ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ СПАСЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ СТРАНИЦА 14
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

ГОРНЫМИ ТРОПАМИ

 

 

В № 20 (164) «Православного Креста» в рубрике «Подвижники благочестия» были напечатаны собранные нашей читательницей воспоминания об абхазской старице схимонахине Виталии (Мищенко) († 2012). А сегодня, приглашая еще раз прикоснуться к удивительному миру современного подвижничества, мы публикуем беседу с иеромонахом А. о его паломничествах в горы Абхазии в 1990-х – начале 2000-х годов. Читая эти свидетельства, понимаешь, что сердцевина подлинной духовной жизни – евангельская простота и непрерывное самоотвержение. Но доступно ли это нам, можно сказать, заживо погребенным душой в гордостном маловерии и окамененном нечувствии? В житии преподобного Серафима Саровского повествуется, что на вопрос, почему в наше время нет строгих аскетов, подобных великим святым, батюшка отвечал: «Потому что мы не имеем решимости. А благодать и помощь Божия верным и всем сердцем ищущим Господа ныне та же, какая была и прежде, и мы могли бы жить, как древние отцы. Ибо, по слову Божию, „Иисус Христос вчера и днесь Тойже, и вовеки“».

 

– Батюшка, Вас отец Кирилл (архимандрит Кирилл (Павлов), старец, духовник Троице-Сергиевой лавры, – здесь и далее примеч. И.Б.) благословил поехать в Абхазскую пустыню, в горы? Он сам благословил или Вы просились?

– Просились, и он благословил. Хотелось прикоснуться к пустынному житию, познакомиться с настоящими подвижниками, молитвенниками, поучиться у них. Мы несколько раз там были, раз пять-шесть, наверное…

 

– Жили в горах?

– Поднимались в горы и по нескольку дней оставались там. Я хотел там и навсегда поселиться – но этого отец Кирилл не благословил…

 

– Видимо, не было воли Божией?

– Да… В пустыне ведь тоже разные подвижники бывают, некоторые впадают в прелесть – потому что приходят неподготовленными и сразу за молитву берутся. От частого повторения у них появляется молитва, бывает, даже самодвижная. Но поскольку нет постепенности – сразу с нижней ступеньки на верхнюю, – поэтому и скатываются, не могут устоять. В духовной жизни должна быть постепенность.

 

– А как Вы впервые приехали в Абхазию?

– В первый раз – когда еще учился в семинарии. Отец Кирилл благословил поехать и дал адрес матушки Ольги (схимонахини Виталии (Мищенко)) на тогдашней улице Казбеги в Сухуме. Было это в 1985 году. Мы поехали с иеродиаконом Т., тогда еще тоже студентом семинарии. Матушка жила вместе с отцом Григорием, диаконом, а что она была монахиней, я тогда не знал. Они ко всем были приветливы. Отец Григорий – молчаливый, а матушка Ольга – любвеобильная, обращение ее со всеми было мягкое и ласковое. Она к себе сразу расположила, и впоследствии, когда я приезжал в Абхазию, всегда у них останавливался.
Матушка поселила нас в специальную комнатку для гостей. Мы же хотели попасть в пустыню, встретиться с пустынниками, посмотреть на настоящих подвижников. А матушка нам и говорит, так, по-простому: «А, вы в лес хотите? Ну, ладно, пока здесь поживите, а потом и туда попадете». Говорила она как будто со властью, чувствовалась сила в ее словах: «Попадете, попадете…»

 

«ПАСЕКА», «ГОСТИНИЦА», МОНАХ ВАРЛААМ,
ИЕРОМОНАХ МАРДАРИЙ, ИЕРОСХИМОНАХ ПАИСИЙ

 

Пожили мы у матушки какое-то время: огород копали, еще что-то делали по хозяйству – помогали ей. Было это в июне. Времени уже немного оставалось – нужно было возвращаться в семинарию, я и говорю матушке: «Матушка, нам надо в лес». Она отвечает: «Ну, ладно». Помолилась, и мы поехали. Не помню, провожал ли нас кто… Приехали в Азанту – это горное селение. Там нас встретил и дальше сопровождал отец Паисий (Уваров, † 2002). Разбудил в три часа ночи и в темноте, с «жучками» (так называются специальные фонарики: они светят и издают жужжание, отпугивая зверей), мы пошли в горы. Шли долго, наконец, пришли на «Пасеку», где нас ждал монах Варлаам.

 

 

«Пасека» – это у пустынников как бы перевалочная база. Домик там. Есть места для ночлега внизу, и на чердаке есть местечко. Недалеко от «Пасеки», часах в полутора ходьбы в горы, жили матушки-пустынницы.

Отец Варлаам взял на себя подвиг молчания – не разговаривал совсем. Мы что-то говорим ему, спрашиваем, а он отвечает знаками, как немой. Только потом мы поняли, что у него такой подвиг, а поначалу недоумевали. Но как-то надо же общаться – стали писать на бумаге. Отец Варлаам согласился проводить нас дальше.

Немного отдохнули на «Пасеке». Утром проснулись, чтобы двинуться в путь, смотрим – а он жарит грибы: уже успел насобирать в лесу. Таких вкусных грибов я никогда не ел. А мы голодные были после перехода. Хлеб пустыннический, компот из дикой алычи… Наелись, отдохнули, отец Варлаам показывает нам: в путь, – объясняя знаками, что нам предстоит тяжелая дорога. А цель наша была – «Гостиница», о ней я потом скажу.

Вышли после обеда. Идем втроем, с рюкзаками. И вот, встретилось первое препятствие – слом и галька, на которой можно легко посунуться вниз. Я остановился в страхе – как же быть? Коленки дрожат, холодный пот. Отец Варлаам прошел вперед, показав, что это возможно; вернулся назад. Видит, что мы боимся, – дал мне свои пустыннические четки, истертые, намоленные. Я взялся за них – сразу страх пропал, и спокойно прошел опасное место. А отца Т. отец Варлаам за руку перевел.

Первую опасность миновали. Доходим до горной речки. Она быстрая такая, вода несется – жутко смотреть. А отец Варлаам показывает нам жестами, что надо ее преодолеть. Мы с отцом Т. опять сникли. Отец Варлаам закатал подрясник, разулся и вступил в реку. Мы – за ним. А течение так напирает, что стоит споткнуться – сразу унесет. Вода холодная, ледяная. Но если захочешь пить, очень вкусная – пьешь не напьешься...

Прошли второе препятствие. Движемся дальше. Уже смеркается. Тут подошли к нам туристы, спрашивают о чем-то. Мы ответить не можем. Они тогда к отцу Варлааму обратились, и он с ними на бумаге стал переписываться, долго они так беседовали. Выяснив интересующие их вопросы, они пошли в свою сторону. А мы – в свою. Нашли место уединенное, тихое, плато такое – с одной стороны обрыв, с другой – лес… Тихое – это относительно, потому что в горах все время горные речки и водопады шумят, и везде, куда ни денься, этот шум слышится.

Стало темно, похолодало. Отец Варлаам развел костер, достал котелок, сварили что-то, покушали, чайку попили. И – на ночлег. Страшновато – тут же и змеи, и медведи могут быть… Но отец Варлаам не выказывает никакого страха, и мы, глядя на него, тоже ободрились. Расположились прямо у костра. Спать не хочется. Посмотришь – такие чинары громадные, лес – сказочный. Звезды – яркие, крупные, как будто совсем рядом, – только молиться… Вообще Абхазия – удивительная страна. Впечатление незабываемое…

Помолились, отдохнули… Отец Варлаам разбудил нас рано, объясняет жестами: вперед, вперед. Умылись, вновь помолились – и в путь. Готовить что-то не было времени – у горной речки попили холодной водички с сахаром и хлебом. Это был наш завтрак – так вкусно! Идем дальше.

А пустынники в дороге постоянно творят Иисусову молитву – тысячи молитв произносят. Полунощница, утреня, вечерня, повечерие, утреня, часы, каноны – все восполняет Иисусова молитва с избытком, кроме Литургии. За Обедницу тоже читают сто или двести молитв... Сколько идешь – пять-шесть часов, и все читаешь молитву. А без этого там нельзя, иначе можно сорваться в пропасть или от зверей пострадать…

Переправившись через реку Схапач – приток Келасури, – дошли до места, где отвесная скала и маленький водопад. Со скалы сброшена веревка. Отец Варлаам показывает нам, что надо подниматься. А как? В школе по канату лазили – но там толстый был канат, а тут тонкая вервица, да еще рюкзак на спине. Набрались мужества и полезли: первый отец Варлаам, потом я, отец Т. за мной – с трудом поднимаемся. Думал – сердце выскочит. Страшно – вдруг веревка оборвется, ногами упираешься в скалу, в выступы на ней. Вот – выбрались… Увидели наконец пустыннические кельи – «Гостиницу».

Место это называется «Гостиницей» потому, что все паломники туда приходят. Встретил нас послушник Валерий (впоследствии он принял монашество с именем Василий – сейчас на Валааме, игумен Василий (Шумский)). Недалеко от отца Валерия жил еще один пустынник – послушник Вадим, а подальше – иеромонах Мардарий (в схиме Алексий (Данилов), † 2009, похоронен в Задонском Рождество-Богородицком монастыре).

Мы – голодные, уставшие, еле живые, но довольные. Валерий предложил нам пустынническую трапезу: хлеб (они сами хлеб пекли – такой замечательный!), гречневую кашу. Простая пища оказалась невероятно вкусной – то ли потому, что с молитвой готовилась, то ли потому, что мы были сильно изнуренные. Такой трапезы я, пожалуй, больше нигде не ел.

Пообедали, и тут пришел пустынник иеромонах Мардарий. Мы взяли у него благословение. По его словам, по поведению, я понял, что это человек особенный – любвеобильный, кроткий. Отец Мардарий пригласил нас к себе в келью, и мы с ним там послужили Всенощное бдение – под Петра и Павла.

Отец Мардарий хорошо пел киевским распевом (он начинал свой монашеский путь в Киево-Печерской лавре). Говорит нам: «Когда причащаетесь, не надо много спать, приходите пораньше». Поисповедовал нас. Причастились запасными Дарами на Обеднице. Среди пустынников редко кто совершает Литургию, обычно служат Обедницу и на ней причащаются. Богослужение это было незабываемым; то ли за молитвы отца Мардария, то ли за труды пустынные – ощущалась сугубая благодать…

Послушник Вадим жил в крайне аскетических условиях. Говорит: «Меня мыши безпокоят, но я с ними дружу – подкармливаю их немного… Мыши-то ладно, – повадилась ко мне змея. Приползет в келью – я ее по хвосту похлопаю, она и уползет». Блаженный такой был. Постник, молитвенник, лет тридцати с лишним...

 

Продолжение на стр. 15

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник