ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ЗА ДРУГИ СВОЯ С КРЕСТОМ И ЧЕСТЬЮ СТРАНИЦА 16
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Герои Великой
Отечественной
войны

 

 

Мы продолжаем публикацию небольших заметок о героях СССР – тех людях, которые своей самоотверженностью приблизили славный день Победы русского народа над фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне, вложив в совершенный ими подвиг все, что имели, а очень часто – саму свою жизнь.

 

 

ГРИЩЕНКО

ПЕТР ДЕНИСОВИЧ

 

Родился в 1908 году в городе Первомайске Одесской области. Окончил церковно-приходскую школу, затем – железнодорожную. С детских лет привык к труду: работал батраком, слесарем, рабочим в порту и на железной дороге. В 1931 году с отличием завершил обучение в Военно-морском училище им. М.В. Фрунзе, служил лейтенантом на эсминце «Карл Либкнехт», затем на подводных лодках разных типов. После окончания в 1940 году Военно-морской академии им. Ворошилова капитан 3 ранга П.Д. Грищенко был назначен командиром подводного корабля минного заграждения Л-3.

22 июня 1941 года Петр Денисович встретил минзаг Л-3, носивший еще и собственное имя «Фрунзевец», в Либаве. После боев у Либавы Грищенко получил задание выставить минное заграждение неподалеку от Мемеля и справился с этим блестяще – буквально через несколько дней два немецких груженых транспорта пошли ко дну.

Сразу же по подвозе и загрузке новых мин «Фрунзевец» немедленно вышел в свой второй боевой поход. Теперь курс подводной лодки был проложен в самое логово врага – в Данцигскую бухту, где Л-3 предстояло выставить заграждения на путях движения противника. Скупые строки официального донесения не могут передать всего того, что довелось пережить Петру Денисовичу с экипажем. Чего стоит только установка мин при движении сразу вслед за фашистскими тральщиками (корабль для обнаружения и уничтожения морских мин и проводки кораблей через минные заграждения, – примеч. ред.). Разумеется, риск был огромный, но и результат того стоил, ведь немцы, только-только протралив фарватер, были совершенно уверены в его полной безопасности. Разумеется, они тут же попались на хитрость наших подводников!

Страшный 41-й год стал для Л-3 суровой, но необходимой боевой школой. В течение этого времени Петр Денисович совершил три похода, уничтожив четыре вражеских судна. Много это или мало? Каждый из потопленных груженных военными припасами транспортов равнялся по значению стрелковому полку. Если брать в расчет это соотношение, то за первый год войны Л-3, управляемый своим командиром, отправил на дно целую дивизию противника! И это было лишь начало! Только за один летний месяц 1942-го лодка Грищенко посадила на дно восемь вражеских судов, а всего за годы войны потопила 28 кораблей противника – рекорд среди всех подводников.

Петр Денисович сумел подготовить и воспитать надежный, сплоченный и поистине героический экипаж. 15 человек команды – кавалеры ордена Ленина, 24 награждены орденом Красного Знамени, 15 – орденом Красной Звезды. А сам командир неоднократно представлялся к званию Героя Советского Союза, но так его и не получил... Как пишет контр-адмирал Г. Костев, «другим – и за меньшие достижения – присваивали звание Героя Советского Союза <…>. Конечно, сам за себя человек хлопотать не мог, но находились те, кто хлопотал – и без результатов» (Непризнанный герой // Морской сборник. № 5. 2003 г.).

 

 

 

 

...1 сентября 1942 года в районе Эланда подлодка обнаружила конвой из восьми транспортов в охранении эсминца, нескольких сторожевых кораблей и самолета. Л-3, произведя четырехторпедный залп, потопила самый крупный транспорт конвоя – громадный танкер водоизмещением 20 тыс. тонн. При попадании торпед танкер разломился пополам, и горящая нефть быстро покрыла большую поверхность моря.

После выпуска торпед из носовых торпедных аппаратов лодка не удержала горизонтальное положение, и нос ее корпуса оказался на поверхности. Обнаружив ее, к советской субмарине с двух сторон ринулись корабли охранения, ведя артиллерийский огонь, а затем начали бомбометание. Грищенко по своему обыкновению принял дерзкое решение. Лодка погрузилась и нырнула под море бушующего огня, в сторону горящего танкера – в зону, к которой не мог приблизиться ни один из надводных кораблей противника. Л-3 легла на грунт, остановила электродвигатели и таким образом успешно оторвалась от преследования. И Гришенко, и экипаж, уверенный в своем командире, справились с почти неразрешимой задачей.

И такое случалось не единожды. Военный историк Г. Дрожжин пишет: «25 августа во время постановки второй минной банки (после семи выставленных мин) якорь одной из мин застрял в трубе торпедного аппарата. Примерно через час после того, как мина оказывается в воде, срабатывает „сахарная рвушка“ (устройство, приводящее мину в состояние боевого взвода после растворения сахара в воде, – примеч. ред.) – мина становится способной взорваться при малейшем контакте с нею. Длительное время подводная лодка не могла освободиться от мины, готовой взорваться в любую минуту, но, благодаря выдержке и умелым действиям командира, путем искусного маневрирования подводная лодка освободилась от мины.

В результате бомбежки глубинными бомбами противолодочных сил противника подводная лодка получила несколько тяжелых повреждений… Командир принял решение лечь на грунт на позволяющей это сделать глубине у о. Борнхольм вблизи вражеских берегов. Личный состав устранил повреждение, хотя лодка находилась практически под боевыми кораблями противника (тральщиками), а потом, когда тральщики вынуждены были удалиться в базу из-за шторма, ее стало бить о грунт. Однако повреждение, требующее ремонта в береговых условиях, было устранено» (Дрожжин Г. Лучшие подводные асы Второй мировой. М., 2010).

В ноябре 1942 года подводная лодка Л-3 под командованием капитана 3 ранга П.Д. Грищенко первой побывала в самой отдаленной юго-западной части Балтийского моря. Буквально «под носом» у врага она выставила мины, на которых подорвались и затонули немецкие высокотоннажные транспорты «Остланд» (2125 тонн), «Гинденбург» (7880 тонн), «Мари Фердинанд» (1757 тонн) и «Тристан» (1765 тонн). Все эти победы дались нелегко. Преодолевая противолодочные рубежи, лодка попала под таран вражеского судна и лишилась обоих перископов (командирского и зенитного), а, следовательно, в подводном положении оказалась «слепой»… Но и на этот раз все закончилось благополучно.

1 марта 1943 года подлодка Л-3 стала гвардейской. Однако опыт самого успешного подводника Балтийского флота командование посчитало нужным применить в штабной работе, почему в середине марта П. Грищенко отстранили от командования судном и назначили на должность начальника противолодочной обороны Краснознаменного Балтийского флота. К подобной службе душа действующего боевого офицера, конечно, не лежала, но приказ есть приказ.

В 1947 году Петр Денисович перешел на преподавательскую и научно-исследовательскую работу в Военно-морскую академию. Он – автор научных монографий и исторических книг «Соль службы», «Мои друзья-подводники», «На минном заградителе Л-3». Скончался герой-подводник 14 января 1991 года, похоронен в Москве.

Подготовил
Евгений ПОЛЕВОЙ

 

По материалам http://otvoyna.ru


Продолжение см. в след. номере

 

 


 

Казачий словарь-справочник

 

Продолжение. Начало см. в № 1 (1).

 

СЫСКНЫЕ НАЧАЛЬСТВА – основаны на Дону Войсковым правлением в 80-х годах XVIII века как промежуточная инстанция между центром в Черкасске и возросшими в числе станицами. Им были переданы обязанности «нарочных старшин», учрежденных в 1743 году, чтобы «изо всех донских жилищ изыскивать и высылать на прежние жилища беглых российских всякого звания людей». Через десяток лет Сыскные начальства всех шести округов ведали военными, судебными, административно-полицейскими и финансовыми делами, объявляли распоряжения Войскового правительства и наблюдали за их исполнением, назначали казаков в службы и походы, увольняли их в отставку, разбирали ссоры между станичниками, вели следствия по уголовным преступлениям и взыскивали налоги с податной части населения. В царствование Императора Павла I Войсковой атаман издал для Сыскных начальств «Наставление с изложением их прав и обязанностей». С 1802 года, когда земля донских казаков была поделена на семь округов, Сыскные начальства стали первоначальной формой Окружных правлений.

СЮЗЬМА – кислый творог розового цвета из топленого молока. Сильно выжатая и спрессованная сюзьма на Среднем Дону называется «портошным молоком»; разбавленная водой, дает вкусный освежающий напиток.

СЯБРЫ – соседи.

ТАБАНИТЬ – загребать одним веслом против движения лодки для ее поворота; также двигать лодку кормой вперед, отталкивая весла от себя; тюркское «табан» – подошва, в сторону подошвы.

ТАБУН – конское стадо; делится на косяки по 18–20 плодовых маток-кобылиц под надзором самца-производителя; косяк – от тюркского «кысрак» – малый табун.

ТАВОЛГА – кустарник; необыкновенно крепкие прямые побеги растут прямо от корня; встречалась на целинных землях, и ее прутья употреблялись для кнутовищ.

 

Продолжение следует.

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник