ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АНТИМОДЕРНИЗМ СПАСЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ СТРАНИЦА 14
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

ДОСТОВЕРНЫ ЛИ ЖИТИЯ СВЯТЫХ?

 


Мученичество святого Пафнутия
Тентирского († 303).
Фреска монастыря Грачаница, Косово,
Сербия, XIV век Храм-усыпальница
св. Олега в Осташёве

 

Поминайте наставники вашя,
иже глаголаша вам слово Божие:
ихже взирающе на скончание
жителства, подражайте вере их.
Евр. 13, 7

 

Перед каждым сознательно верующим и церковно ориентированным современным человеком рано или поздно встает вопрос о достоверности житий святых. До настоящего времени, насколько знаем, в нашей православной литературе он подробно не рассматривался. Что такое жития – басни, легенды, благочестивые вымыслы, набожные фантазии, как думают многие у нас и как воспринимают их чаще всего на Западе? Или в них содержится историческая истина? Может быть, это некий особый вид церковной беллетристики, религиозные повести известных и неизвестных церковных писателей, рожденные в благородном порыве к святости? Или же там описаны подлинные деяния, труды и чудеса реальных людей, поживших в подвиге и достигших духовного совершенства?

Мы постараемся ответить на этот вопрос на основании достоверных исторических фактов, а также векового церковного сознания – убеждений, традиций и преданий, имеющих для нас, православных христиан, значение объективных доказательств. Ибо мы веруем в то, во что верует Святая Церковь, и принимаем все, что она приняла и одобрила как святое, будучи сама святой и непорочной (см.: Еф. 5, 27), столпом и утверждением истины (см.: 1 Тим. 3, 15).

 

Святая Церковь, основанная Господом Иисусом Христом на земле, как историческое явление имеет свои начало и историю. В ее ограде спасалось и спасается безчисленное множество христиан, подвизались сонмы угодников Божиих, просияло немало великих мужей. Они оставили по себе столь глубокое наследие, что Церковь не могла предать их имена и подвиги забвению. Апостол Павел советовал первым христианам: Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие: ихже взирающе на скончание жителства, подражайте вере их (Евр. 13, 7). Следуя этому священному завету, Святая Церковь еще с древнейших времен сохраняла и записывала воспоминания как о Христовой проповеди, искупительных страданиях, Крестной смерти и славном воскресении (святые Евангелия), так и о свершениях Святых Апостолов и их преемников. Первые жития – это книга Апостольских Деяний, повествующая о делах святых благовестников Петра, Павла, Варнавы и прочих. Вскоре после этого появились жизнеописания и апостольских мужей – священномученика Поликарпа, епископа Смирнского, святого мученика Иустина Философа, священномученика Климента Римского и иных. Между тем Церковь Христова сохранила память и о всех тех событиях из жизни Святых Апостолов, которые не отражены ни в Евангелиях, ни в Деяниях, ни в Посланиях, вошедших в новозаветный канон. Известно, что Апостолы совершили намного более описанного в Новом Завете. Разумеется, Церковь не могла относиться к памяти об их трудах, чаще всего венчавшихся мученической смертью за Христа, пренебрежительно. Как история помнит деяния великих Царей, полководцев и первооткрывателей, так и Церковь ревностно слагала в своем духовном хранилище свидетельства о подвигах князей Царствия Божия – Святых Апостолов, которые, облеченные Божественной силой, произвели величайший духовный переворот в истории человечества и тем обезсмертили свои имена не только на земле, но и на Небесах.

Церкви Христовой не суждено было мирное и спокойное возрастание. На ее земном существовании отразилось предсказание Господне: Аще Мене изгнаша, и вас изженут (Ин. 15, 20). На протяжении всей своей истории и ныне Церковь была и остается воинствующей. Особенно яростным гонениям она подвергалась в первые три века своего бытия. Однако в этот бурный период Церковь не только не ослабела, но, напротив, значительно укрепилась, подобно дубу при сильных порывах ветра. В то время в ней воссиял великий сонм святых – многочисленных мучеников. Они отдали свои жизни за Христа, омылись страданиями от грехов, освятились в муках и запечатлели свою преданность Христу кровью, оставив нам примеры самоотверженной любви к Богу и к истине. Они явились настоящими героями и верными последователями Спасителя и Святых Апостолов. Подвигами и неустрашимым исповеданием веры мученики показали себя примерами служения Богу – как для своих современников, так и для будущих христианских поколений. Могла ли Церковь, еще с первых веков тщательно собиравшая сведения о своих лучших чадах, презреть эту любовь к себе мучеников Христовой веры? Напротив, ее стремление как можно больше узнать о столь возлюбивших Бога людях проявилось в тот момент с особой силой: ведь эти сведения были великим утешением и укреплением для верующих тех времен и назиданием для потомков. Большая часть житий мучеников была написана непосредственно в период гонений или в ближайшее к этому время. Поэтому они являются древнейшими повествованиями и имеют множество доказательств своей подлинности.

 


Мученичество святой Феклы Иконийской († I).
Фреска монастыря Грачаница, Косово, Сербия, XIV век

 

Укажем в первую очередь на важнейшее. Римские проконсулы и судьи, занимавшиеся судопроизводством, повелевали подробно фиксировать в специальных актах ход судебных процессов по делам святых мучеников и вообще всех подсудимых лиц. Эти судебные акты известны в науке как acta proconsularia, praesidialia, judiciaria. В них, согласно требованиям судебной процедуры, точно отражались все вопросы, адресованные святым мученикам, их ответы, а также мучения, которым они были подвергнуты. Сами acta proconsularia не сохранились. Но они использовались составителями мученических житий и зачастую даже переписывались дословно. Поэтому в некоторых повествованиях о мучениках лицо автора как бы совсем отсутствует, скрываясь за объективной истиной, почерпнутой из архивных документов. Известно, что христиане доставали эти ценные бумаги из римских судилищ, либо изымая их тайно, либо получая через друзей, либо, наконец, выкупая за дорогую цену у судебных чиновников. Можно привести следующий пример. В предисловии к житию святых мучеников Прова, Тараха и Андроника (память 12 октября; здесь и далее даты указаны по церковному календарю), осужденных на смерть при Диоклетиане в 304 году, составитель указывает, что приобрел судебные акты у некоего чиновника по имени Себаст за большие деньги и переписал их.

Римская судебная практика была такова: всем мученикам задавали типичные, по сути одинаковые вопросы, от всех требовали одного – отречения от Христианской веры, всех подвергали тем или иным мукам. Если святые не отрекались, их, как правило, увещевали и заключали в темницы, а в случае непоколебимого  упорства, избив, осуждали на смерть. Этой неизменной римской практикой и объясняется то обстоятельство, что жития мучеников почти всегда однообразны и составлены будто по шаблону. Но для знакомых с формами римского судопроизводства это однообразие служит доказательством исторической подлинности таких повествований. А создавались они христианами или в качестве посланий от одной Церкви к другой, или как назидательные рассказы для укрепления в вере.

Но не все мученические жития составлены на основании судебных актов. Многие были записаны со слов очевидцев страданий, друзей святых. Таков, например, случай мученика Феодота Анкирского (память 18 мая), житие которого написал его сподвижник и свидетель мук некто Нил. Автор жития святого мученика Понтия Римлянина (память 5 августа) – его сверстник и друг Валерий. О мученике Василиске (память 3 марта) поведал присутствовавший при его казни Евсигний, который и сам позже пролил кровь за Христа. Воспоминания о страданиях преподобномученицы Февронии Сирской (память 25 июня) также оставила их очевидица инокиня Фомаида. Подобным образом появились и жития святых Феодора Стратилата (память 8 февраля), Феодора Тирона (память 17 февраля) и иные.

Эти факты не позволяют сомневаться в достоверности изложенного в мученических житиях. Встречающиеся в них описания чудес не противоречат историчности событий. Напротив, эти истинные божественные чудеса, совершавшиеся силой Господней, являются историческими фактами. Если и в нашей повседневной жизни порой происходят необъяснимые вещи, то тем более они вероятны для необыкновенных обстоятельств мученических подвигов, когда, с одной стороны, требовалось укрепить святых страдальцев, а с другой – посрамить язычников, не веровавших в существование и всемогущество единого истинного христианского Бога.

Отметим и еще некоторые важные моменты, укрепляющие веру в истинность чудесных событий, отраженных в житиях мучеников. Сами языческие судьи иногда повелевали фиксировать не только допросы и все страшные пытки, в которых святые оставались непоколебимыми, но и сопровождавшие их чудеса. Так, в житии мученика Акакия сотника (память 7 мая) говорится, что долго, но безуспешно истязавший его воевода Вивиан приказал комментарисию (смотрителю тюрьмы, – примеч. пер.) описать все деяния святого, чтобы с этим подробным разъяснением отправить того к игемону (правителю области, – примеч. пер.) Флаккину во Фракию. Естественно, это письмо, свидетельствовавшее и о чудесах мученика Акакия, приписанных неверовавшими язычниками силе некоего тайного христианского волшебства, вероятно, было использовано при составлении жития угодника Божия.

 

Окончание на стр. 15

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник