ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АКТУАЛЬНО ПРАВОСЛАВНАЯ МИССИЯ СТРАНИЦА 6
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

ЗАБЫТАЯ СТРАНИЦА РУССКОГО
АПОСТОЛЬСТВА

 


Надгробие отца Виктора Синадского в Урмии

 

 

Нам, как православному христианину, не может не быть прискорбно, что Православие не заявляется в мире, между тем как мир определен именно Православию, потому что не для водворения же папы в католичестве и не для размножения пап до предельной цифры народонаселения в протестантстве являлся Сын Божий на земле, а для основания единой Святой Соборной и Апостольской Церкви ко спасению людей, какова есть Церковь Православная. Итак, заботиться о явлении миру Православия, а для того о развитии заграничного миссионерства – есть первейший долг наш, Богом наложенный на нас. Не в ущерб внутренним миссиям будет это, а, напротив, в большую им помощь и в вящее развитие их. Одни внутренние миссии без заграничных – это одно крыло птицы без другого: птица может перепархивать и тем двигаться вперед, но сильно и быстро лететь не в состоянии», – писал выдающийся Русский миссионер святой равноапостольный Николай Японский († 1912).

К сожалению, в настоящее время история дореволюционных миссий Русской Церкви – как внутренних (направленных на просвещение иноверцев, раскольников и сектантов в России), так и особенно внешних, заграничных – малоизучена и фактически забыта. Между тем она весьма назидательна – и как свидетельство о прежних мощи, богатстве, мудрости церковного устройства в Царской России и величии духовного облика ее отдельных чад, – и в качестве уроков, полезных ныне для решения многих вопросов современности.

Сегодня мы хотим рассказать читателям об Урмийской православной миссии, действовавшей в Иране в конце ХIХ – начале ХХ века и осуществившей уникальный опыт миссионерства среди несториан, впервые за полторы тысячи лет в составе целой епархии вошедших в лоно Святой Церкви.

 

Урмийская духовная миссия (1898–1918) – последняя по времени в Русской Церкви к моменту захвата государственной власти в России большевиками. Она распространялась на несториан1 сирийско-халдейского происхождения, проживавших в Северной Персии – айсоров (ассирийцев).

Одним из участников миссии был выдающийся Русский проповедник и общественный деятель протоиерей Иоанн Восторгов († 1918, священномученик). В статье «Православие в Персии (необходимое разъяснение)», вошедшей в четвертый том собрания его сочинений, отец Иоанн сообщает: «Давно и настойчиво айсоры-несториане, проживающие в Персии, искали соединения с Православной Церковью. Еще в конце XVIII века они обращались с этой целью к грузинскому Царю Ираклию; обращаются они с просьбой о присоединении к Православию и к Русской Церкви с 1828 года. Но особенно усилились сношения по этому вопросу с 1859 года»2.

Историк И. К. Смолич пишет, что в 1859 году несторианский священник Михаил прибыл в Константинополь для переговоров со Вселенским Патриархом о присоединении к Православной Церкви. Патриарх посоветовал ему обратиться к начальнику Русской духовной миссии в Иерусалиме епископу Мелитопольскому Кириллу (Наумову). Донесение последнего Святейшему Синоду вызвало большой интерес. Синод решил собрать сведения о сиро-халдеях, часть которых осела на юге Кавказа3.

По данным отца Иоанна Восторгова, эта миссия была поручена архимандриту, впоследствии епископу Софонии(† 1877, (Сокольскому)), который «в 1861 году долго проживал вблизи Персидской границы в Эриванской губернии, изучая вероучение и церковный быт несториан, имея непосредственные отношения с Урмией»4.

 


Памятник в с. Урмия Краснодарского края,
основанном переселенцами-ассирийцами

 

Священник Михаил сообщал о тридцати тысячах несториан, нуждавшихся в духовном окормлении, но Святейший Синод не сразу принял решение об организации миссии. «Айсорские епископы, – сказано в статье священномученика Иоанна, – мар-Дехна, мар-Юханна, мар-Иосиф, мар-Иона – один за другим приезжали в Россию, проживая то в столицах, то в Тифлисе, и просили о принятии их в Православную Церковь. Напрасно в 1865 году официально, чрез Министерство иностранных дел, указывали айсорам, что они могут принять Православие от Антиохийского Патриарха или от Феодосиопольского (в Эрзеруме) епископа: айсоры настойчиво, в прошениях, написанных кровью народа-страдальца, которых нельзя читать без содрогания, просили Православия от России, – да иначе и быть не могло, потому что Урмия отстоит от Русской границы всего в 200–250 верстах, а с Антиохийским Патриархом она не имеет возможности сноситься и по дальности расстояния, и вследствие подданства Антиохийского Патриарха чуждому для персидских айсоров и нехристианскому правительству <…>. Почти 40 лет изучали этот вопрос»5.

В 1895 году Синод поручил проблему персидских несториан-айсоров экзарху Грузии архиепископу Владимиру (Богоявленскому) († 1918, впоследствии митрополит Киевский, священномученик). Уполномоченный Владыки, Русский священник, посетил вместе с несторианским священником Урмию, и 21 мая 1897 года девять тысяч сиро-халдеев подали прошение о присоединении к Русской Церкви. Тогда же «в Урмийскую область были посланы из Грузинского экзархата Русский протоиерей В. Синадский6 и с ним православный священник Алаверанов, природный айсор; они на месте, в Урмии, путем допросов населения убедились в том, что айсоры-несториане действительно желают принять Православие. Надлежало ускорить дело, потому что инославные миссии – католическая, пришедшая сюда около 100 лет назад, пресвитерианская, с 30-х годов, и англиканская, с 80-х годов истекшего [XIX] века, – расхищали древнюю сиро-халдейскую церковь»7.

Затем «в течение года отцы Синадский и Алаверанов при помощи местных деятелей собрали и перевели на Русский язык несторианские богослужебные чины и символические книги и представили все это в Святейший Синод для ознакомления с вероучением несториан. Наконец, 25 марта 1898 года совершилось присоединение к Православной Церкви епископа Ионы со многими другими членами его клира; вместе с тем им было представлено прошение с подписями 15000 несториан Урмийского округа, изъявлявших желание принять Православие. К этому времени епископ Иона, за смертью матрана Урмии мар-Гавриила, убитого курдами на пути к мар-Шимуну, оставался единственным иерархом в Урмии. Ему была прислана от мар-Шимуна грамота, дающая ему достоинство матрана Урмии, но самого возведения в митрополиты не было, и поэтому он принят епископом8. Впоследствии принял Православие еще один епископ, проживающий теперь в Урмии и не имеющий епархии, – мар-Соришу, или мар-Авраам»9.

21 февраля 1898 года архиепископ Владимир (Богоявленский) был переведен на Московскую кафедру. До прибытия нового экзарха старшим по должности в епархии оставался исполнявший обязанности ректора Тифлисской семинарии иеромонах Гермоген (Долганев) († 1918, впоследствии епископ Тобольский, священномученик). Как раз в это время в Тифлис прибыл мар-Иона, и отец ректор вел с ним переговоры, проявляя глубокое участие.

26 февраля 1898 года мар-Иона писал иеромонаху Гермогену: «Мы, слава Богу, благополучно прибыли на место цели, в Святейший Синод, и живем в Александро-Невской лавре под благословением Высокопреосвященного митрополита. В день Воскресный, перед В[еликим] постом, (в день загов[ения]) мы были на Литургии в Исаакиевском соборе. Поистине! Мы заметили великую духовную радость многочисленных братьев православных, которых ожидает на земле долгоденствие, а на Небе – Жизнь Вечная. В соборе было около пяти тысяч человек, двое митрополитов при множестве священников и диаконов, чтецов и певцов. Богослужение совершалось с таким великолепием, что будто в соборе служили сами ангелы, а не люди; и поистине! Это было ангельское, а не человеческое служение, и поэтому я вижу, что Православие есть жемчуг драгоценный без недостатка. Красота Православия простирается на все четыре конца света, как дым кадильный, благоухание свое распространяет оно повсюду. Оно подобно древу жизни. Его дети подобны плодоносной лозе, которой корень в земле, а ветвями достигает до небес. Православная иерархия есть Подательница Жизни Вечной роду человеческому. Благо тебе, вера, благо тебе!..»10

Ведущий деятель Урмийской миссии протоиерей Виктор Синадский в письме от 18 марта того же года информировал отца Гермогена: «В день Благовещения состоится присоединение несторианского персидского епископа Ионы и четырех священников. В настоящее время в заседаниях Святейшего Правительствующего Синода вопрос о воссоединении несториан с Православием обсуждается всесторонне. Вчера, 17 марта, утверждена формула отречения несториан от еретических заблуждений. Чин присоединения составлен на славянском и древне-сиро-халдейском языках известным ученым, филологом Василием Васильевичем Болотовым. С Божиего благословения и по молитвам и заступлению Пресвятой Богородицы, дело воссоединения несториан с Православием идет весьма успешно. Русский народ, и наиболее аристократия, сочувственно относятся к сему движению айсоров; сформировывается особое общество „Распространение Православия на Востоке“, в члены сего Общества записались многие лица, власть имущие…»11

После присоединения епископа Ионы Супурганского вместе с ним из России в Урмию была направлена особая духовная миссия, состоявшая из начальника, трех членов, диакона и псаломщика.

 

Окончание см. на стр. 7

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник