ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Новая Скрижаль,

или Объяснение о Церкви, о Литургии
и о всех службах и утварях церковных

 

 


Ковчежец для мощей в основании престола

 

 

Продолжение. Начало см. в № 10 (82)

 

 

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ:
О ХИРОТОНИЯХ, ОСНОВАНИЯХ
ХРАМОВ И ОСВЯЩЕНИИ
ХРАМОВ И АНТИМИНСОВ

 

ГЛАВА VIII:

ЧИН ОСВЯЩЕНИЯ
АНТИМИНСА И ХРАМА,
СОВЕРШАЕМЫЙ АРХИЕРЕЕМ

 

§ 16

КАЖДЕНИЕ

 

«Кадит кругом». Архиерей кадит весь храм кругом в знак того, что благодать Христова подается свыше не только сему храму, но и всей вселенной.

Святой Симеон Солунский (в гл. 113) говорит: «Засим архиерей творит каждение по всему Божественному дому, ради благодати, дарованной с Неба от Христа всей вселенной».

 

§ 17

АРХИЕРЕЕМ
ВОЗЖИГАЮТСЯ СВЕЧИ

 

«Свещу, возжег архиерей своими руками, поставляет на горнем месте возле престола». Это действие имеет сокровенный смысл.

Святитель Симеон (в гл. 114) объясняет его так: «Иерарх возжигает светильник с елеем своими руками и поставляет его при священной трапезе в честь ее, потому что она есть истинный жертвенник Христов и образует всю Церковь Христову, сияющую светом благодати и подающую сей свет всему миру».

 

§ 18

В НОВЫЙ ХРАМ ИЗ ДРУГОГО
ПЕРЕНОСЯТСЯ СВЯТЫЕ МОЩИ

 

«И прием святый дискос со святыми мощами». Из ветхого или из другого готового и вблизи стоящего храма в новоосвященный храм с подобающею честию переносятся святые мощи, дабы новый храм посвятить покровительству и защищению готовых ходатайств прежнего храма. Как капли благ небесных из дому Аведдара оросили небесным благословением дом Давидов (см.: 2 Цар. 6) – дабы таким же образом и святые мощи, бывшие в ветхом или другом храме и переносимые теперь в новый, сообщили новоосвященному храму прежние и готовые блага храма древнего.

Святитель Симеон (в гл. 107) пишет: «Потом с крестным ходом и кадилами, со свещами и песнями переносятся святые мощи из ветхого преждеосвященного храма в новый, чем дается знать, что святые присно пребывают с нами, как и Христос; и когда обновляется в нас благодать Христова, тогда и они бывают с нами; и как благодать переходит к нам преемственно, т. е. от Спасителя чрез апостолов и их преемников простирается в Таинстве Священства до наших времен и приходит к нам, – та же благодать приходит и в новейшие храмы чрез храмы древние и первые, подобно тому, как и миро освящается чрез миро». (В новоосвящаемое миро вливается нарочитая часть прежде имевшегося или преждеосвященного мира, дабы прежнее, соединившись с новым, преподало ему освящение, или дабы первоначальная благодать Божия, содержащаяся во святом мире, преемственно переходила до нас и чтобы будущие после нас люди не лишились той же благодати).

 

§ 19

«ВОЗМИТЕ ВРАТА
КНЯЗИ ВАША» И ПРОЧЕЕ

 

«Возмите врата князи ваша». Сии пророческие слова: Возмите врата князи ваша… (Пс. 23, 7) святой мученик Иустин Философ в разговоре с Трифоном иудеянином объясняет следующим образом: «Когда Христос воскрес из мертвых и восходил на Небо, тогда повелено установленным от Бога на небесах князьям (т. е. архангелам или другим начальникам ангелов) отверсть врата небесные, да внидет Тот, Который есть Царь славы, и, восшед, сядет одесную Отца, дондеже положит врагов в подножие ног Его. Но поелику сущие на Небесах князи прежде зрели Его, имеющего вид унижен, безчестен и безславен, – то они, как бы удивляясь такому страшному Его зраку, вопрошали: „Кто есть сей Царь славы?“ И Дух Святый от лица собственного Своего или Бога Отца отвечает им: „Господь сил, Той есть Царь славы“».

Но для чего эти слова произносятся при настоящем перенесении святых мощей, это объясняет святитель Симеон (в гл. 118): «Когда архиерей войдет в паперть нового храма, тогда внутренние большие двери, т. е. те, которые из паперти ведут в притвор (о чем см. ч. 1, гл. 8, § 3), затворяются и песнь: „Возмите врата князи ваша“, поется и вне, и внутри храма, потому что мученики (во святых мощах) и сам архиерей, держащий их на главе своей, образуют Христа, а храм – Небо. И как ангелы воспевали слова: „Возмите врата“ и проч., когда Христос восходил превыше Небес, как говорит божественный Давид, так те же слова поются и теперь, когда вносятся священные мощи. Архиерей же читает молитву входа, призывая сослужителей и совходящих ангелов. И таким образом, знаменуя врата храма и отверзая их, священнослужители входят в храм, как бы на Небо – входят как бы чрез Великого Отца, Свидетеля Иисус Христова, при отверстии нам небесной скинии, – и входит архиерей со святыми мощами и с Божественным Евангелием».

 

§ 20

МОЩИ ПОСТАВЛЯЮТСЯ
НА СВЯТОМ ПРЕСТОЛЕ

 

«И поставляет дискос со святыми мощами на святом престоле». В священном дискосе архиерей переносит на главе святые мощи и поставляет их на святом престоле.

Святитель Симеон (в гл. 116) говорит: «Мощи полагаются в храме как уже освященные, как уды Христовы и части жертв за Него закланных; они полагаются на священнейший дискос, потому что подвизавшиеся за Христа и Владыку достойно причащаются равной с Ним чести; полагаются на освященной трапезе, потому что мученики умерли со Христом и предстоят божественному престолу Его славы».

 

§ 21

МОЩИ СВЯТЫМ
МИРОМ ПОМАЗУЮТСЯ

 

«Напред миром помазав». Святые мощи, полагаемые под престолом в ковчежце, помазуются святым миром.

Святой Симеон (в гл. 126) поясняет: «Потом он [иерарх] влагает мощи в приготовленный для них серебряный, медный или каменный ковчежец и возливает на них божественное миро, потому что мученики соединены со Христом, – истинным Миром, исполнены благоухания благодати; вместе с тем положение мощей образует погребение Христово, потому что они, как погребаемые, полагаются под гроб Христов, т. е. под священную трапезу, и помазуются миром, как помазан был и Спаситель миром от жены пред наступлением страданий и погребения».

 


Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)


Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.

 

Продолжение следует

 

ОПРОС ||
Иерархическая цепь в Церкви

    


     1. Знаете ли Вы, что в Церкви благодать изливается на верующих через законно рукоположенных епископов и священников?
     да – 95%; нет – 5%

 

     2. Знаете ли Вы, что каждый отдельный член Церкви вступает в общение со Христом через правомочного духовника, находящегося в общении с правомочным архиереем?
     да – 94%; нет – 6%

 

     3. Согласны ли Вы, что сегодня, несмотря на многие соблазны, у нас нет законного права уклоняться от общения со священнослужителями РПЦ, поминающими Патриарха?
     да – 100%

 

     4. Согласны ли Вы, что ругательные отзывы о священноначалии, духовенстве и богослужении РПЦ являются хулой на Святаго Духа?
     да – 100%

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
 
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник