ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
УРОКИ ИСТОРИИ СТОЯНИЕ В ИСТИНЕ СТРАНИЦА 6
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

ВОИТЕЛЬ ДУХОМ

 


Преподобный Леонтий

 

В наши дни весьма распространено убеждение, что верующий человек, будучи, по завету Спасителя, не от мира сего (см.: Ин. 15, 19), не должен «заниматься политикой», активно бороться с теми или иными негативными явлениями общественной и церковной жизни. Особенно часто это замечание относят к монашествующим, которым подобает, как полагают многие, только молиться, деятельно не вмешиваясь в происходящие вокруг апостасийные события. Однако такое представление не соответствует евангельскому учению, и ошибочность его обличается многочисленными примерами противостояния злу угодников Божиих, в житиях которых мы можем почерпнуть назидательнейшие уроки спасения.

Сегодня мы расскажем о святом, чей подвиг исповедничества и утверждения в вере ближних должен если не послужить образцом для подражания, то по крайней мере преподать нам правильные понятия о православной духовности, пробудить ревность по истине и подвигнуть к самоукорению.

 

О жизни преподобного Леонтия (Карповича), особенно о его детских и юношеских годах, сохранились весьма скудные сведения. Согласно исследованиям современных белорусских историков, святой происходил из рода киевских служивых дворян и появился на свет в 1580 году в Пинске. В то время город этот относился к Речи Посполитой, объединявшей территории нынешних Литвы, Латвии и Эстонии (Великого княжества Литовского), а также Польши (Королевства Польского). Документально мирское имя избранника Божия установить не удалось, однако по некоторым данным до пострига его звали Лонгином Феодоровичем. По одной из версий отцом преподобного был священник Феодор, служивший в Пинской замковой Свято-Димитриевской церкви.

В Литовском княжестве в ту эпоху господствовал католицизм, и православные верующие находились в весьма затруднительном положении, претерпевая от папистов гонения. Несмотря на произошедший в середине XVI века в католичестве раскол, известный как Реформация Лютера, папские притеснения на Западной Руси не только не ослабевали, но принимали все более жестокие формы. К концу XVI века иезуиты задумали уничтожить Православие с помощью унии, которую их стараниями представители Ватикана и западнорусской иерархии подписали в Бресте в 1596 году. После заключения унии Речь Посполитая начала обращать свое исконно православное русское население в папизм уже откровенно насильственными методами. Преподобному Леонтию выпало жить именно в тот тяжелый период гонений на истинную веру и подъять подвиг борьбы и страданий за святое Православие.

По предположению историков, около 1600 года Лонгин Карпович осиротел и переместился в Вильну (современный Вильнюс), где поступил в Виленскую братскую школу-академию (начальное образование он, вероятно, получил в Острожской духовной школе); братство стало для одинокого юноши родным домом.

Что представляли собой такие объединения на Западной Руси? В соответствии с Магдебургским правом городские ремесленники могли создавать группы, союзы по профессиональному признаку. На их основе и возникли православные братства, сближавшие верующих различных сословий, главной целью которых была защита и сохранение Православия в условиях агрессивного натиска католицизма. И это исповедническое противостояние продолжалось десятилетиями и велось одновременно в нескольких направлениях: правовая сеймовая борьба, литературно-апологетическая деятельность по обличению иезуитских лжеучений, а подчас и вооруженное сопротивление карательным операциям католиков. И все эти задачи члены братства решали сообща и достаточно успешно. Особое внимание они уделяли обучению и подготовке нового поколения. В селениях, принадлежавших православным помещикам, создавались школы или училища – прообразы современных духовных учебных заведений. Их выпускники становились священнослужителями и проповедниками, но многие уходили за пороги Днепра – вливались в Запорожскую казачью вольницу и там защищали Православие уже не только словом, но и силой оружия.

 


Колокольня Свято-Духовского
храма в Вильнюсе

 

Между тем братство преподобного Леонтия оказалось в стеснительных обстоятельствах. Ректор Виленской академии Стефан Зизаний выступил с обличением принявшего унию Киевского митрополита Михаила (Рогозы). В ответ архиерей-униат запретил священников Виленского братства в служении, стал всячески притеснять своего обличителя, и к тому же король отобрал у ревнителей Православия их храм. Но вскоре  на землях князей Воловичей, на месте страдальческой кончины Виленских мучеников Иоанна, Антония и Евстафия, была возведена и освящена новая, Свято-Духовская церковь, в строительстве которой Лонгин, очевидно, принимал активное участие. Историки высказывают предположение, что при Виленском Свято-Духовском храме сразу же началось образовываться монашеское братство и его первыми насельниками стали иноки, изгнанные из своих обителей униатами.

Достигнув совершеннолетия, Лонгин Феодорович, как шляхтич по происхождению, на правах представителя братства активно включился в посольско-депутатскую деятельность. Талантливый юноша сделался церковным строителем, а также главным типографом – отвечал за содержание выпускавшихся братским издательством книг. Этот момент стал отправной точкой подвига служения преподобного Церкви письменным словом, который не прекращался до самой его блаженной кончины.

События развивались не в пользу верных: в 1599 году место митрополита Киевского и Галицкого занял еще более фанатичный униат – Ипатий (Поцей), получивший от короля власть над братствами и подвергший их участников жестоким преследованиям. В 1604–1609 годах Поцей, находясь в Вильне, пытался уничтожить братство при Свято-Троицком храме, собрав вместо него и наделив соответствующими правами униатскую общину. Кроме того, он вел борьбу за подчинение себе всех православных храмов и за контроль над их доходами. А король запретил верующим посещать Свято-Духовскую церковь под страхом крупного штрафа. Общение же с Константинопольским Патриархом, в то время твердо стоявшим в истине, под омофором которого находилась Западно-Русская митрополия, грозило смертной казнью. «1609 год был роковым для православных виленцев, – пишет один из историков, – <…> братство ослабело: оно уже не располагало необходимыми средствами для той цели, какую оно преследовало, – оно не в состоянии было побороть унию. Из наступательного положения или, по крайней мере, из положения равносильного противника братство переходит в положение оборонительное…» Ко всему прочему, «студенты» находившейся по соседству иезуитской академии постоянно нападали на православных монахов, священнослужителей и учеников, глумясь над ними, грабя их, забрасывая камнями – иногда до смерти, стреляя по окнам... Но несмотря на преследования еретиков, наиболее мужественные члены братства, и в их числе Лонгин Карпович, не изменили вере. В том же 1609 году, вместе с другими послами, Карпович едет на Варшавский сейм для защиты прав братства. Примерно тогда же, после возвращения из Варшавы, Лонгин Феодорович был пострижен в монашество с именем Леонтий и рукоположен в священный сан с возведением в чин архимандрита Свято-Духова монастыря.

Вскоре начались сугубые испытания. В Великую Субботу 7 апреля 1610 года в братской типографии прошел обыск, а 6 мая за издание одной из антикатолических книг архимандрита Леонтия арестовали и посадили в земляную яму. В это время ему было около 30 лет от роду. Многократно его водили на допросы к королю и вельможам, и несчетные насмешки, безчестия, суды и издевательства претерпел он за правую веру. В яме преподобный перенес искушения от злого духа, который являлся ему и запугивал предстоящими пытками и мучительной смертью, суля освобождение в случае, если святой согласится поклониться ему. Но ни наглые бесы, ни жестокие их служители – еретики, – не поколебали верности мужественного воина Христова. И Господь сотворил отмщение за Своего избранника: 1 июля в Вильне разразился пожар, уничтоживший половину города, в том числе шесть деревянных и пять каменных церквей, отнятых папистами у православных. А православные храмы и постройки братства не пострадали.

Около двух лет продолжалось заключение исповедника: он был освобожден только в 1612 году – вероятно, в связи с крайним ухудшением состояния здоровья. В течение года архимандрит Леонтий восстанавливался, а затем снова включился в активную деятельность, приняв на себя управление монастырем, братством и ректорство в братской школе-академии.

Заслуживает внимания тот факт, что хозяйственно-попечительские обязанности и множественные труды и скорби не мешали подвижнику преуспевать в духовной жизни и молитвенном делании – он ежедневно причащался Святых Христовых Таин. Некоторым казалось, что угодник Божий служит слишком часто и может утратить благоговение перед святыней.

 

Окончание на стр. 7

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник