ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
УРОКИ ИСТОРИИ СТОЯНИЕ В ИСТИНЕ СТРАНИЦА 7
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

ВОИТЕЛЬ ДУХОМ

 

 

 

Окончание. Начало на стр. 6

 

Таковым отец Леонтий отвечал: «Как приближаясь к солнечному свету, видишь на себе пятна грязи, даже если они и очень малы, – так и причащаясь часто Божественным Тайнам, видишь на себе свои согрешения». (Здесь стоит отметить, что в Таинстве Священства иерей получает особую благодать Святаго Духа, укрепляющую его и позволяющую приступать ко Причащению при каждом служении. Кроме того, преподобный принимал Святые Тайны с должной подготовкой. Поэтому его пример отнюдь не оправдывает сторонников частого или постоянного Причащения без обязательных говения и Исповеди, которые насаждают в Церкви откровенно модернистские взгляды и практики).

По словам автора «Казанья на погреб Леонтия Карповича» архиепископа Мелетия (Смотрицкого), этот примерный муж был образцом «не только для иноков, но и для каждого христианина, независимо от высоты его положения <…>, поскольку кто на исполнение им иноческого устава смотрел – тот видел его равным отцам-пустынникам. А кто к общечеловеческим добродетелям присматривался – видел его более всех добродетель стяжавшим». По свидетельству того же писателя, «все свое время отдавал он либо чтению, где Бог с ним разговаривал, либо молитве, где он с Богом разговор вел <…>. Часто нужно было либо окликнуть его, или по имени позвать, или даже толкнуть, чтобы он в себя пришел, потому что частое собеседование с Богом делало отца Леонтия как бы вне себя находящимся».
Ученик святого игумен Исаия (Трофимович) вспоминает такой случай. Однажды к преподобному пришел ктитор братства магнат Богдан Огинский. В это время архимандрит Леонтий упражнялся в молитве. Но не смея отказать человеку, от которого во многом зависело благоденствие братства, он был вынужден отвлечься, однако при этом заплакал навзрыд – так сильно подвижник вожделел общения с Единым Богом. Известно также, что, выходя из кельи, он всегда брал с собой песочные часы для напоминания, что ни одной минуты нельзя тратить даром.

Много внимания отец Леонтий уделял упорядочению строя монашеской жизни. «Архимандритское служение <…> богобоязненно, ревниво и осторожно исполнял, – пишет Смотрицкий, – поскольку был муж духовный, примерный, учительный, целомудренный, братолюбивый, снисходительный». В монастыре святым был введен общежительный устав.
При преподобном Леонтии Свято-Духова обитель процвела как оплот православного подвижничества всего Литовского княжества, став центром антиуниатского сопротивления. Под ее покровительством устраивались новые православные монастыри и укреплялись уже существовавшие. Также и Виленское братство приобрело сторонников во всем Литовском княжестве.

Своих учеников угодник Божий наставлял: «Подвизаемся убо, братие, выну в лучшее преуспевающе, и благочестия нашего достойными плоды иноверных обличающе и исправляюще; а вся веры ради бывающая нам от супостаты веры Христовой в терпении и благодарении приемлем, на Начальника и Совершителя веры нашей Иисуса взирающе (иже нам жития образ оставляя, досажден, поруган, изгнан, биен и убиен, претерпев, не воздаде)…»

Благодаря трудам, подвигам и молитвам святого в Литве наступило время возрождения Православия. По словам Смотрицкого, «Церковь Виленскую, охладевшую в благочестии, [он] сотворил благодатью Христовой способной на прежнюю, привычную для благочестивых христиан плодовитость, соделал урожайной и многоплодной, орошая ее частым дождем вод евангельских, возродив в ней святые обычаи первозажженной Церкви, <…> падшую из-за проклятого отступления [в унию] святыню Церкви нашей Русской счастливо вознести сподобился».

Таких замечательных успехов преподобный достиг не политическими ухищрениями или военной силой: он «воевал духом спасающим, побеждал ненависть любовью, а гнев – кротостью». Поэтому и люди иных убеждений не могли противостоять обаянию его проповеди. Автор «Казанья…» замечает: «Не только православным его слушателям, но даже и иноверцам не неведомо, как ревностно выполнял он – устно и письменно – служение учительское <…>. Возносил голос свой, как трубу <…>, проповедовал Слово, наставлял благовременно и безвременно, обличал, громил, просил со всяческим терпением <…>, выводил из народов преступных, из земель еретических и халуг (закоулков, – примеч. ред.) схизматических (раскольничьих, – примеч. ред.), приводил же в землю обетованную, в Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь». Примечательно, что даже некоторые униаты уважали и почитали отца архимандрита за праведность, мудрость, смирение, кротость, милосердие и безкомпромиссное стояние в Православии.

Под влиянием апологетики виленского архипастыря многие еретики обращались в истинную веру, а отступники приносили покаяние. Поэтому иезуиты, скупая его книги едва ли не как золото, уничтожали их в огне. Однако, несмотря на это, два слова преподобного все-таки дошли до наших дней.

Воин Христов не только сам обличал ересь и раскол, но и других призывал ратовать за истину словом и исповедническим стоянием в ней. Известно его послание к иеросхимонаху Кириллу, ранее служившему во львовском монастыре святого Онуфрия и в Свято-Троицкой обители, а затем удалившемуся на Афон. «Покинутая и оставленная нами Матерь наша [Церковь] судит нас и осуждает, – пишет святой. – Что же мы за воины, если все время – на отдыхе, а на страже – никогда?.. Что мне за прибыль от уединенного жития, если без любви оно проведено будет? И если Матери кто не любит, то кого ж такой любить может? А Матери своей всеконечно тот не любит, кто не хочет ее, настигнутую бедами и опасностью, спасать и помогать ей, не хочет – в то время как должен душу свою по примеру Учителя [Христа] положить, ради чего святые мужи из пустынь, не говоря уже о городских монастырях, всегда на оборону ее выходили в часы преследований. И теперь не отрекайся от бедной Матери твоей, со слезами зовущей тебя, сына своего и присягнувшего ей воина, и о помощи просящей, – не отрекайся, поди, поспеши служить ей!»

В последние годы жизни преподобный Леонтий перевел и издал замечательный святоотеческий сборник афонского инока Фикары «Вертоград душевный». В наше время брошюрой под названием «Плач кающегося грешника инока Фикары» выпускаются, очевидно, отдельные выдержки из «Вертограда», содержащие покаянные размышления преподобного Ефрема Сирина, изложенные на каждый день недели, – хорошее пособие для желающих стяжать сокрушение и видение своих грехов.

Почил архимандрит Леонтий 24 сентября 1620 года, не дожив даже до сорока лет. Почитание угодника Божия началось почти сразу же по преставлении, и современникам было известно о нетленности его останков. А уже в наши дни, 4 апреля 2011 года Синод Белорусской Православной Церкви Московского Патриархата принял решение о прославлении подвижника в лике местночтимых святых в чине преподобных.

Итак, святой Леонтий не бежал от искушений и гонений, а спасался в самом их водовороте, мужественно претерпевая страдания за Христа и призывая к сему подвигу ближних.

Преподобный Иоанн Кассиан пишет: «Когда воля наша водится самолюбием и земною мудростью, то загадывает держать некую достойную всякого осуждения средину между сими двумя стремлениями (жить по плоти или по духу, – А.М.), располагаясь так воздерживаться от плотских страстей, чтобы при этом нисколько не терпеть прискорбностей, неизбежных при исполнении требований духа, – без казнения плоти желая достигнуть телесной чистоты, без труда бдений стяжать чистоту сердечную, с упокоением плоти обиловать духовными добродетелями, без ожесточенных злословий получить благодать терпения, являть смирение Христово без ущерба в чести мирской, следовать простоте благочестия с высокомерием века сего, служить Христу с людской славою и благоволением, говорить решительную правду, не встречая никакого, даже малого оскорбления, – вообще достигнуть благ будущих, не теряя настоящих. Такая воля не ведет к истинному совершенству, но, поставляя в состояние противной теплоты, делает такими, каковы те, о коих с укором говорит Господь в Апокалипсисе: „Знаю твои дела: ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл <…>, то извергну тебя из уст Моих“ (Откр. 3, 15–16)».

Молитвами преподобного Леонтия поревнуем шествовать по истинному богозаповеданному тесному христианскому пути, отвергая ложный покой, человекоугодие и теплохладность!

 

+   +   +

ТРОПАРЬ
ПРЕПОДОБНОМУ ЛЕОНТИЮ,

АРХИМАНДРИТУ ВИЛЕНСКОМУ,
ИСПОВЕДНИКУ, ГЛАС 8:

 

Земли Пинския прозябение, края Виленскаго процветение, Церкве Православныя защитниче, ереси латинския златоустый обличителю, пастырю добрый и благочестия учителю, веры истинныя доблий исповедниче, преподобне отче Леонтие, моли Христа Бога спастися душам нашим.

 

КОНДАК
ПРЕПОДОБНОМУ ЛЕОНТИЮ,
АРХИМАНДРИТУ ВИЛЕНСКОМУ,
ИСПОВЕДНИКУ, ГЛАС 8:

 

Православия рачителя и ереси латинския обличителя, златословеснаго витию, научающа ясно вере истинней, и образ дающа терпения в скорбех и напастех,  сего, вернии, в песнех достойных почтим, взывающе: радуйся, Православия поборниче и твердый исповедниче.

 

Александр МАЛИНИН

 

По материалам книги
Любови ЛЕВШУН «Леонтий (Карпович).
Жизнь и творчество» (Минск, 2001)

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник