ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Новая Скрижаль,

или Объяснение о Церкви, о Литургии
и о всех службах и утварях церковных

 

 


Святое Евангелие на престоле

 

 

Продолжение. Начало см. в № 10 (82)

 

 

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ:
О ХИРОТОНИЯХ, ОСНОВАНИЯХ
ХРАМОВ И ОСВЯЩЕНИИ
ХРАМОВ И АНТИМИНСОВ

 

ГЛАВА VIII:

ЧИН ОСВЯЩЕНИЯ
АНТИМИНСА И ХРАМА,
СОВЕРШАЕМЫЙ АРХИЕРЕЕМ

 

§ 22

МОЩИ ПОЛАГАЮТСЯ
ПОД СВЯТЫМ ПРЕСТОЛОМ

 

«Закрывает ящичек и полагает под престолом». В Апокалипсисе сказано: Видех под олтарем души избиенных за слово Божие (Откр. 6, 9) и проч., и в другом месте: И двадесять и четыри старцы, пред Богом седящии на престолех своих, падоша на лица своя и поклонишася Богу, глаголюще: хвалим Тя, Господи Боже Вседержителю… (Там же. 11, 16–17).

Когда тела мучеников, т. е. мощи их, по словам Апокалипсиса, избрали в церквах для себя место под престолами, – неизвестно; известно только то, что, по преданию ли апостольскому или по благочестивому обычаю христиан, сперва начали совершать священнодействие на гробницах мученических, и те же гробницы обращали в жертвенники или престолы Христовы; потом уже ввели в обыкновение и самые жертвенники или престолы освящать с положением святых мощей под ними.

Святитель Симеон Солунский (в гл. 126) говорит: «Внизу под трапезою полагаются святые мощи, – точнее, внутри престола, среди двух столпов, стоящих к востоку: потому что они суть столпы веры, утверждающие Церковь исповеданием и пролитием своей крови, подражавшие и ревновавшие Христу, невечернему Востоку».

 

§ 23

МОЩИ ПОЛАГАЮТСЯ
В АНТИМИНСАХ

 

«Также архиерей и в антиминс влагает приуготовленныя частицы». Церковь имеет обыкновение полагать мощи мучеников не только под престолами, но и в антиминсах. Обыкновение это, дошедшее до нас по преданиям Церкви, как письменным, так и неписанным, сохраняется у нас так твердо, что седьмое правило Седьмого Вселенского Собора подвергает извержению тех, кои преступают этот обычай, и сверх того самые престолы и жертвенники, в которых не лежат мощи святых мучеников, повелевает: «Да раскопаются».

 

§ 24

В ЦЕРКВИ НОВООСВЯЩЕННОЙ СЛУЖАТ,
И АНТИМИНСЫ ЛЕЖАТ НА ПРЕСТОЛЕ СЕМЬ ДНЕЙ

 

«Начинают часы». В новоосвященном храме семь дней сряду совершаются Литургии. Святитель Симеон (в гл. 126) говорит: «По освящении Литургия совершается в нем всякий день до седьмого дня включительно, – ради даров Святаго Духа, поселившегося в храме и имеющего всегда пребывать в нем».

Равно и для освященных антиминсов не довольно того, что в них сокрыты святые мощи и исполнен над ними весь обряд, доселе изображенный, но сверх того требуется, чтобы они пребыли на престоле в продолжение семи дней. Матфей Властарь (под буквою «А», в гл. 8) говорит: «Антиминсы приемлют силу освятительную, которую сообщает им последование освящения нововоздвигнутых храмов и седмидневное священнодействие на них, когда они лежат на престоле».

 

ЦЕРКОВЬ ОСВЯЩАЕТСЯ
ОБНОВЛЕНИЯМИ,
ОТВЕРЗЕНИЯМИ И ПРОЧ.

 

Подобным описанием всего пространнейшего чина освящения храмов могут объясняться хотя краткие, но довольно неясные слова Вальсамона, приведенные в 4-й части (в гл. 20, § 3): «Великое различие между церквами, освященными чрез обновления, отверзения и впрестолия, – чрез помазание святым миром и положение святых мученических мощей – и между молитвенными домами, освященными не так, как установлено в чинопоследовании освящения храмов». Т. е. храм освящается:

1) обновлениями – когда престол обновляется особенными для того установленными молитвами и тогда же освящается и назначается к священнодействию, имеющему в нем совершаться;

2) отверзениями – когда вместе со внесением в церковь святых мощей делается отверстым вход в храм для народа, имеющего воссылать в нем молитвы;

3) впрестолием – когда престол крепко утверждается на столпах, когда полагается на престоле Евангелие, носящее образ Христа Царя, когда под престолом полагаются святые мощи с должною честию и установленными обрядами, и, наконец, когда епископ восходит на горнее место, как на престол;

4) помазанием святого мира на престоле, на антиминсе и на стенах.

И потому все те дома, которые не освящены таким образом и на которые преподано только одно молитвенное благословение, предшествовавшее обитателям при первоначальном входе в оные, имеют только честь мест и домов молитвенных, т. е. могут служить местом молитв, но не священнодействия Безкровной Жертвы.


Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)


Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.

 

Продолжение следует

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
 
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник