ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Новая Скрижаль,

или Объяснение о Церкви, о Литургии
и о всех службах и утварях церковных

 

 


Молитва по подобию отречения в Чине оглашения

 

 

Продолжение. Начало см. в № 10 (82)

 

 

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ:
О МОЛИТВАХ И ПОСЛЕДОВАНИЯХ,
СОДЕРЖАЩИХСЯ В ТРЕБНИКЕ

 

ГЛАВА 5:

«МОЛИТВА ВО ЕЖЕ
СОТВОРИТИ ОГЛАШЕННАГО»

 

§ 15

«И ВСЕХ ДЕЛ ЕГО»

 

«И всех дел его» и проч. Образ отречения, бываемого при Крещении, заимствован из седьмой книги Постановлений апостольских (гл. 42), где показано: «Отрицаюся сатаны, и дел его, и служения его, и ангелов его, и злоумышлений его, и всего, что в нем».

Но другие, древние же священноначальники, или для пользы своих церквей, или по ревности к благочестию, переменяли или умножали выражения при таковых отречениях. Так, святитель Кирилл Иерусалимский (в первом тайноводственном поучении) опустил выражение «и ангелов его». У святителя Амвросия Медиоланского находятся другие выражения; в 4-й главе Шестоднева он говорит: «Отрицаюся тебя, диаволе, и аггелов твоих, и дел твоих, и власти твоея». Святой Иероним (в толковании на Мф. 5) выражается так: «Отрицаюся тебя, и прелести твоея, и дел твоих, и мира твоего, который во зле лежит». Преподобный Ефрем Сирин (в гл. 103) исчисляет поименно и все дела, в которых оглашенный отрицается диавола: «Отрицаюся сатаны, и всех дел его, а не единаго, ни двою, ни пяти, но всех дел сатаниных». А каких именно всех дел – смотри у него в сем же месте.

 

§ 16

ОТРИЦАЕТСЯ ТРИЖДЫ

 

«Паки глаголет священник третие». Оглашенный отрицается сатаны не однажды и не дважды, но трижды – в доказательство отречения своего от врага и того, что он вседушно бежит от лукавого; кроме того – и в честь Святой Троицы, Которая все утверждает и совершает.

 

§ 17

ДУЕТ И ПЛЮЕТ НА САТАНУ

 

«И дуни и плюни на него». Оглашенный не только словами отрицается сатаны, но доказывает это и самым делом, когда дует и плюет на него, – т. е. отрицается его от всего сердца, отвергает и посрамляет действительно. Это также производится трижды – как в доказательство искренности и непреложности отречения от лукавого, так и во славу в Троице Единого Бога нашего, низвергшего лукавого сатану и связавшего его пленицами (цепями, оковами, узами, – примеч. ред.) ада.

 

§ 18

ОПЯТЬ ОБРАЩАЕТСЯ К ВОСТОКУ,
ИМЕЯ РУКИ, ОПУЩЕННЫЕ ВНИЗ

 

«Обращает его священник к востоку, доле руце имуща». В одном виде оглашенный произносил отречение свое от диавола, а в другом виде опять обращается ко Христу. Поднимал он руки и простирал их на воздух тогда, когда, по обычаю подвижников, отревал от себя демона; но теперь, когда он, вступая в страну и область Христову, обращается к востоку, приступает к Нему «доле руце имущь», т. е. опустив руки вниз и сложив их пред собою, чтобы всячески доказать тем покорность свою пред Богом и свое рабство, как показано и выше (см. § 6). Ибо кто передает себя в рабство другому, тот никак не поднимает рук вверх (ибо это знак угрозы), но имеет их опущенными и сложенными, чтобы дать заметить, что в его мыслях нет ничего, кроме покорности и смирения.

Святой Дионисий пишет: «Священник обращает оглашенного к востоку и повелевает ему, взирающему на небо и сложившему руки, сочетаться Христу и всем Богопреданным священнословиям Христианской веры». И еще: «И таким образом в священном боговозрождении диаконы совлекают с приходящего (оглашенного) ветхую одежду, разувают его и поставляют к западу лицом для отречения. Потом опять обращают лицом к востоку, повелевая приходящим (оглашенным) совершенно отложить одеяния первой жизни и, показуя им тьму первого жития, поучают их, отвергшихся от темных дел, обратиться к свету Христову».

Святой Кирилл Иерусалимский (в первом тайноводственном поучении) говорит: «Сперва взошли вы в преддверие крестительного притвора; стоя лицом к западу, слушали; по повелению простирали руку и как бы находящегося там сатаны отрицались <...>. Теперь отверзается тебе рай Божий, на востоке насажденный, откуда за преступление изгнан был наш праотец. В знамение сего обратился ты от запада к востоку, стране света».

И святитель Симеон Солунский (в гл. 62): «Потом обращает его на восток, потому что от тьмы возводит к свету и от лжи – к истине».

 

§ 19

ОГЛАШЕННЫЙ
ВОПРОШАЕТСЯ О ВЕРЕ

 

«И веруеши ли Ему». Первый союз и мир с Богом совершается верою. Посему оглашенный первее всего слышит вопрос о вере. Святитель Василий Великий (в слове третьем, против Евномия) говорит: «Прежде должно уверовати, потом запечатлетися Крещением». Так поступали и апостолы: не научив предварительно язычников вере, они не омывали их водою Крещения, приняв заповедь от Самого Христа Господа: прежде научить вся языки и потом крестить их.

 

§ 20

ПОКЛОНЯЕТСЯ БОГУ

 

«И поклонися Ему». Это поклонение должно быть не простое, но с коленопреклонением. Святитель Василий в 13-й увещательной беседе к некоему, отрицавшемуся креститься по причине телесной слабости, убеждая его к святому Крещению, говорит: «Чего ты ожидаешь, чтобы принять Крещение? Ужели того, чтобы усилилась горячка? Когда, одержимый ею, ты не возможешь говорить спасительные слова, а, может быть, не в состоянии будешь и слышать ясно, когда недуг поселится в самой голове? Тогда ты не способен будешь ни воздеть руки на небо, ни стать на ноги, ни преклонить колен, ни выслушать благопристойно, ни исповедаться рачительно, ни сочетаться Богу, ни отрещись врага».


Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)


Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.

 

Продолжение следует

 

 

ОПРОС ||
Наше прибежище – классика

    


     1. Знакомы ли Вы с поэзией С.С. Бехтеева?


     да – 43%; нет – 57%

 

     2. Согласны ли Вы, что век популярной литературы быстротечен и только классика может дать читателю подлинные знания?


     да – 95%; нет – 5%

 

     3. Согласны ли Вы, что в нашем современном образовании распространен искаженный взгляд на произведения Русских классиков?


     да – 89%; нет – 11%

 

     4. Согласны ли Вы, что, тем не менее, литература остается фактически последним предметом, учащим молодежь любви к Родине?


     да – 100%

 

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
 
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник