ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
СВЕТ МИРУ РУССКАЯ СВЯТОСТЬ СТРАНИЦА 12
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Воскрешенная терпением

7/20 апреля – память преподобной Анастасии Киевской

 

 

 

 

Преподобная Анастасия (в миру – Великая Княгиня Александра Петровна Романова) родилась 21 мая 1838 года в Санкт-Петербурге, в семье внука Императора Павла I принца Ольденбургского Петра Георгиевича и принцессы Терезии Нассауской. До замужества она была лютеранкой и носила имя Александра Фридерика Вильгельмина; получила прекрасное воспитание и образование, увлекалась литературой, музыкой и рисованием.

В 1856 году принцесса вступила в брак с Великим Князем Николаем Николаевичем Романовым, братом Императора Александра II, и изменила вероисповедание. Один из присутствовавших на церемонии перехода Александры Петровны в Православие отмечал: «Особенно удивительным было послушание принцессы при выполнении обрядов: она громким голосом произносила молитвы, много раз ложилась на пол и должна была целовать руки многочисленным священнослужителям». Подобно и фрейлина Императрицы А.Ф. Тютчева вспоминала: «Сегодня молодая принцесса Ольденбургская перешла в Православие; она, по-видимому, понимала значение этого акта, который совершала, и казалась глубоко сосредоточенной».

В Санкт-Петербурге, на Благовещенской площади, для княжеской четы был выстроен великолепный дворец, получивший название Николаевского. Супруги владели также Летним дворцом в деревне Знаменке, недалеко от Петергофа, где жили с ранней весны до поздней осени. Княгиня Александра отличалась хлебосольностью и гостеприимством – в городском и загородном имениях часто устраивались праздники, на которых обычно собирались почти все Романовы. Однако блестящая придворная жизнь не привлекала Александру Петровну – она старалась избегать шумного общества и присутствовала на балах и приемах только в случае необходимости, чтобы не нарушать придворный этикет; одевалась весьма скромно, чем вызывала недовольство мужа.

В 1876 году, перед вступлением России в войну с турками, известный государственный деятель князь Д.А. Оболенский писал: «Несколько корпусов мобилизуются. Великий Князь Николай Николаевич назначен главнокомандующим <…>. О стратегических его способностях, разумеется, судить нельзя, но ежели Богу угодно будет благословить наше дело, то он даст способности и не имеющему оных, и ежели сам Великий Князь не заслужил милостей от Бога, то зато жена его – Великая Княгиня Александра Петровна – уже, несомненно, на хорошем счету у Него… Эта женщина – необыкновенное явление. Здесь над нею в высшем обществе смеются, и она подает к этому повод, ибо относится ко всем светским и придворным приличиям с открытым презрением. Она является среди двора какою-то юродивою или блаженною. И она действительно такова, и это в ней неподдельно. При этом она не просто юродивая, а русская юродивая, со всеми инстинктами, вкусами и симпатиями самой простой русской женщины. Но сколько она делает добра и как она это делает – про то знают только ею облагодетельствованные. Все это представляется мне столь необыкновенным, что я готов думать, что в этом чудачестве есть что-то предзнаменательное».

Избегая суетных развлечений, Княгиня в то же время активно участвовала в полезной для общества деятельности представительниц своего круга. Еще до замужества в 1854 году она стала действительным и почетным членом Императорского Женского патриотического общества, а также попечительницей 1-й Василеостровской частной школы. При финансовой поддержке супруга подвижница открыла в Знаменке медицинский пункт для крестьян и сама вела там прием, безплатно выдавала лекарства, делала перевязки и даже посещала больных на дому.

В 1858 году Александра Петровна основала в галерной гавани Васильевского острова Покровскую Общину сестер милосердия, став ее попечительницей. Община занималась подготовкой опытных сестер милосердия и воспитанием бедных и безпризорных детей. В сестричество принимались вдовы и девицы православного вероисповедания всех сословий в возрасте от 17 до 40 лет. По окончании обучения они приносили присягу, в которой клялись с самоотвержением и любовью служить ближним. При Общине действовал детский приют на 65 мест и больница; с 1860 года безплатно принимались и обезпечивались лекарствами местные жители.

Кроме того, до 1881 года Великая Княгиня являлась председательницей Совета детских приютов ведомства учреждений Императрицы Марии Феодоровны. Благодаря ее заботам был составлен капитал, достигший в 90-е годы двух млн. рублей, за счет которого содержались 23 больших приюта, где призревались до пяти тысяч сирот: 21 в Петербурге, один в Царском Селе и один в Петергофе. Известно также, что во время русско-турецкой войны 1877–1878 годов Александра Петровна на собственные средства организовала санитарный отряд.

В 1879 году разлад в семье – открытое сожительство мужа с другой женщиной – и тяжелая болезнь, приковавшая подвижницу к постели, побудили ее покинуть столицу. Полтора года Княгиня провела за границей, пытаясь поправить здоровье, но лечение не приносило результата и немощь не отступала. В июне 1881 года она приняла решение вернуться в Россию и поселиться в Киеве – «жить в Петербурге при моем тяжелом недуге и при настроении в нашем доме, при моей слабости – гибельно», – объясняла Александра Петровна Императору Александру III.

Оставшись один на один с переживаемым горем, прикованная к инвалидной коляске, святая находила утешение в молитвах и чтении Псалтири, которую называла «источником вечного радования». «Тогда душа и очищается, когда терпит скорби ради Бога. Тогда она получает большую помощь, потому что имеет нужду в большем содействии от Бога и достойнее большей благодати; а делаясь любомудрою, сокровиществует себе великие блага, не говоря уже о тех наградах, какие отложены для нее у Бога», – наставляет святитель Иоанн Златоуст. И действительно, Александра Петровна не замкнулась в своем страдании – напротив, скорби побудили ее к еще более ревностному богоугождению.

В живописном уголке Киева, Лукьяновке, на высоком склоне Вознесенской горы подвижница купила большую усадьбу площадью в шесть десятин, заплатив за этот земельный участок из личных средств 50 тыс. рублей. Здесь в 1889 году она открыла Свято-Покровский женский монастырь, в уставе которого монашеский подвиг сочетался с уходом за больными. За пять месяцев на территории обители была сооружена Покровская церковь, а вокруг нее также за короткий срок вырос целый городок. Все создавалось под личным наблюдением Великой Княгини – она сама составляла планы новых построек, вела счета по строительству и содержанию всех учреждений монастыря, коих было немало: больница с терапевтическим и хирургическим отделениями, аптека с безплатной выдачей лекарств, приют для слепых и неизлечимых больных, лечебница для приходящих – самая большая на юго-западном крае, училище для девочек-сирот, приют для хронически больных женщин, бараки для инфекционных больных, морг, прачечные, столовые и кухни… Содержать такое большое хозяйство в финансовом отношении было сложно, и Александра Петровна, продавая свои великокняжеские драгоценности, вкладывала вырученные деньги в строительство и оборудование любимого детища.

В том же 1889 году она переехала жить в новую обитель и облачилась в иноческое одеяние. Видимо, тогда же состоялся и постриг с сохранением имени, что, однако, открылось лишь после кончины святой при прочтении духовного завещания. В кабинете Княгини всегда находилась подаренная отцом чудотворная Почаевская икона Божией Матери. Молясь перед ней она получила чудесное исцеление – в оправдание своего имени («Анастасия» – с греч. – «воскресение») начала ходить, как бы воскреснув для новой жизни.

В первый же год желающих поступить в Покровский монастырь оказалось 400 человек, хотя он был рассчитан лишь на 150 инокинь. Сестры полностью посвящали себя молитвенным занятиям и трудам милосердия. Сама Великая Княгиня много времени проводила в больнице, иногда по 5–6 часов выстаивая на больных ногах при ассистировании хирургу. Надзор за подготовкой больных к операциям, уборка операционных, дежурство у постелей прооперированных по ночам – неизменно входили в круг ее обязанностей. Наблюдение за порядком в больнице, за работой в ней сестер, питанием и духовной жизнью больных – все это также лежало на «Великой матушке», как с любовью ее называли. Уже в 1893 году была открыта безплатная амбулаторная лечебница для неимущих, которая принимала до 500 больных в день и по своим размерам, удобству и оснащенности не имела равных во всей Империи. Первые фотографии лучами Рентгена были сделаны в 1896 году именно в Покровской обители.
Кроме прочего, «Княгинин монастырь» имел миссионерское и просветительское значение: здесь работали книжная и иконная лавки; большим тиражом выпускались листки религиозно-нравственного содержания; помещенные в обитель сектантки-штундистки, благодаря кроткому обращению и беседам с матушкой, возвращались в Православие. В 1894 году по решению Синода к процветавшей Покровской обители был присоединен Межигорский монастырь, пребывавший тогда в полном упадке. Усилиям царственной инокини вскоре он совершенно возродился.

Подвижническую деятельность святой морально и финансово поддерживали ее сыновья Николай и Петр и некоторые родственники. Не оставил без внимания свою необычную сродницу и Царь-Мученик Николай II – в 1896 году он с супругой навестил «тетю Сашу», пожертвовав на расширение больницы крупную сумму и распорядившись отпускать из казны ежегодно 80 тыс. рублей на содержание Покровского монастыря. Во время этого визита царской четы был заложен соборный храм во имя святителя Николая, эскизный проект которого подготовил Петр Николаевич, младший сын Александры Петровны.

«Великая матушка» была строгой постницей и усердной молитвенницей. До 1894 года, когда состояние ее здоровья стало ухудшаться, она присутствовала на всех монастырских службах, сама читала шестопсалмие, часы, канон. Скончалась царственная инокиня в ночь с 12 на 13 апреля 1900 года, во вторник Светлой седмицы. По особому разрешению Императора похоронили ее, согласно завещанию, на кладбище обители, установив на могиле простой каменный крест.

Несмотря на политические катаклизмы и Вторую мировую войну, Свято-Покровский монастырь уцелел и могила подвижницы сохранилась до наших дней. Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви Московского Патриархата в 2009 году инокиня Анастасия (Романова) была причислена к лику местночтимых святых Киевской епархии с установлением празднования ее памяти в четверг Светлой седмицы и 20 октября/2 ноября, в день обретения ее мощей, которые ныне почивают в Никольском монастырском соборе.

 

Подготовила Ксения МИРОНОВА

 

По материалам интернет-СМИ

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник