ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АКТУАЛЬНО ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ СТРАНИЦА 6
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

«ДА ДЕРЖИМСЯ САМОУКОРЕНИЯ»

 

 

 

Милостью Божией мы вступили в поприще Апостольского (Петрова) поста. Установленные Святой Православной Церковью посты – это особенно важные для верующих периоды, по слову святителя Игнатия (Брянчанинова), «время, начать жительство истинно христианское, сопряженное с распятием всех ощущений, пожеланий, мыслей на кресте заповедей и учения Христова».

Ниже публикуется расшифровка беседы с иеросхимонахом Сергием о насущных вопросах духовной жизни. Приведенные батюшкой многочисленные примеры из житий святых и современных подвижников благочестия – наиболее ревностных чад Божиих, стремившихся к духовному совершенству – побуждают нас, немощных и обремененных житейскими заботами, «прийти в себя» (см.: Лк. 15, 17), воспрянуть от суеты и взыскать «единого на потребу» (см.: Там же. 10, 42) – своего душевного спасения.

 

РАДОСТОТВОРНЫЙ ПЛАЧ

 

Бывает, некоторые принимают какие-то плохие помыслы – привыкли принимать и не могут отстать. А у других грех пересуд, осуждения входит в привычку. Потом человек хочет отстать – и ничего у него не получается.

Приходит монах и спрашивает у Пимена Великого: «Отче, что мне делать со страстями моими?» Старец отвечает: «Плачем и рыданием освобождаются от них». К Антонию Великому пришел монах: «Что мне делать с грехами моими?» – «Плачем и рыданием освобождаются от них». – «Что мне делать, чтобы снова не впадать в эти грехи?» – «Плачем и рыданием освобождаются от нового впадения в эти грехи».

А про монашество сказано, что все житие монаха – это непрестанный плач. Перед Кем плач?

– Перед Искупителем рода человеческого Господом Иисусом. Когда душа так рыдает и плачет – из глубокой скорби, из сознания своей полной немощи, из сознания того, что не может своими силами ни грех победить, ни добродетели исполнить, – тогда приходит благодать Божия, и опытом познается Божественная благодать. И тогда приходит и вера, и надежда. Не из одних только слов рождается вера – ведь вера не от рассудка, она в сердце должна прийти. Когда мы стараемся Евангелие исполнять, когда подвизаемся в добродетелях, когда познаем свою немощь, смиряемся, плачем, надеемся на Господа, тогда настоящая вера приходит, деятельная, а не только на словах. Потому что бывает, человек говорит: «Верую», – а на самом деле никакой веры не показывает.

 

– Что означает «плач внутренний»?

– Если человек плачет от обиды или от того, что чего-то лишился – потерял деньги, например, или от того, что болеет, – это не этот плач. Но когда ты плачешь о том, что не можешь спастись, именно касательно духовной жизни, – это тот плач, о котором говорят Святые Отцы. Этот плач приносит покаяние. Что говорит Евангелие? – Блажени плачущии, яко тии утешатся (Мф. 5, 4). Святые Отцы называют этот плач радостотворным. Это плач пред Иисусом. Ведь когда ты плачешь пред Иисусом, Господь идет тебе навстречу и подает помощь. И Он утешает твое сердце – вот почему это плач радостотворный.

 

– А как узнать, что это истинный плач?

– Например, ты хочешь стать смиренным, – а в тебе есть гордость, самолюбие, и ты скорбишь. Или у тебя гнев, не хочешь ты гневаться, а хочешь быть кротким, со всеми обходительным, любвеобильным, – а у тебя получается все наоборот. Сидит зло в сердце. Как только обидели, сразу находит гнев, всякие нехорошие слова говоришь. А потом скорбишь: «Да что же я натворил?!» И начинаешь об этом плакать пред Иисусом – потому что не получается быть кротким и смиренным.

Сказано, что если мы боремся со злом в себе, понуждаем себя к добродетели, Бог посылает нам благодать, помощь. Старец Амвросий [Оптинский] говорит: «Боже-то поможи, но и сам мужик не лежи». Господь идет навстречу, насколько ты сам стараешься. Царство Небесное нудится, и нуждницы восхищают е (Там же. 11, 12).

 

– Бывает, живешь себе спокойно, а потом Господь поставит тебя в такие обстоятельства, что все твои страсти выходят наружу…

– Это очень хорошо. Нужно прийти к познанию самого себя. Святые Отцы говорят: увидеть свои грехи и свои недостатки, немощи, страсти – это выше, чем увидеть Ангела.

Старец Иосиф Исихаст говорит, что Господь подает такую благодать для того, чтобы мы видели себя не такими, каким хотим себя видеть, а такими, какие мы есть на самом деле. Старцу Иосифу было видение: он видел Божию Матерь, и Она его поцеловала. Ученики спрашивают его: «Отче, за что же ты сподобился такой благодати, что Сама Божия Матерь тебя поцеловала?» Он отвечает: «За то, что я пришел в познание самого себя, в познание своих грехов, как это угодно Богу». Наше самолюбие не хочет этого, а хочет, наоборот, чтобы мы видели себя святенькими, хорошими.

Плач пред благостью Божией избавляет человека от страсти. Без помощи Божией благодати избавиться от страсти невозможно. Цель христианской жизни – стяжать Божественную благодать. Для того мы и причащаемся, соединяемся с Богом. Старец Нектарий Оптинский говорит: «Так и молись: Господи, дай мне благодать». Если молишься усердно такой молитвой, то Господь Своей рукой отстраняет всякие скорби и напасти, отгоняет тучи скорбей – за то, что ты так молишься.

 


НЕПРЕСТАННАЯ МОЛИТВА

 

– Молитва – это и есть память Божия. Но если мы просто будем думать о Боге, без слов молитвы, ничего не получится. Средство к стяжанию непрестанной памяти Божией – какая-то кратенькая молитва, которую надо постоянно повторять, понуждая себя. Сначала молитва такая бывает чисто внешняя: устами повторяем, а ум где-то блуждает. Немного помолимся – и теряем молитву. И так, трудясь, постепенно все больше и больше навыкаем непрестанной молитве. Сначала молитва устная, внешняя, потом, насколько мы стараемся умом вникать в слова молитвы, с помощью Божественной благодати молитва делается внутренней, сосредоточенной. Даже, как говорят Святые Отцы, наступает такой момент, когда молитва становится чистой, без помыслов, и творится внутри, в сердце.

Как в отношении добродетели – так и в отношении молитвы. Постоянно понуждаем себя к молитве непрестанной и просим Господа, чтобы Он помог нам в этом. И приходит благодать, и молитва действительно становится непрестанной.

Святой Макарий Египетский, в первом томе «Добротолюбия», говорит так и о молитве, и о всякой добродетели. Как мы понуждаем себя к смирению или к кротости, безгневию – так понуждаем себя и к молитве. И вот, важно, насколько мы понуждаем себя и надеемся на Господа. А потом приходит благодать, и мы получаем дар этой добродетели – настоящее смирение, кротость.

Например, мы хотим стяжать полное безгневие, тишину. Мы можем ограждать себя от гнева внешне: кто-то тебе сказал какое-то слово, ты вспыхнул и быстро ушел куда-то, не ответил, перетерпел. Это еще для нас возможно. Но необходимо, чтобы и внутри не было гнева, а была полная тишина. Например, тебя оскорбили, и сердце совершенно не подвигается ни на какое ощущение, полная тишина в сердце. Это дар Божий. Так же и молитва. Например, современный подвижник, ученик старца Иосифа Ефрем Филофейский так говорит: «Много лет будешь трудиться над молитвой, пока поймешь, что молитва – это дар Божий». Когда Господь благоволит ее тебе подать, тогда это будет настоящая молитва.

 

БЛАГОДАТЬ

 

Благодать теряется за грехи. Особенно за гордость и за грех осуждения.

Был у старца Иосифа ученик – отец Харлампий. Он стяжал высокие степени молитвы. У него уже была молитва по действию благодати – с таким сердечным теплом шла, с такой сладостью. И вот однажды он пришел в какой-то монастырь, зашел в алтарь, сел и весь углубился в молитву. Так легко, с такой сладостью идет молитва… А рядом, в алтаре стояли какие-то монахи и разговаривали. Он подумал: «Какие же они неразумные, стоят разговаривают, не понимают, как хорошо в молитве пребывать». И внутренне их осудил. И тут же прекратилась молитва, ушла благодать, в сердце воцарился какой-то леденящий холод – ни одного слова молитвы произнести не может.

Или другой современный афонский подвижник Ефрем Катунакский. Он жил в общине у отца Никифора, нес внешнее послушание, а окормлялся духовно у старца Иосифа Исихаста. А отец Никифор обладал неустойчивым характером. Отец Ефрем еще только начал проводить монашескую жизнь, когда пришел к отцу Иосифу. Старец говорит ему: «Дитя мое, скажи, как ты живешь. Только скажи честно, искренне». – «Что я могу сказать, живу я у отца Никифора, он целый день на нас кричит, только работа и только этот крик слышен. Разве это монашеская жизнь? Разве это духовная жизнь?» А отец Иосиф говорит: «Смотри, не осуждай своего старца. Ты чего пришел искать – чтобы стать монахом? Если ты пришел искать чести и лести – тогда ты не монах. Научись терпеть и все переносить – тогда будешь монахом». Отец Никифор разрешил ему ходить к старцу Иосифу Исихасту, и он прилепился к нему и обучался у него Иисусовой молитве. Бдения у них были – всю ночь Иисусова молитва по четкам. Молитва у отца Ефрема очень тепло шла.

 

Окончание на стр. 7

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник