ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
НАШИ ДЕТИ ТВОРЧЕСТВО СТРАНИЦА 4
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

«РУССКАЯ ПЕСНЯ – ЭТО МУДРОСТЬ»

 

 

 

Великий Русский композитор Георгий Васильевич Свиридов († 1998) в своих дневниках писал: «В сущности, идеалом сочетания слова и музыки служит народная песня. Под песни пеленается, женится и хоронится Русский человек, говорил Гоголь. Теперь: Русский человек пляшет под чужую дудку и хоронится под чужую музыку. Распространенное в наши дни стремление окарикатурить Русскую песню, Русскую интонацию, шутовство, переходящее в ерничество. Этого как-то было слишком много. Приелось это желание унизить Русское, „идиотизм деревенской жизни“, по выражению одного немецкого профессора. Новая жизнь, новые моды, новые песни, к сожалению, очень скучные, бездушные, серые какие-то. Народная песня исковеркана, опохаблена, лишена естественности, красоты, правдивости…»

Несмотря на истинность этих горьких слов, в наши дни, милостью Божией, еще есть исключения – так, недавно мы открыли для себя Ирину Леонову, «певицу Святой Руси», творческого человека, работающего в жанре Русской народной песни. Ирина Николаевна – лауреат всероссийских и международных конкурсов и фестивалей, доцент, старший преподаватель Московского государственного института культуры. Встреча с ней подарила нам радость общения с глубоко родным по духу единомышленником, а также четкое сознание правоты общих целей, значимости полагаемых трудов и большое воодушевление. На ум пришли знаменитые строки А. Майкова:

Не говори, что нет спасенья,

Что ты в печалях изнемог:

Чем ночь темней, тем ярче звезды,

Чем глубже скорбь, тем ближе Бог…

 

ЖИЗНЬ В ТРАДИЦИИ

 

– Ирина Николаевна, в одном телеинтервью Вы заметили: «Русская песня – это мудрость, которая приходит с годами». А как это случилось у Вас самой?

– Можно сказать, что мне повезло – любовь к Русской песне пришла ко мне не в зрелом возрасте. Я родилась в Русском городе Иванове, в музыкальной семье и, соответственно, росла, училась говорить, мыслить и петь – одновременно. И была уверена, что так – в каждом доме! Только с возрастом поняла, какое это счастье. Что не каждому это суждено, но, по большому счету, такая объемность миропознания должна быть нормой. Потому что человек рождается уже с восприятием звуков: в утробе матери, когда она поет,  он слышит биение, ритм ее сердца. А после рождения – колыбельную, в том, родном ребенку и маме метроритме, который впоследствии он уже ни с чьим не перепутает…

 

– А если мать не поет колыбельные?

– Вот это – печаль нашей современной жизни. К сожалению, в сегодняшнем мире не считается необходимостью воспитание в человеке культуры, которая начинается в том числе с музыки. Ведь музыкальные традиции – это часть жизни, часть быта. Взять, например, календарный год – он всегда у нас в России проходил циклично: от Пасхи до Рождества, от Рождества до Пасхи. Народ так жил, и это было естественно, наравне с: солнышко взошло, солнышко село. Люди занимались благородным трудом, в гармонии с землей, с природой, и у них не возникало мысли «гадить» на своей земле. А сейчас это уже в порядке вещей, люди, дети совершенно оторваны от традиций – бытовых, календарных, культурных…
Нам активно прививается антикультура, которая не взращивает духовно и не ведет к чему-то светлому, доброму, а наоборот – направлена на разложение личности. Это – индустрия развлечений, формирующая в человеке низменные качества. Собственно, в противостоянии ей я и вижу первоочередной смысл своей деятельности – концертной и педагогической.

 

ПЕСНЯ КАК ПРОПОВЕДЬ

 

– Расскажите, пожалуйста, сначала о Ваших концертах, о песенном творчестве.

– Сольные выступления – это дело моей жизни. В самом начале творческого пути какое-то время я пела в монастыре, в церковном хоре. Но там мне сказали: у тебя – другая миссия, ты одна своими концертами, песнями, может быть, больше людей к Богу приведешь, чем вот так – стоя во втором ряду шестой слева… Так оно и вышло… У меня нет случайных произведений: исполняю все то, из чего, можно сказать, состою. Особенно ценным считаю духовный репертуар, в свое время благословленный приснопамятным Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

Некоторые недоумевают: как ты устраиваешь концерты, у тебя ведь нет директора, импресарио и т. д.? Да все просто! Как батюшка когда-то благословил: «Если тебе звонят с предложением, во-первых, спрашивай: тебя там ждут с твоей программой? Если да, то соглашайся, а потом уже узнавай, где, когда, как…» Вот так я и живу!

Были концерты и за границей – Америка, Германия, Израиль, Венгрия – я со своей программой Русской духовной культуры собирала огромные залы, где зрители плакали от умиления и восторга… Но больше всего мне запомнилась поездка сразу после Америки в мордовскую тюрьму, к женщинам-убийцам, девочкам несчастным. У одной отчим пьяницей был, другая за маму заступилась, и они стали убийцами – искалеченные души и судьбы. Батюшка местный потом признался: «Я два года ходил, с каждой переживал ее трагедию, ее боль, но они никак не могли прийти к тому, чтобы покреститься. А Вы дали концерт – и у меня очередь!»

А госпиталь! Ребятки после Чечни, без рук, без ног – послушали, поплакали, тоже креститься пошли, и у многих жизнь наладилась! Один безногий молодой врач – добровольно поехал в горячую точку спасать солдатиков, лечить раненых и сам пострадал – потом рассказывал моей знакомой, как у него после этих событий все переменилось. Нашлись спонсоры, открыли ему диагностический кабинет... Благодарил, вспоминая: «Я жить уже не хотел, но услышал песню „Житейское море“ и воспрянул: а чего это я сдался-то?!..»

 

ПРОДОЛЖАТЕЛИ

 

– А преподавательскакя работа?

– Уже 30 с лишним лет, параллельно с сольным творчеством, я работаю в Московском государственном институте культуры. По всем материальным параметрам мне это невыгодно: очень ответственно и хлопотно, отвлекает от концертов, гастролей. Но уходить оттуда я не имею права – батюшка-духовник говорит: «Это тоже твое поле – поле брани, служение. Если есть студенты, и они тебя ждут, тебе верят – надо нести свой крест».

 

– А они действительно ждут и верят?

– Конечно! Столько было пережито ситуаций с учениками – их взросление, становление, ошибки и покаяние… И хочется надеяться, что хоть нескольким я – не я, через меня Господь! – помогла в жизни!..

У меня три потока лекций плюс индивидуальные занятия. Есть ребята, которые продолжают уже мою традицию. Есть девочки, которые «просто» вышли замуж, стали хорошими матерями, поют своим детям и где-то в музыкальной школе еще преподают. И это на самом деле не «просто», а много значит! Некоторые ребята открыли свои отделения. Например – на полярной земле Салехарда. Т. е. от дальнего Севера до южных границ России появились продолжатели, которые профессионально занимаются Русской песней, и мне за них точно не стыдно... Учатся у нас и парни, и девушки – очень неплохие ребятки, как сейчас говорят, «нераспиаренные», но талантливые, и им надо помогать! Им надо «дорожку направить»!

 

– Как Вы у них формируете нужные ориентиры в области музыкальной культуры?

– На начальных курсах я говорю о том, что прежде всего надо научиться пониманию культуры как таковой – научиться отличать хорошее от плохого. Очень большое искушение для них, если человек внешне привлекательный, голосистый от природы, и ему внушают: с такими данными ты должен быть успешным, богатым. Подобные ориентиры, понятно, для православных людей неприемлемы. Приходится объяснять понятие служения – то, что ты свой талант от Бога получил даром и, значит, будь любезен использовать его во благо, а не для обогащения и удовлетворения низменных потребностей. Вот если это студент услышит и воспримет, то за его дальнейший личностный и профессиональный рост можно не безпокоиться.

Но, к сожалению, слышат не все. Есть такие, кто приспосабливается, может «по головам пойти», начинает «прыгать» от одного преподавателю к другому – лишь бы «стать звездой». А что такое «стать звездой»?! Наверное, в начале обучения и нужно помочь им определиться: кем ты хочешь стать? Бывают люди зрелые, но еще до конца не понимающие, чего они хотят, к чему стремятся, в чем видят смысл своей жизни. Мне жалко таких людей: это как «слепой ведет слепого». Надо же видеть свет, идти на него, понимать свое предназначение. Не зарыть данный от Бога талант, не растратить его впустую… Многие этого не осознают и живут нелепыми современными штампами: если ты такой умный, то почему такой бедный? – и т. д.

Вот самое сложное: вместе со студентами, с каждым учеником, разобраться с главными жизненными вопросами и этими шаблонами. Но потом, когда уже устанавливается контакт – студент понимает меня, я понимаю его; он мне доверяет, я верю в него – начинается отрадный, хотя и трудный, конечно, процесс возрастания...

 

– А как Вы учите различать «хорошее» и «плохое»?

– А это просто в процессе работы выявляется – например, когда студент мне приносит понравившееся произведение. Ну, говорю, давай обсудим: почему нравится? Есть разряд просто технических вещей, пустых по смыслу, духовно ничего не несущих. Какие-то эффекты, эквилибры с голосом, вокальные приемы из англо-саксонской культуры – и что, зачем нам это брать? Или – если иностранный текст, я всегда предлагаю: давай сделаем перевод – о чем это произведение. Начинаем переводить, и студент сам понимает: «Белиберда какая-то». А я ему: «И ты это хотел петь?!» Помню, одна девушка при переводе обнаружила, что текст – от лица мужчины, с неподходящим характером и смыслом. Говорю ей: «Ну, ты подумай». Она согласилась: «Да, Ирина Николаевна, я была не права!»

 

Окончание см. на стр. 5

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник