ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
СЛОВО ПАСТЫРЯ ПРАЗДНИЧНАЯ ПРОПОВЕДЬ СТРАНИЦА 13
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Подвиг и призвание христианского народа

1/14 августа – Изнесение Честных Древ
Животворящего Креста Господня

 

 

Какие знаменательные и исторические сближения и какие уроки сами собою просятся в душу при этих священных воспоминаниях 1 августа, в связи с переживаемыми нашим Отечеством событиями!

В 1164 году Андрей Боголюбский, Великий Князь Владимирский, пошел войною против неверных болгар, живших по Волге и постоянно теснивших и разорявшйих Русские области – Ростовскую и Суздальскую. Во время похода Князю сопутствовали святыни, и среди них – Животворящий Крест Господень, как знамя христолюбивого воинства, надежда его, сила, покров и одоление. Силен был враг, многочисленно было его ополчение, но помощь свыше воочию всех явлена была Русскому народу: огненные лучи исходили от Креста Господня и от образа Спасителя и видны были сражающимся; кровопролитная была сеча; много христиан пали смертью храбрых, но слава полной и окончательной победы венчала воинство благоверного Русского Князя в день 1 августа.

Это было на Руси. А далеко за ее пределами, в единоверной Византии в тот же день 1 августа 1164 года Император Мануил со своим войском сражался с христоненавистными сарацинами. И у него знаменем был Крест Господень, предводивший воинством; и его войско видело те же чудные лучи от образа Спасителя и от Креста Господня; и он, подобно Андрею Боголюбскому, укрепляемый силою свыше, нанес врагу решительное поражение.

Одновременно, повелением церковной власти, и в России, и в Византии на нынешний день 1 августа учрежден праздник в честь Креста Господня.

Так ярко сказалась общность мирового призвания Византии и России: вести борьбу с неверным Востоком, отстаивать Крест от безчисленных врагов его; кровью и жертвами засвидетельствовать пред Богом и людьми свою верность Христу и имя Его пронести до последних пределов земли. Религиозный элемент проникал всецело всю историческую жизнь России, особенно с тех пор, как после падения Византии она осталась единою на земле защитницею православной истины христианской и хранительницею ее – в вере, в мысли, в совести и жизни христианской.

Пусть сыны мира сего, обуявшие в своей гордыне и объюродевшие в своем лжеименном разуме, пусть они думают, что эта черта в исторической жизни России является чуть ли не преступлением ее пред человечеством. Мы, христиане, твердо веруем и проповедуем, что только тот народ достоин земли, который думает о Небе; мы твердо веруем и проповедуем, что с того момента, как в народе начинает иссякать святое одушевление веры и служения Богу, он подписал себе смертный приговор и его погибель – только вопрос времени; мы твердо веруем, что времена, когда народ идет на защиту веры и религиозного знамени, – это времена повышенной жизни народа, чреватые богатыми дарами Духа, и несут ему залоги грядущего духовного обновления и расцвета; что в такие времена принесенные народом жертвы своим достоянием, кровью и жизнью своих сынов, потоками слез, огненными страданиями и горестями, – все эти жертвы не напрасны; они достойны своего назначения, они свидетельствуют о высоте народной души, они и должны быть приносимы с мужеством и терпением, самоотверженно и великодушно, как бы они ни были тяжки, ради великого будущего.

Яркий пример, высокий образец такого самоотвержения и преданности своей вере завещаны векам святыми мучениками Маккавейскими, их матерью Соломонией и учителем – старцем Елеазаром. Их память сегодня празднует Святая Церковь. В 166 году до Рождества Христова Царь Сирийский Антиох Епифан, покорив Иудею своей власти, приказал ввести в ней греческую языческую религию. В Иерусалиме престарелого Елеазара, священника и учителя народного, убеждали хоть для вида вкусить мяса от языческой жертвы, но напрасно: Елеазар скончался в страшных мучениях, но не изменил истины своей веры. Нашлись у него ученики и подражатели. При открывшемся страшном и кровавом гонении Царь обратил внимание на семь сыновей женщины Соломонии; они были молоды; младший был еще отроком. И вот употреблены были все усилия поколебать твердость юных исповедников и материнское сердце Соломонии; на ее глазах истязали ее детей, рубили им руки и ноги, вырезали языки, сдирали кожу, жгли на раскаленных сковородах. Что же мать? Она боялась только того, что какой-либо из ее сыновей – или внимая льстивым речам и обещаниям мучителя в промежутках между пытками, или из страха мук и смерти – ослабеет духом и изменит Богу. Она подкрепляла детей в подвиге; указывала на Бога, на Небо, на жизнь загробную; говорила об истине веры богопреданной и о лжи язычества; она заклинала детей своею старостью, своими сединами, болезнями чадорождения, материнским лоном и молоком, которым их питала, и убеждала презреть льстивые обещания, угрозы, муки и смерть, но не отказаться от сокровища веры и верности Богу. Терпя в материнском сердце мучения, трудно вообразимые, она с любовью подбирала истерзанные члены своих детей, их отрубленные руки и ноги, но не учила их малодушию. Достойная мать имела достойных сыновей; никто из них не поколебался, все до конца остались мужественными, все скончались за веру, а после них умерла в мучениях и сама Соломония.

Проходят века и тысячелетия, жизнь человечества, по-видимому, без конца разнообразится, видоизменяется и, уходя вперед, теряет связь с прошлым. Но это только по-видимому. Под иными формами сущность остается та же. И доныне сокровище веры есть главная святыня народа. На наших глазах совершаются события, смысл которых – тот же, что во времена Андрея Боголюбского и Императора Мануила. Poccия ведет брань на Востоке, и эта брань опять возглавляется Крестом Господним. От него идут лучи; они освещают Русь светом небесным и осмысливают переживаемые события. Тяжела брань и тяжки жертвы. Как Соломония, терпя несказанные муки материнского сердца, склонилась теперь Россия над своими милыми сынами и видит: тысячи их, убитых, раненых, истерзанных врагами; видит, что торжествующий язычник издевается и ругается над умирающими и над самыми их телами, режет руки и ноги, уродует тела, вырезывает языки, совершенно так, как некогда делал это свирепый Антиох. Что же? Отступить от мирового призвания Божия? Отдать Крест, изменить Христианству, покорить его в поругание язычеству ради сохранения жизни и земных интересов?

Как жалко и ничтожно письмо русской матери, опубликованное в одной газете, где мать призывает прекратить брань, отдать все врагу только потому, что сын ее, ее сын дорогой – в Порт-Артуре и может погибнуть... К счастью, эта мать, так непохожая на Соломонию, вероятно, одинока на Руси.

Нет, борьба требует напряжения всех наших сил, требует всех и всяких жертв. Не погибнет Россия, не погибнут ее сыны. Близится день, когда Господь воздаст нам радостями за дни тревог и печали. Порукою в том – этот Крест, который вынесен ныне на средину храмов, который мы чтим и лобызаем, который отстаиваем тысячу лет. В нем – наша сила и крепость. И пока мы будем ему верны, пока он будет водружен на наших воинских знаменах и на всем здании нашей государственной и общественной жизни, – дотоле мы будем под его Божественною защитою. Ибо Христу, на нем распятому, по непременному слову Бога, подобает царствовати, доколе Он не положит всех врагов Своих в подножие ногам Своим.

Да будет же и сильна и действенна молитва нынешнего праздника в наших устах и сердцах: «Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству (т. е. христианскому православному народу) щедроты Твоя даруй, Христе Боже: возвесели силою Твоею Благовернаго Императора нашего, победы дая ему на супостаты, пособие имущу Твое оружие мира, непобедимую победу!» Аминь.

 

Священномученик
Иоанн ВОСТОРГОВ

 

По поводу русско-японской
войны; сказано в Боржоме
1 августа 1904 года

 

Полное собрание сочинений
протоиерея Иоанна ВОСТОРГОВА:
В 5-ти т. СПб., 1995.
Т. 2. С. 399–403.

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник