстрова и Павла Березина пресвитеров, прмч. Виталия Кокорева и мчч. Василия Виноградова, Сергия Михайлова и Спиридона Савельева (1937); сщмч. Никандра Гривского пресвитера (1939). Мирожской иконы Божией Матери (1198).

 

25 сентября / 8 октября. Неделя 18-я по Пятидесятнице.

Преп. Евфросинии Александрийской (V). Преставление преп. Сергия, игумена Радонежского, чудотворца (1392). Преп. Евфросинии Суздальской, в миру Феодулии (1250). Перенесение мощей свт. Германа, архиеп. Казанского (1592). Преп. Досифеи затворницы, Киевской (1776). Прмч. Пафнутия египтянина и с ним 546-ти мучеников (III). Св. Николая Розова исп., пресвитера (1941). Обретение мощей сщмчч. Александра Смирнова и Феодора Ремизова пресвитеров (1985).

 

26 сентября / 9 октября. Понедельник.

Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова (начало II). Свт. Тихона, патриарха Московского и всея России (прославление 1989). Преп. Ефрема Перекомского, Новгородского (1492). Прав. Гедеона, судии Израильского (XII в. до Р. Х.). Сщмчч. Афанасия Докукина, Александра Левитского и Димитрия Розанова пресвитеров, мчч. Иоанна Золотова и Николая Гусева (1937); сщмч. Владимира Вятского пресвитера (1939).

 

27 сентября / 10 октября. Вторник.

Мч. Каллистрата и дружины его: Гимнасия и иных (304). Преп. Савватия Соловецкого (1435). Апп. от 70-ти Марка, Аристарха и Зины (I). Мц. Епихарии (284–305). Преп. Игнатия (963–975). Сщмч. Петра, митр. Крутицкого (1937). Сщмч. Димитрия Шишокина пресвитера (1918); сщмчч. Германа, еп. Вольского, и Михаила Платонова пресвитера (1919); сщмч. Феодора Богоявленского пресвитера (1937).

 

28 сентября / 11 октября. Среда.

Препп. схимонаха Кирилла и схимонахини Марии (ок. 1337), родителей преп. Сергия Радонежского. Преп. Харитона Исповедника (ок. 350). Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах (преп. Антония) почивающих. Преп. Харитона Сянжемского (1509). Преп. Иродиона Илоезерского (1541). Прор. Варуха (VI в. до Р. Х.). Мчч. Александра, Алфея, Зосимы, Марка пастыря, Никона, Неона, Илиодора и прочих (IV). Блгв. кн. Вячеслава Чешского (935). Мц. Анны Лыкошиной (1925); прмч. Илариона Громова, прмц. Михаилы Ивановой (1937); прмц. Татианы Чекмазовой (1942).

 

29 сентября / 12 октября. Четверг.

Преп. Кириака отшельника (556). Сщмч. Иоанна, архиеп. Рижского (1934). Мчч. Дады, Гаведдая и Каздои (IV). Преп. Феофана Милостивого.

 

30 сентября / 13 октября. Пятница.

Сщмч. Григория епископа, просветителя Великой Армении (ок. 335). Преп. Григория Пельшемского, Вологодского, чудотворца (1442). Свт. Михаила, первого митр. Киевского (992). Мцц. Рипсимии, Гаиании и с ними 35-ти святых дев (начало IV). Сщмч. Прокопия Попова пресвитера (1918); сщмчч. Петра Соловьева, Вячеслава Занкова, Петра Пушкинского, Симеона Лилеева, Василия Гурьева, Александра Орлова пресвитеров, Серафима Василенко диакона, прмц. Александры Червяковой, мчч. Алексия Серебренникова и Матфея Соловьева, мц. Аполлинарии Тупицыной (1937).

 

1/14 октября. Суббота.

Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Ап. от 70-ти Анании (I). Преп. Романа Сладкопевца (ок. 556). Преп. Саввы Вишерского, Новгородского (1461). Мч. Домнина Солунского (IV). Прмч. Михаила, игумена Зовийского, и с ним 36-ти преподобномучеников (780–790). Празднование в честь Хитона Господня и Столпа Животворящего (Груз.). Собор Молдавских святых. Сщмч. Алексия Ставровского пресвитера (1918); сщмч. Михаила Вологодского пресвитера (1920); сщмчч. Александра Агафоникова, Георгия Архангельского, Николая Кулигина пресвитеров, мч. Иоанна Артемова (1937). Люблинской, Псково-Покровской, Касперовской, Браиловской, Гербовецкой и Барской икон Божией Матери.

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник