ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АНТИМОДЕРНИЗМ СПАСЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ СТРАНИЦА 15
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

ДОСТОВЕРНЫ ЛИ ЖИТИЯ СВЯТЫХ?

 

 

Окончание. Начало см. в № 9 (177)

 

И все эти чудесные деяния преподобного Святая Церковь воспевает в богослужебных текстах: «Неизреченных подвиг твоих, ты божественною любовию, терпя стояние посреде терния, показал еси страдальцем равно сопротивление. Горькаго моря услаждаеши воды, и души напояеши в жажди, премудре. Преходиши выше Ниловых быстрин, творя немокренно, прехвальне, на водах шествие» (стихира на «Господи, воззвах»); «Нов явлься Иисус, богоносе, солнца течение уставил еси, мольбою светосиянною» (2-й тропарь 5-й песни канона) и проч. (см.: 1-й тропарь 6-й песни, 3-й тропарь 7-й песни и др.).

В житии Пресвятой Богородицы (см. «Четьи-Минеи» за 15 августа) сказано, что в момент Ее Успения рассеянные по всему миру на проповедь Евангелия святые апостолы были чудесным образом восхищены на облаках и все вместе предстали одру Богоматери. Церковь же поет об этом так: «Богоначальным мановением, отвсюду богоноснии апостоли облаки высоце взимаеми, дошедше пречистаго и живоначальнаго Твоего тела, любезно лобызаху» («Слава и ныне» на «Господи, воззвах»).

Ясно, что Святая Церковь не ставит под сомнение описанные в житиях угодников Божиих чудесные события. Посему, если мы не желаем принимать их на веру, то должны и изъять из богослужебного употребления Минеи, насыщенные поэтично обработанным пересказом житийных повествований (см., напр.: 2-я литийная стихира преп. Пафнутию Боровскому (1 мая), 7-я песнь канона мученику Мирону (7 августа) и мн. др.). Кроме того, некоторые праздники были установлены Церковью в результате чудесных происшествий – например, празднество 30 января в честь трех Вселенских Учителей (после их видения святителю Иоанну Евхаитскому, который, согласно «Четьим-Минеям», и составил им службу) (см. также «Четьи-Минеи» за 6 сентября, 26 октября, 25 ноября, 16 января, 24 февраля, 7 мая, 2 июля, 16 и 31 августа и т. д.). Теснейшую связь между богослужебными и житийными книгами подтверждают и синаксари в Минеях и Триодях, рассказывающие о подвигах святых и чудесных явлениях (см., напр., «Синаксарь на Пресвятую Госпожу Владычицу Богородицу, Живоприемный Источник» в Цветной Триоди).

Еще одно подтверждение веры Церкви в истинность житийной литературы дает иконография – «плод учения как богооткровенного, так и святоотеческого», по слову архиепископа Серафима ((Соболева); ныне прославлен в лике святых, – примеч. пер.) (см.: Новое учение о Софии. София, 1935. С. 124). Наряду с учением Священного Писания и Святых Отцов, жития святых также служат ее источником.

Например, на иконах святителя Николая Мирликийского в правом верхнем углу обыкновенно изображается Господь Иисус Христос с Евангелием, а в левом – Пресвятая Богородица с епископским омофором. Объяснение этому мы находим в житии святителя Николая, где говорится о том, что за заушение еретика Ария на Первом Вселенском Соборе он был лишен архиерейского сана. Но затем «некоторым из Святых Отцов Собора было такое же видение, коего удостоился и сам святитель еще прежде своего поставления на архиерейство. Они видели, что с одной стороны святителя стоит сам Христос Господь с Евангелием, а с другой Пречистая Дева Богородица с омофором и подают святителю знаки его сана, которых он был лишен. Уразумев из сего, что дерзновение святителя было угодно Богу, Отцы Собора перестали упрекать святителя и воздали ему честь как великому угоднику Божию» («Жития святых» свт. Димитрия Ростовского, месяц декабрь, день 6-й).

А в большом храме Рыльского монастыря на западной стене, над главным входом, написана фреска Успения Пресвятой Богородицы, на которой изображен человек с отсеченными Ангелом Божиим кистями рук. Это – неверующий еврей Афония, согласно церковному преданию, отраженному в «Четьих-Минеях», дерзко попытавшийся во время похоронной процессии опрокинуть одр с телом Богоматери. В Никольском алтаре той же церкви запечатлен святитель Николай, заушающий Ария; а в алтаре преподобного Иоанна Рыльского – как диавол сбрасывает святого Иоанна со скалы, о чем рассказывается в житиях этих святых.

Можно упомянуть и иконы преподобного Иоанна Дамаскина, на которых Пресвятая Богородица исцеляет его отсеченную руку, и многие другие образы, написанные в соответствии с житийными повествованиями (напр., преп. Герасима со львом, преп. Серафима Саровского с медведем и проч.).

Каждый православный христианин обязан веровать так, как верует Святая Церковь, ибо в Православии нет места пагубному протестантскому индивидуализму и рационализму. Мы должны воспитывать себя, возрастая до высоких идей и верований Святой Православной Церкви через смиренное послушание ее порядкам и покорность ее вере и проповеди. Для величайших и послушнейших ее чад – святых и подвижников благочестия – житийная литература была излюбленным чтением и источником вдохновения. Так, о святом праведном Иоанне Кронштадтском известно, что он читал жития прежде, чем приступить к молитве – для образования молитвенного настроя. Преподобный Серафим Саровский знал многие жития почти наизусть. Епископ Феофан Затворник, необычайно талантливый и просвещенный церковный учитель, богослов и аскет, с детской простотой верил описанному в житиях и рекомендовал их своим духовным чадам в качестве полезнейшего чтения (см., напр., книгу «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться»). Архиепископ Серафим в своем научном труде «Новое учение о Софии» также цитирует жития святых и ссылается на них как на авторитетное достоверное церковное предание (см.: С. 23, 86, 136, 332, 324, 455 и др.).

Отметим и еще один важный момент. Житие священномученика Лукиана у святителя Димитрия Ростовского начинается следующими словами: «Вспоминать победы преславных мучеников над диаволом и слугами его и страдальческие деяния подвижников Христовых – значит возвещать славу Христа Бога нашего и проповедовать силу Его, явленную в добрых подвигах мучеников, страдавших во славу пресвятого Его имени. Христос Сам был победителем во всем, по слову Своему: „Мужайтесь: Я победил мир“ (Ин. 16, 33)». Таким образом, авторы и составители житийных произведений не представляют святых некими богами, но прославляют через них единого истинного Бога, по слову Псалмопевца: Дивен Бог во святых Своих (Пс. 67, 36) и Хвала Ему в собрании святых (Там же. 149, 1). Посему они справедливо отмечают, что все свои чудеса святые совершали благодатью и силой Божией (см., напр., житие св. мч. Ферапонта от 25 мая). 

Итак, мы показали, что не существует каких-либо оснований – исторических или церковно-догматических – для скепсиса в отношении житийной литературы. Главным поводом к ее неприятию обыкновенно становится чудесная сущность описанного. Но в таком случае нужно поставить вопрос: веруем ли мы вообще в факты чудесных явлений? Если всесильный Господь творит чудеса (см.: Пс. 76, 15), если их Его силой совершали святые апостолы, то почему же святым угодникам Божиим мы отказываем в такой возможности? Ведь Сам Господь Иисус Христос сказал: Веруяй в Мя, дела, яже Аз творю, и той сотворит, и болша сих сотворит (Ин. 14, 12), а также: Аще имате веру яко зерно горушно, речете горе сей: прейди отсюду тамо, и прейдет: и ничтоже невозможно будет вам (Мф. 17, 20). Практически все жития святых и служат наглядным подтверждением этих Христовых обетований. Да и кто может доказать обратное – нереальность житийных чудес? Если мы становимся на путь отрицания, то с необходимостью должны прийти в итоге к непризнанию всего сверхъестественного в Библии, ибо в житиях святых описаны те же самые чудеса, что и в Слове Божием. Следовательно, единственное основание для их отвержения – неверие и нецерковность (неправославность). И посему нам остается лишь со смирением, детской верой и послушанием Святой Православной Церкви принять житийные чудеса – тем более что такие случаи не являются достоянием исключительно прошлых времен, но происходят и поныне (см., напр.: Климент Рылец, архим. Чудеса святого Иоанна Рыльского. София, 1940).

Святая Церковь, подобно светским наукам, основывающим свои положения на экспериментах, имеет собственный богатый религиозный опыт. Выразителями ее здравого религиозного опыта и служат святые, чьи жития – настоящая сокровищница неложных духовных истин. Существует и иной религиозный опыт – больной, мечтательный, коему обычно приобщаются люди, ведущие духовную жизнь без всякого руководства, ищущие не добродетели, а видений и чудес, и в этой своей больной мечтательности достигающие головокружительных мнимо духовных высот без труда, подвига, страданий, унижений и мук за Христа. Люди, желающие стяжать духовные дарования без отречения от самомнения и гордыни, приходят в опасное духовное состояние, на церковном языке именуемое диавольской прелестью.

Потому и необходимо читать творения Святых Отцов и жития угодников Божиих – они отверзают наши духовные очи и учат нас отличать истинный духовный опыт от ложного. Они помогают глубже понимать Слово Божие, уметь распознавать козни желающего погубить нас диавола и чувствовать присутствие всесильного Помощника – Бога, а также всегда безошибочно распоряжаться своей свободной волей и искать содействия Божией благодати, без которой мы не можем даже возыметь желания стремиться к святости и спасению. Жития показывают, что спасение это возможно лишь в лоне Православной Церкви, в своих святых Таинствах подающей верующим божественную благодать, и т. д. Значит, читая жития святых, мы научимся понимать духовную жизнь, возжелаем идти их путем, приобщаясь веры, высоких идеалов и жизни Святой Церкви, будем стремиться к посильному угождению Богу и, наконец, достигнем конечной цели нашего земного бытия – спасения.

 

Архимандрит
Серафим (АЛЕКСИЕВ)

 

Перевод с болгарского языка
Анны САМСОНОВОЙ

 

Источник: Журнал «Православный миссионер».
№ 1–2. София, 1943.

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник