ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Новая Скрижаль,

или Объяснение о Церкви, о Литургии
и о всех службах и утварях церковных

 

 

 

 

Продолжение. Начало см. в № 10 (82)

 

 

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ:
О МОЛИТВАХ И ПОСЛЕДОВАНИЯХ,
СОДЕРЖАЩИХСЯ В ТРЕБНИКЕ

 

ГЛАВА 6:

ПОСЛЕДОВАНИЕ СВЯТОГО
КРЕЩЕНИЯ И МИРОПОМАЗАНИЯ

 

§ 1

ДЕЙСТВИЯ СЕМИ ТАИНСТВ

 

Крещения. Церковь Христова содержит семь Таинств. Святитель Симеон Солунский (в гл. 33-й) говорит: «Семь даров Святаго Духа, как говорит Исаия; семь и Таинств церковных, совершаемых Духом Святым. Таинства сии суть: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак и Елеосвящение».

Действия и плоды всех сих Таинств кратко изображаются так: святое Крещение очищает тело и просвещает душу, Миропомазание утверждает в вере, Божественное Причащение вселяет в нас Христа, Покаяние есть восход на Небеса и избавление от грехов, Священство дарует духовную власть, Брак о Господе освящает союз супружеский, Елеосвящение предуготовляет к Царству Небесному.

 

 

КРЕЩЕНИЕ ЕСТЬ
ВТОРОЕ СОЗДАНИЕ НАШЕ

 

Прежде, нежели приступим к описанию Таинства Крещения, мы должны знать, что с человеком бывает три создания или три рождения. Первое – телесное, или произведение из небытия в бытие. Второе – перемена бытия худшего на лучшее через Крещение. И третье – воскресение из мертвых.

Святитель Григорий Назианзин (в 40-м слове на святое Крещение) говорит: «Священное Писание указует нам троякое рождение, а именно: рождение из тела, рождение из купели Крещения и рождение из мертвых, – или воскресение. Первое из них есть рождение нощное, рабское и страстное; второе есть дневное, разрушающее страсти и отсекающее всякую скверну, происходящую от плотского рождения; а третье есть самое страшное и мгновенное, собирающее все создание во мгновении ока, да предстанет оно к Зиждителю и отдаст отчет в здешней жизни, в подвигах служения Богу и во всем поведении – раболепствовало ли оно похотям плоти и пресмыкалось ли по земле, или возвышалось вместе с духом и почитало благодать воссоздания. Все сии рождения Христос почтил Своим действием и примером: одно почтил первым вдуновением жизни; другое освятил Своим воплощением и Крещением, которым и Сам крестился, и, наконец, третье ознаменовал Воскресением, которое Он Сам предначал. Ибо как Он был перворожден из многих братий, так благоизволил быть перворожденным и из мертвых».

Святитель Симеон Солунский (в гл. 32-й), именуя Крещение вторым рождением или воссозданием, объясняет оное: «Крещение возрождает духом, потому что мы погубили первое, безстрастное рождение, и теперь – в беззакониях зачаты и во грехах, как поет Давид, родила каждого из нас мать». И еще (в гл. 62-й): «Священнейшее Крещение есть и возрождение, и воссоздание, очищение и освящение, сыноположение, дар и святыня, сообщающая человеку тьму благ, как говорят Отцы. Итак, горе тому человеку, который, родившись в свет, или получив первое создание, лишается второго сего рождения или воссоздания, т. е. веры во Христа и Крещения».

 

 

ЗНАМЕНОВАНИЕ КРЕЩЕНИЯ

 

Апостол Павел в Послании к Римлянам пишет: Или не разумеете, яко елицы во Христа Иисуса крестихомся, в смерть Его крестихомся? Спогребохомся убо Ему крещением в смерть, да якоже воста Христос от мертвых славою Отчею, тако и мы во обновлении жизни ходити начнем (Рим. 6, 3–4). Следовательно, креститься в воде во Иисуса Христа – значит креститься в смерть Его, или спогребаться Христу и с Ним же совоскреснуть.

Святитель Симеон Солунский (в той же главе) пишет: «Преимущественно же образует [Крещение] смерть Христову и тридневное Воскресение Его. Ибо от смерти Христовой, тридневного погребения и Воскресения Его мы прияли безсмертие и нетление, надеемся оного будущего восстания, обновления и Жизни Вечной, которой начало положил Иисус Христос; Он один, будучи безгрешен, пострадал за нас, грешных, и неподверженный смерти, как несогрешивший, за нас Один умер. Посему, упразднив смерть, Он восстал и разрешил нас от страстей и осуждения, пострадав, безстрастный, по Своему благоволению. Быв Началовождем нашей жизни, Он вознесся на Небо; посему и мы, облеченные в Него Крещением, ожидаем Его с Неба, когда Он и нас воскресит и подаст нам совершенное нетление, залог которого Он дарует нам и ныне чрез Крещение».

А как в Крещении изображаются смерть Христова и Воскресение Его – это объясняет святитель Кирилл Иерусалимский (во 2-м тайноводственном поучении): «И вы исповедали спасительное исповедание и погружались троекратно в воду, и паки из воды появлялись. И здесь вы знаменательно изобразили тридневное погребение Христово. Ибо как Спаситель три дня и три ночи пребыл во чреве земли, так и вы первым из воды появлением изобразили первый день, а погружением – первую ночь Христова пребывания в земле. Ибо как человек ночию более не видит, а днем во свете обращается; подобно и в погребении, как в ночи, вы ничего не видели, а в появлении из воды, как во дни были. И в то же время вы умирали и рождались, и оная спасительная вода была вам и гроб, и матерь».

Причину, почему в Крещении изображаются смерть Христова и Его Воскресение, объясняет святитель Василий Великий (в гл. 15-й, о Святом Духе, лист 21-й) следующим образом: «Для достижения совершенства христианской жизни надобно подражать Христу не только в тех примерах, которые Он показал в Своей жизни, как то: в кротости, смиренномудрии и долготерпении, но еще и в самой смерти, по словам подражателя Христова, апостола Павла: „Сообразуяся смерти Его, аще како достигну в воскресение мертвых“ (Флп. 3, 10–11). Как же мы бываем в подобии смерти Его? „Спогребшеся Ему крещением“, – ответствует Павел. Какой же это образ погребения, и какая польза от подражания? – Наперед непременно должен быть пресечен порядок первой жизни. А сего никто не может сделать, если кто не родится свыше, – по свидетельству Самого Господа; потому что пакибытие, как означает и самое имя, есть начало другого жития. Следовательно, прежде нежели начнем другое житие, надобно окончить первое. Как у тех, которые, окончив путь, опять возвращаются по нему, между сими противоположными движениями бывает некоторая остановка и отдохновение: так и в перемене жизни представляется необходимым, чтобы между первою и другою жизнию посредницею была смерть, которая, окончив прошедшее, положила бы начало последующему. Как же исполняет сошествие во ад? – Опять подражая Крещением погребению Христову: ибо во время Крещения тела крещаемых как бы погребаются в воде. Следовательно, Крещение таинственным образом означает отложение плотских дел, – по словам апостола: „Обрезани бысте обрезанием нерукотворенным, в совлечении тела греховнаго плоти, во обрезании Христове, спогребшеся Ему Крещением“ (Кол. 2, 11–12)».

Как Таинство Крещения образует тридневное погребение и Воскресение Христово, так и само оно издревле было прообразуемо во многих и различных событиях в Церкви Божией. Последнее из таковых прообразований святой Златоуст указывает (в беседе 36-й на Иоанна) в овчей иерусалимской купели, имевшей пять притворов, в которых лежало множество больных, хромых, слепых, сухих, чающих движения воды. В беседе об этом он говорит: «Какой это образ исцеления, какое он являет нам Таинство? – Ибо это написано не просто и не напрасно, но открывает нам, как бы в образе, предметы будущие, дабы действие весьма необыкновенное и случайно установленное не повредило у многих силы веры. Итак, что же оно изображает? Имело некогда быть даровано Крещение, содержащее многую силу и великий дар, – Крещение, очищающее все грехи и творящее мертвых живыми. Итак, все спасительные плоды Крещения ясно прообразованы в овчей купели, равно как и во многих предметах и событиях. Господь Бог, желая приблизить нас к дару Крещения, не только уже очищает скверны, но и исцеляет недуги. Ближайшие к истине образы Крещения, страданий Христовых и других новозаветных событий яснее изображали истину, чем прообразы древние. И ангел, снисходя, возмущал воду и сообщал ей целительную силу, дабы познали иудеи, что тем более Владыка ангелов может исцелить все душевные недуги. Но как здесь исцеляло не просто водное естество, – иначе это было бы всегда, – но действием ангела: так и в нас (т. е. в возрождении нашем) действует не простая вода, но когда приимет благодать Святаго Духа, тогда разрешает нас от всех грехов. При той купели лежало многое множество больных, слепых, хромых, сухих, чающих движения воды: но тогда немощь препятствовала тому, кто хотел получить исцеление, а ныне всякий может приступить к принятию благодати духовного исцеления. Ибо не ангел Тот, Кто возмущает воду, но Владыка ангелов, Который все соделывает; и страждующий не может ныне сказать: „Человека не имам“; не может сказать и сего: „Егда прихожду аз, ин прежде мене слазит“. Но хотя бы пришла вся вселенная, не истощается благодать и не оскудевает действие, но после пребывает в той же силе, в какой было и прежде сего. Сие же [исцеление больных при овчей купели] соделано для того, чтобы, познав, что водою можно уврачевать телесные недуги, и приучившись к сему явлению в продолжении многого времени, удобно могли уверовать, что [вода наитием Святаго Духа] может исцелять и душевные недуги»


Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)


Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.

 

Продолжение следует

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
 
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник