ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ЗА ДРУГИ СВОЯ С КРЕСТОМ И ЧЕСТЬЮ СТРАНИЦА 16
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Герои Великой
Отечественной
войны

 

 

Мы продолжаем публикацию небольших заметок о героях СССР – тех людях, которые своей самоотверженностью приблизили славный день Победы русского народа над фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне, вложив в совершенный ими подвиг все, что имели, а очень часто – саму свою жизнь.

 

 

ДЕВЯТАЕВ

МИХАИЛ ПЕТРОВИЧ

(окончание)

 

«Прибавляется газ. Оба мотора ревут. С боковой стоянки „хейнкель“ рулит на взлетную полосу. Никакой заметной тревоги на летном поле не видно – все привыкли: этот „хейнкель“ летает много и часто. Пожалуй, только дежурный с флажками на старте в некотором замешательстве – о взлете ему не сообщали...

...Точка старта. Достиг ее с громадным напряжением сил – самолетом с двумя винтами управлять с непривычки сложнее, чем истребителем. Но все в порядке. Показания главных приборов, кажется, понимаю. Газ... Самолет понесся по наклонной линии к морю. Полный газ... Должен быть взлет, но „хейнкель“ почему-то бежит, не взлетая, хвост от бетона не отрывается... В последний момент почти у моря резко торможу и делаю разворот без надежды, что самолет уцелеет. Мрак... Подумал, что загорелись. Но это была только пыль. Когда она чуть улеглась, увидел круги от винтов. Целы! Но за спиной паника <...>: „Мишка, почему не взлетаем?!!“

И оживает аэродром – все, кто был на поле, бегут к самолету. Выбегают летчики и механики из столовой. Даю газ. Разметаю всех, кто приблизился к полосе. Разворот у линии старта. И снова газ... В воспаленном мозгу искрой вспыхнуло слово „триммер“. Триммер – подвижная, с ладонь шириною плоскость на рулях высоты. Наверное, летчик оставил ее в положении „посадка“. Но как в три-четыре секунды найти механизм управления триммером? Изо всех сил жму от себя ручку – оторвать хвост от земли. Кричу что есть силы ребятам: „Помогайте!“ Втроем наваливаемся на рычаг, и „хейнкель“ почти у самой воды отрывается от бетона... Летим!!!»

Самолет, нырнув в облака, набирал высоту. И сразу машина стала послушной и легкой. «В этот момент я почувствовал: спасены! И подумал: что там творится сейчас на базе! Посмотрел на часы. Было 12 часов 36 минут – все уместилось в 21 минуту. Летели на север над морем, понимали: над сушей будем перехвачены истребителями. Потом летели над морем на юго-восток. Внизу увидели караван кораблей. И увидели самолеты, его охранявшие. Один „мессершмитт“ отвернул и рядом с „хейнкелем“ сделал петлю. Я видел недоуменный взгляд летчика: мы летели с выпущенными шасси. Высота была около двух тысяч метров. <…> Но радость переполнила сердце: я крикнул: „Ребята, горючего в баках – хоть до Москвы!“ Всем захотелось прямо до Москвы и лететь. Но я понимал: такой полет невозможен – станем добычей своих истребителей и зениток...»

В лагере после побега гитлеровцы проводили повальные обыски, считали узников. Авиационное подразделение, осуществлявшее испытания новейшей техники, возглавлял 33-летний летчик Карл Хейнц Грауденц, имевший немало военных заслуг. По некоторым данным, именно он летал на угнанном «хейнкеле», имевшем вензель «Г.А.» – «Густав Антон». Каким образом уцелела голова Карла Хейнца Грауденца – остается загадкой. Возможно, вспомнили о прежних заслугах бывшего аса, но, скорее всего, ярость Геринга была смягчена спасительной ложью. Объявили, что угнанный самолет якобы сбит под Кюстрином... Как выяснилось позже, «Хейнкель-111» предназначался для управления полетами «Фау». Да и сам факт угона пленными бомбардировщика с секретного объекта был вопиющим и невероятным.

 

 

...Когда внизу потянулись безконечные обозы, колонны машин и танков, Девятаев понял, что самолет приближается к линии фронта. Вскоре показались дымы, вспышки разрывов... При виде летящего «хейнкеля» люди с дороги вдруг побежали и стали ложиться. Неожиданно загрохотали зенитки. «...Два снаряда „хейнкель“ настигли. Слышу крик: „Ранены!“ И вижу – дымится правый мотор. Резко бросаю самолет в боковое скольжение. Дым исчезает. Но надо садиться. Садиться немедленно. Внизу раскисшая, в пятнах снега земля: дорога, опушка леса, и за ней – приемлемо ровное поле. Резко снижаюсь. Неубранные шасси в земле увязнут. Надо их срезать в момент посадки скольжением в сторону...»

Артиллеристам 61-й армии с дороги, ведущей к линии фронта, хорошо было видно, как на поле, подломив колеса, юзом на брюхо сел вражеский «хейнкель». Вдоль лесной опушки солдаты бросились к самолету. «...А мы в „хейнкеле“ не вполне уверены были, что сели среди своих». Плексигласовый нос самолета был поврежден. Выбравшись из машины, бывшие узники попытались скрыться в лесу. Вооружившись винтовкой убитого вахтмана и пулеметом с самолета, поддерживая раненых, они пробежали сотню шагов по полю, но потом вернулись назад – сил уже не было. Затащив оружие в самолет, решили выждать, что будет дальше.

Пока оставалось время, Девятаев написал на обороте полетной карты, кто они, откуда бежали, где до войны жили. Перечислил все фамилии: Михаил Девятаев, Иван Кривоногов, Владимир Соколов, Владимир Немченко, Федор Адамов, Иван Олейник, Михаил Емец, Петр Кутергин, Николай Урбанович, Дмитрий Сердюков. Когда услышали: «Фрицы! Хенде хох! Сдавайтесь, иначе пальнем из пушки!», сидевшие в самолете словно воскресли. Для них сейчас это были самые дорогие слова.

Услышав в ответ русскую речь, ошеломленные артиллеристы с автоматами в руках подбежали к самолету. Десять скелетов в полосатой одежде, обутые в деревянные башмаки, забрызганные кровью и грязью, плакали, повторяя одно только слово: «Братцы, братцы...» В одной из фронтовых газет появилась заметка со снимком: на подтаявшем поле на брюхе лежит самолет «хейнкель», из которого только что вышли люди. Два часа назад они еще были узниками. В расположение артиллерийского дивизиона их понесли на руках, как детей, – каждый весил менее сорока килограммов...

После войны бывшего узника фашистских концлагерей Михаила Девятаева ждали свои лагеря – советские. Клеймо «врага народа» и «изменника» Девятаев носил еще долгие 12 лет. В послевоенной разрушенной стране летчику-асу не нашлось работы – ни в родном селе Торбеево, ни в Казани. Узнав о его военнопленном прошлом, в речном порту специалиста с дипломом речника приняли... разнорабочим. Полторы навигации был он ночным дежурным по вокзалу, потом устроился прорабом – монтировать портовые краны. Но и тут ему «шили» дела о «вредительстве»: то соль в раствор подсыпал, то дрова рабочим раздал... «Те годы были потяжелее концлагеря, – вспоминал Девятаев. – Не поверите, когда вышел указ о награждении меня Золотой Звездой, я от нервного потрясения весь покрылся... язвой, как рыба чешуей!..»

Девятаев пытался узнать, кто же это его представил к награде. Ему ответили: какой-то большой и очень засекреченный ученый. В конце концов Девятаев выяснил, что этим ученым был Сергей Павлович Королев, главный конструктор космических ракет, тот самый «Сергеев», что подробно расспрашивал Девятаева после побега из Пенемюнде. Да, именно Сергей Павлович Королев стал «звездным крестным» Михаила Девятаева…

 

Подготовил
Евгений ПОЛЕВОЙ

 

По материалам интернет-СМИ


Продолжение см. в след. номере

 

 


 

Казачий словарь-справочник

 

Продолжение. Начало см. в № 1 (1).

 

СТАРОЧЕРКАССКАЯ (продолжение) – Все остальные дома в Старочеркасской станице – типичные казачьи курени, квадратные, на высоком фундаменте с четырехскатной крышей, часто двухэтажные с каменным нижним и деревянным верхним этажами; перед входом – крыльцо-рундук и по бокам от него – «галдарейка», опоясывавшая весь дом на уровне первого или второго этажа; лестница на второй этаж снаружи. Обычно наверху жили, а внизу хранили хозяйственный инвентарь, сети и т. п. Большая полая вода заливала почти всю эту «Донскую Венецию» и часто подходила под самые двери домов, поэтому для построек пользовались каждой возвышенностью – «юром» и ставили дома, не считаясь с направлением фасадов. Во время пяти-шестинедельных разливов сообщение внутри станицы поддерживалось на лодках или по высоким мостам, которые соединяли окраины с центром, церквами, рынком, Правлением и кладбищем.

Кладбище, где стояла Ратницкая церковь, было покрыто прекрасными памятниками-каплицами, мавзолеями, голубцами, мраморными и чугунными плитами. Тут находились усыпальницы знаменитых родов, известных по истории Дона: Ефремовых, Краснощековых, Малчевских, Иловайских, Паздеевых, Машлыкиных, Грековых и других, тут же были могилы знаменитых атаманов XVII века – Наума Васильева, Иосифа Петрова и атамана при походах Петра I на Азов Фрола Минаева. Тут же, на кладбище совершался старинный и трогательный обряд. Выступая в поход или на службу, служивые собирались возле Ратницкой церкви «в полной боевой», совершали панихиду по умершим и погибшим на войне, затем прощались «на гробках» с почившими родителями и родственниками и брали с их могил щепотки земли, которую зашивали в ладанки и вешали на грудь. Если казак погибал на чужбине и его хоронили в чужой стране, то с ним навсегда оставалась горсть родной земли.

 

Продолжение следует.

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник