ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АКТУАЛЬНО ПРАВОСЛАВНАЯ МИССИЯ СТРАНИЦА 7
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

ЗАБЫТАЯ СТРАНИЦА РУССКОГО
АПОСТОЛЬСТВА

 


Основные деятели присоединения айсоров-несториан:
в центре сидят протоиерей Виктор Синадский и епископ Иона

 

 

Окончание. Начало на стр. 6

 

С дороги отец Виктор послал иеромонаху Гермогену еще одно письмо, датированное 30 сентября. По его свидетельству, Русские миссионеры, несмотря на трудности (жару, передвижение на верблюдах, грязные гостиницы и т. д.), достигли Персии, встретились со светскими властями, заручившись их поддержкой на свою просветительскую деятельность, а также с инославными миссионерами. Причем англикане проявили доброжелательность, а американские протестанты – агрессивность. Простой народ в целом имел расположение присоединяться к Православию. По прибытии миссионеры сразу начали переводческую деятельность, и перед ними остро встал вопрос о денежных средствах, о чем они и просили через отца Гермогена походатайствовать перед экзархом, чтобы он представил их нужды Святейшему Синоду.

К сожалению, в ноябре того же года протоиерей Виктор Синадский неожиданно скончался. Начальник Урмийской миссии иеромонах Феофилакт (Клементьев) 11 января 1899 года сообщал архимандриту Гермогену: «Сотрудник мой, отец Синадский, как Вы, вероятно, уже знаете, 16 ноября волею Божиею скоропостижно умер <…>. Дело наше, благодаря Бога, с самого начала пошло очень хорошо. Обратившихся вместе с тифлисскими теперь насчитывается уже 12,5 тысяч душ. Беда только за деньгами. Не высылают ничего, даже наша походная церковь и вещи застряли в Эривани. Вообще служить здесь нелегко по разным причинам. Недружелюбие мусульман, козни и интриги инославных миссионеров, отсутствие порядочных путей сообщения, незнание языка, непривычное таскание верхом из одного села в другое по грязи, холоду и дождю, религиозный индифферентизм новообращенных, невежество духовенства, отсутствие школ, храмы больше похожи на хлева, чем на церковь, да и те полуразваливаются, и т. д...»12

Вскоре за ревностные труды по обращению в Православие айсоров иеромонах Феофилакт был возведен в сан игумена и затем архимандрита. В 1900 году он приезжал в Россию, чтобы исходатайствовать в Синоде увеличение денежных ассигнований на Урмийскую миссию. Рассказывая об этом, отец Иоанн Восторгов пишет: «Проездом в Урмию (в Персию) прибыл в город Тифлис начальник Русской православной миссии архимандрит Феофилакт. Известно, что среди айсоров-несториан, проживающих в Урмии, уже лет пятьдесят назад возникло сильное движение в пользу Православия, но до последнего времени, с одной стороны, враждебное настроение со стороны мусульман-персов, с другой – интриги инославных миссий, обладающих большими средствами и преследующих политические цели и более всего опасающихся усиления влияния России на Востоке, что особенно нужно сказать об англиканах и американцах, – все это значительно тормозило дело. Наконец, в 1898 году стремление к Православию, которое таилось в населении, взяло верх над всеми препятствиями, и 20000 айсоров-несториан, во главе с епископом Мар-Ионой Супурганским, в течение последних двух лет были присоединены к Православной Российской Церкви, по благословению Святейшего Правительствующего Синода. В настоящее время изменилось отношение к миссии и персидского правительства: шах персидский подарил на имя Государя Императора в пользу миссии в городе Урмии около 3000 квадратных сажен земли, – подарок чрезвычайно ценный для миссии не только в смысле материальной помощи, но и в смысле престижа ее среди местного населения. Образована в Урмии особая Русская православная миссия, которой было отпущено 10000 руб. в год. На эти сравнительно очень скудные средства пришлось содержать и личный состав миссии, и устраивать церкви со школами, и оказывать материальную поддержку новоприсоединенным айсорам, причем приходилось вести борьбу и с инославной пропагандой, располагающей для своей деятельности сотнями тысяч рублей. Несмотря на это, в короткое время Русская миссия, под руководством отца Феофилакта, устроила до 40 церквей, 60 школ и совершила успешно присоединения к Православию во многих селах и деревнях»13.

Сам протоиерей Иоанн также принял активное участие в апостольском подвиге просвещения айсоров. Будучи епархиальным миссионером Грузинского экзархата, он, ревнуя о Православии, самостоятельно изучил язык сиро-халдеев и несколько раз ездил в Персию, продолжая своими трудами дело отца Виктора Синадского. Проповедь священномученика принесла обильный плод: к Церкви присоединилось нескольких тысяч несториан.

В 1901 году в Персии насчитывалось уже более 20000 православных. Русская миссия ежегодно тратила не менее 25000 рублей на айсорские православные причты (которых было около 40), а также на церковные школы, число которых уже превосходило 60. В самом городе Урмии была выстроена Русская церковь. Епископ Иона от щедрот Русского Государя ежегодно получал по 1000 рублей.

В предреволюционный период возводились новые храмы, а старые обновлялись, число школ значительно возросло. После 1902 года была открыта шестиклассная школа для подготовки учителей и диаконов. Ее ученики жили в интернате на полном обезпечении миссии. Кроме того, работали 65 сельских школ, в которых обучались 1136 мальчиков и 644 девочки. Эти заведения также содержала миссия. Русскими миссионерами при помощи образованных айсоров были сделаны переводы на древнесирийский язык литургических сочинений и учебников. До 1912 года высшая школа готовила своих выпускников к служению учителями, диаконами и псаломщиками. Кроме того, была открыта женская школа с трехгодичным курсом обучения, дававшая квалифицированные кадры для сельских школ (в 1912 г. ее посещали 1315 мальчиков и 710 девочек). 14 декабря 1912 года начальник миссии стал епископом. До этого уже два сиро-халдея были произведены Святейшим Синодом в архиерейский чин. К этому времени в Урмии насчитывалось 36 храмов с 26 священниками, из которых 8 было Русских, и 70 школ, где обучалось более 2000 человек14.

С началом Первой мировой войны денежные поступления из России в пользу миссии значительно сократились, а после революции и 1917 года и вовсе иссякли. Курды, ранее сдерживаемые военной угрозой со стороны Российской Империи, напали на православных айсоров, устроив кровавую резню. При этом, украсившись мученическими венцами, приняли смерть несколько тысяч, а может быть, и десятков тысяч христиан.

Несмотря на такой трагический конец Урмийской миссии, ее история оставляет светлое впечатление. За 19 лет существования Урмийская Церковь увидела истинных апостолов Христовых, таких, как протоиерей Виктор Синадский, священномученик Иоанн Восторгов и др., и почти вся ушла мучениками на Небо. Думается, изучение обстоятельств кончины новомучеников урмийских и установление их имен – дело будущего. Их смерть схожа с гибелью новомучеников китайских, убиенных в 1901 году во время Боксерского восстания и в 2016 году включенных в месяцеслов Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.

Однако следы Урмийской Церкви не исчезли совсем. Оставшиеся в живых айсоры эмигрировали в Западную Европу – там и по сей день проживают их потомки. Сохранились общины православных айсоров в Грузии. Да и в Москве в настоящее время можно встретить праправнуков персидских сиро-халдеев, принявших Православие.

 

Священник
Михаил НОВИКОВ

 

Примечания:

1 Несториане – последователи христологического лжеучения Константинопольского Патриарха Нестория († 450). Несторий разделял природу Иисуса Христа на Божественную (Бог-Сын) и человеческую (Иисус). Он полагал, что Иисус был человеком (поэтому Деву Марию именовал не Богородицей, а человекородицей), который затем стал Христом. Несторианская ересь осуждена Третьим Вселенским Собором (431 г.).

2 Иоанн Восторгов, сщмч. Православие в Персии (необходимое разъяснение) // Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова: В 5 т. СПб., 1995. Т. 4. С. 101–102.

3 См.: Смолич И. К. История Русской Церкви: В 2 ч. М., 1997. Ч. 2. Кн. 8. С. 281.

4 Иоанн Восторгов, сщмч. Указ. соч. С. 102.

5 Там же.

6 Протопресвитер Виктор Синадский. До этого служил в Эривани (Ереване).

7 Там же.

8 Принятие несторианского епископа в сущем сане не означает признание благодатности таинств еретиков-несториан. «Как понять неповторение Святой Церковью правильно совершенного у отщепенцев церковного (хотя совершенно безблагодатного) чинопоследования Таинства? Во-первых, Святая Церковь делала это „по нужде“, „ради спасения многих“, а по нужде она, по-видимому в несогласии со словами Спасителя о рождении „от воды и духа“ (Ин. 3, 5), принимала Крещение кровью (и даже удавление за Христа, где не было пролития крови) мучеников за Крещение водою. Во-вторых, Святая Церковь имела право и это сделать (т. е. временно разобщенные действия – формально правильно совершенную вне Церкви безблагодатную видимость Таинства, с одной стороны, и правую веру и жажду благодати ищущего войти в лоно Церкви, с другой стороны, соединить в самом акте воссоединения в Таинстве Покаяния и таким образом в прежде совершенную у еретиков форму Таинства влить благодатное содержание), ибо она есть Тело Всемогущего Главы Христа и водится Духом Святым, и как таковая Всемогуща…» (Мануил (Лемешевский), митр. Совопросник Православия (Опыт противообновленческого катехизиса) // Духовный собеседник. Самара, 1999. № 1. Ч. 1. В. 44).

9 Иоанн Восторгов, сщмч. Указ. соч. С. 102–103.

10 ГАСО. Ф. 1132. Оп. 1. Ед. х. 167. С. 15–16.

11 Там же. Ед. х. 170.

12 Там же. Ед. х. 167. С. 20–21.

13 Иоанн Восторгов, сщмч. Русская православная миссия в Урмии в 1900 г. // Полное собрание сочинений... С. 66–68.

14 См.: Смолич И. К. Указ. соч. С. 281–283.

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник