ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО ВОСКРЕСЕНИЕ РУСИ СТРАНИЦА 4
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

«ВЕРА БЕЗ ДЕЛ МЕРТВА»

 


В Коломне

 

В современной жизни, к сожалению, мы сталкиваемся со множеством аморальных явлений. Вседозволенность в действиях антихристианских сил безпокоит представителей здравомыслящей интеллигенции, неравнодушных православных пастырей и мирян. Так, в настоящее время всех всколыхнули новые случаи глумления над верой Христовой под вывеской современного искусства и частной коммерческой деятельности: подготовка к выходу в прокат кощунственного антиисторического фильма «Матильда», постановки в городах России богохульной рок-оперы Эндрю Уэббера, строительство завода по производству контрацептивов в поселке Боголюбово, рядом с древней монашеской обителью... В то же время люди недоумевают по поводу неопределенной или даже лояльной позиции в отношении всех этих безобразий некоторых официальных представителей Церкви. В редакцию поступают звонки и письма с вопросами: «Как же быть верующим?», «Что мы можем и должны предпринять в этой ситуации?», «Не станет ли борьба с упомянутыми и подобными им кощунствами проявлением непослушания иерархии?»

Прокомментировать происходящее мы попросили одного из постоянных авторов «ПК», известного общественного деятеля, православного публициста Игоря Михайловича Друзя.

 

– У нас сейчас очень часто звучат демагогические речи о том, что православный человек якобы должен только молчать и молиться. Однако надежда на чудо там, где верующий имеет возможность решить вопрос без сверхъестественных явлений, – грех. Так не поступали даже чудотворцы.

Был, например, такой действительно великий молитвенник, который вовсе не чета нам и вообще несоизмеримо духовно выше современных людей, – преподобный Иов Почаевский. Но значительная часть его жития связана с участием в судебных процессах по защите интересов Православия от нападок польской шляхты, в то время господствовавшей на территории проживания православных и отбиравшей у них храмы, церковные земли и другую собственность. Преподобный Иов подал нам пример, что не только молитвой, не только обличительным словом, но даже и судебными исками надо бороться за истину. И уж если на то пошло, то и апостолы вели активную общественную деятельность. К примеру, апостол Павел, как мы знаем из Книги Деяний, отстаивая свою невиновность, потребовал суда кесарева.

Не грех подняться на защиту веры и Отечества и с оружием в руках. Неслучайно ведь на Куликовскую битву, например, наше войско благословил сам преподобный Сергий Радонежский. Наши святцы полны имен прославленных Церковью воинов. А в мирное время правду можно защищать, повторюсь, и в судах, и в публикациях, и какими-то массовыми акциями в рамках закона.

Слова же священноначалия для нас, конечно, важны, но мы с ними будем считаться только в том случае, если они соответствуют заповедям Божиим и канонам Церкви. А если какие-то заявления официальных церковных представителей противоречат православному вероучению, то мы вправе им не подчиняться. Те же из священноначалия, кто говорит нечто антиканоничное, по предупреждению апостола Павла, собирают себе на голову горящие угли кары Божией. И, разумеется, церковный народ их слушать не станет.

 

– А как можно безошибочно определить эту грань – где надо согласиться, а где – противостать? Например, ситуация с известной рок-оперой. Глава Синодального информационного отдела В.Р. Легойда заявил, что это – нормальное явление, и что надо «отделять кощунство от творческого подхода». Но ведь богохульство тут, вроде бы, очевидно, и, кроме того, православные знают отношение к театру Святых Отцов – в частности, много писал против лицедейства святитель Иоанн Златоуст… 

– На самом деле это все отговорки со стороны официального представителя Церкви. Потому что, действительно, кощунство есть кощунство. И если оно будет названо «искусством» или «философией», или еще как-либо, – суть от того не меняется. Кощунство – всегда мерзость, и надо твердо его пресекать, в какой бы сфере оно ни происходило. Что же касается оправданий, что творцы т. н. рок-оперы якобы черпали вдохновение в Библии, – то если бы это было так, они не создали бы нечто столь антицерковное и пошлое даже с точки зрения светского искусства.

 

– А как Вы смотрите на конфликт в Боголюбове? Извинением кощунства выставляется тот факт, что готовящийся к открытию завод контрацептивов предоставит населению поселка рабочие места. При этом местная епархия дистанцировалась, пояснив, что «Церковь – отдельно, а бизнес – отдельно»…

– В таком случае можно предложить открыть еще, например, заводы и фабрики по производству наркотиков – это ведь тоже решит проблему безработицы и обезпечит поступления в бюджет. Да и бордели тогда не помешает легализовать – ради налоговых платежей и «трудоустройства» женщин и сутенеров. Т. е. этот путь может увести далеко – нет предела аморальности.

Верующие знают, что контрацепция – грех, не говоря уже о том, что размещать такое производство в святом месте, рядом с монашеской обителью – просто безумие. Я однозначно против кощунства в Боголюбове и считаю его недопустимым.

 

– Есть ли шанс успешного противодействия поруганию святыни? Как быть людям, которым религиозные чувства не позволяют сидеть сложа руки?

– Нам надо усердствовать по возможности, а Бог восполнит недостающее и укрепит наши слабые силы. Мы не должны думать о том, сможем ли мы отстоять истину, но – просто отстаивать ее. С нас за это спросит Господь. А результат – в Его руках. 

 

– На встрече с протестующими жителями поселка инвестор строящегося завода Павел Спичаков заявил, что он якобы тоже православный, и РПЦ, насколько ему известно, нейтрально относится к современным методам контрацепции. Как Вы это прокомментируете?

– Главные ориентиры для христианина – это Священное Писание, Священное Предание и труды Святых Отцов. А насчет современных документов РПЦ и высказываний отдельных священнослужителей – полагаю, что они не безспорны. Ответы в стиле «нет, нет, но да» весьма настораживают. Ибо у Церкви всегда была четкая позиция по любым вопросам: Да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого (Мф. 5, 37). В Писании и у Святых Отцов оправданий контрацепции мы, конечно, не найдем. Там, напротив, рассказывается о мерзком грехе Онана (см.: Быт. 38) и вообще по данной проблеме выражена строгая нравственная позиция.

 

– Игорь Михайлович, у Вас нет впечатления, что определенным силам очень уж хочется пресечь любого рода инициативы православных верующих? Ведь, с одной стороны, звучат речи о возрождении церковной жизни и соборности, а на деле нас приучают к толерантности и человекоугодию...

– Сейчас трудные времена. Некоторые духовные лица стали просто церковными чиновниками, политиками, которые стремятся к дипломатическому, политическоиу и финансовому благополучию. Поэтому для таких людей каноны и чистота Православной веры не имеют особого значения. Они готовы этим пожертвовать в угоду церковной реформации.
Ситуация такая сложилась не вчера. «Политики от Церкви» появились в советское время, когда под страхом смерти дозволялось власти только хвалить, а ни в коем случае не обсуждать и не критиковать. Впрочем, отдельные экземпляры встречались и в Царскую эпоху. Таковы реалии, но это не означает, что надо считаться с их словами, идущими вразрез с церковным учением. Опыт показывает, что «дипломаты» никогда не были и не станут авторитетными для простых православных верующих.

 


Обелиск в память царствования Династии Романовых
в Александровском саду Кремля

 

Почему они не поддерживают народные инициативы, а действуют скорее в узких интересах противников Православия? Видимо, эти политики в рясах считают, что у церковного народа недостаточно денег, чтобы удовлетворить их амбиции. Кстати сказать, можно провести аналогию с Горбачевым. Он надеялся войти в мировую элиту и искренне полагал, что, если пожертвует интересами Родины, то приобретет некую огромную выгоду. Его примут в мировое правительство, а то, может быть, он его даже возглавит. Однако в конце концов бывший президент получил лишь незавидную роль рекламщика пиццы и какой-то жалкий фонд, несоизмеримый по влиянию с теми ресурсами, которыми он обладал до измены. Честно говоря, склоняюсь к мысли, что сторонников церковной реформации ожидает подобная участь.

 

– А какова основная цель модернистов? Зачем они приучают верующих к бездействию? Для чего в простом народе поощряется и насаждается принцип «моя хата с краю»?

– Как я понимаю, они хотят встроиться в западные структуры, в ту единую всемирную религию, которая сейчас формируется, и занять там видное положение, может быть, даже и лидирующее. В силу наивности иных зарвавшихся церковных господ вполне возможно, что у кого-то из них могут быть и такие иллюзии.

Но нельзя сказать, что все наше священноначалие – модернистское. Нет! В нашем епископате есть здоровые силы, которые себя проявляют. Если бы не они, то, вероятно, Русская Православная Церковь приняла бы полноценное участие в экуменическом проекте «Всеправославный собор». Но, как видим, представители РПЦ на Крит, к счастью, не поехали.
Православие резко отличается от других религий, в частности, от католицизма, даже от того католицизма, который существовал прежде и был еще относительно морально здоровым, если можно так сказать о ереси. (Ранее католичество имело еще некие нравственные принципы, а теперь оно превратилось вообще непонятно во что).

 

Окончание на стр. 5

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник