ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ СПАСЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ СТРАНИЦА 7
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

«НЕ ЕСТЬ МУДРОСТЬ ЗНАНИЕ ХУДОГО»

 

 

Окончание. Начало на стр. 6

 

Наконец, полезный пример беседы о человеческих недостатках находим у блаженной памяти митрополита Иоанна Санкт-Петербургского. Он в своих трудах затрагивает весьма острые проблемы церковной и общественно-политической жизни, но не называет никого по именам. Так же и мы можем говорить о проступках отдельных людей – рассматривать грехи, а не грешников.

 

– А как отличить клевету от благонамеренного предостережения? Когда кто-то рассказывает что-то негативное о третьем лице, как понять, злословие это или предупреждение?

– По плодам. От клеветы последствия злые, а от предостережения – добрые, в частности – исправление. Так, один христианин спросил преподобного Варсонофия, можно ли ему делать замечания епископу (вопрос 845). На это святой ответил: «Имей сердце твое чистым пред Богом, и тогда это не повредит тебе. А иметь свое сердце чистым – значит то, чтобы не говорить ни о ком ничего как бы в отмщение ему, но единственно имея в виду добро. Не почитай же сего клеветою, ибо всякое дело, ведущее к исправлению, не есть оклеветание; от оклеветаний не бывает ничего доброго, а из того должны выйти добрые последствия, и потому это не есть оклеветание».

 

– Как быть, если при тебе кого-то обругали: попытаться разобраться, не вникать, прекратить разговор или же что-то возразить, защищая ближнего?

– Надо осторожно относиться к слышимым обвинениям и не спешить почитать их за истину. В толковании на 18-ю главу Книги Бытия, где повествуется о беззакониях жителей Содома и Гоморры, святитель Иоанн Златоуст пишет: «Слух (об их нечестии), говорит Он (Бог Аврааму), дошел до Меня, но Я желаю еще точнее на самом деле удостовериться в том, не потому, что Я не знаю, но потому, что желаю научить людей – не внимать одним словам и, когда кто скажет что-нибудь против другого, не верить легкомысленно, а сначала самим тщательно исследовать и на самом деле удостовериться, и потом уже верить. Поэтому и в другом месте Писания сказано: „Не всякому словеси емли веры“ (Сир. 19, 16). Ничто так не извращает жизни людей, как поспешная доверчивость ко всяким речам. Возвещая это, и пророк Давид сказал: „Оклеветающаго тай искренняго своего, сего изгонях“ (Пс. 100, 5)».
Если же общение явно вводит в грех, то, конечно, следует побыстрее, не обижая собеседника, найти другую тему, либо совсем прервать разговор: «Прости, я плохо себя чувствую» или еще как.

 

– А с какими мыслями и духовным расположением переносить клевету самому?

– Следовало бы нам благодарить за нее Господа, но по немощи человеческой мы скорбим. Унывающего от напраслин святитель Тихон Задонский, ссылаясь на преподобного Иеремию Отшельника, наставляет следующим образом: «Терпишь клевету тяжкую. Приими по силе моей утешение. Первое: без Бога ничего нам не бывает, потому и язык злоречивый нападает на нас попущением Божиим. Терпи убо, что Бог посылает. Второе: тем утешайся, что ложно терпишь. Совесть чистая великое есть утешение. Пусть все хулят, только бы меня совесть хвалила. Третье: ты имеешь многих в сем бедствии товарищей: святые Божии много клеветы претерпели, и ныне много таких, которые тоже терпят <...>. О, Иисусе! Привлеки нас за Собою и за святыми Твоими! Четвертое: рассмотри совесть твою – не язвил ли кого языком своим? Если то было, то клевета клеветою наказуется, и потому терпи, благодаря за то, что грех твой здесь, а не там приемлет наказание».

 

– А со злословящими как себя правильно вести?

– На это указывает Сам Господь: Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф. 5. 44; Лк. 6, 27). Преподобный же Варсонофий Великий дает хороший практический совет: «Тотчас встань на молитву и помолись сперва о нем (клеветнике), потом о себе, говоря: „Господи Иисусе Христе! Помилуй сего брата и меня, непотребного раба Твоего, и покрой нас от лукавого молитвами святых Твоих. Аминь“».

 

– Всегда ли нужно претерпевать напраслины молча или в каких-то ситуациях правильнее возразить, оправдаться?

– Если не предвидится вреда для дела или для ближних и есть силы потерпеть – то, конечно, лучше промолчать, как сказано выше в ответе преподобного Иоанна Пророка. В крайнем случае можно смиренно объясниться, в то же время укоряя себя за малодушие, самооправдание и самолюбие.

 

– Особенно волнующий вопрос – наговоры на священнослужителей. Писание заповедует беречься «волков в овечьх шкурах» (см.: Мф. 7, 15), «поступающих по своим нечестивым похотям» (Иуд. 1, 18). Но в то же время Святые Отцы учат непоколебимо верить духовному наставнику. (Например, у преподобного Симеона Нового Богослова я прочла: «Хотя бы и весь мир досаждал ему и ругался над ним; даже если ты сам своими глазами увидишь его совершающим блуд – не соблазняйся и не умалаяй своей веры к нему, повинуясь сказавшему: „Не судите, и не судят вам“ (Лк. 6, 37)»). Как это совместить? И что делать, если слышишь нелестный отзыв о каком-либо батюшке и, в частности, о своем духовном отце?

– Прежде чем избрать какого-то священника духовником, нужно убедиться в благонамеренности и верности этого пастыря святоотеческому учению. После тщательного испытания и молитвы, если батюшка действительно строго и твердо держится Православия и служит в Церкви ради богоугождения, а не из каких-либо корыстных расчетов, можно довериться его руководству. И в таком случае потом уже не должно внимать никаким слухам и даже «проверенной» информации о нем. Пусть он и подлинно в чем-то виноват – надо относиться к этому как к немощам своих родителей по плоти. Ведь наши близкие тоже зачастую страстны и грешны, но мы любим их, невзирая на недостатки. Однако когда духовник впадает в ересь или уклоняется в раскол – это и есть та единственная уважительная причина, чтобы отстраниться от него и обратиться к другому, православному священнослужителю.
А если слышишь про личные грехи иного духовного лица, то лучше также не придавать этому значения. Потому что, осудив кого-то (а тем более пастыря!), мы сами потом впадаем в те же беззакония. «Знаете ли, какой тяжкий грех осуждать ближнего? – пишет преподобный авва Дорофей. – Ибо что тяжелее сего? Что столько ненавидит Бог? От чего столько отвращается? Как и Отцы сказали, что нет ничего хуже осуждения. Однако и в такое великое зло человек приходит от <...> нерадения о ничтожном по видимому. Ибо от того, что человек дозволил себе малое зазрение ближнего, от того, что говорит: „Что за важность, если послушаю, что говорит сей брат? Что за важность, если и я скажу одно вот такое-то слово? Что за важность, если я посмотрю, что будет делать сей брат или тот странник?“ – от сего самого ум начинает оставлять свои грехи без внимания и замечать грехи ближнего. И от сего потом происходит, что мы осуждаем, злословим, уничижаем ближних и наконец впадаем и в то самое, что осуждаем. Ибо от того, что человек не заботится о своих грехах и не оплакивает, как сказали Отцы, своего мертвеца, не может он преуспеть ни в чем добром, но всегда обращает внимание на дело ближнего. А ничто столько не прогневляет Бога, ничто так не обнажает человека и не приводит в оставление от Бога, как злословие или осуждение, или уничижение ближнего».

 

– В наши дни, благодаря развитию СМИ, ложь и клевета могут разлететься по всему миру в считанные минуты. Порой организуются целые информационные кампании по дискредитации неугодных людей. Что нужно знать христианину о публичных наветах, чтобы не стать причастным этому греху?

– Владыка Иоанн (Снычев) рекомендовал одной своей духовной дочери, которая не могла совсем отказаться от просмотра новостей, понимать всю информацию в СМИ наоборот. Т. е. когда по телевидению хулят какого-то священнослужителя или христианина, – можно заключить, что этот человек, если даже в чем-то и ошибается, скорее всего, благонамерен.
Например, несколько лет назад на телеканалах, в печатных и электронных изданиях поносили архимандрита Петра (Кучера) – якобы в детском приюте при Боголюбском монастыре, где он настоятельствует, монахини издевались над детьми. Православным патриотам сразу было ясно, что это клевета, т. к. комментировали скандальное известие и выступали «экспертами» по этому делу священники-неообновленцы. И поучительно, как повел себя старец. Он не стал оправдываться, ибо, как говорят Святые Отцы, самооправдание монаху не прилично. Отец Петр вместе с игуменией, своей духовной дочерью, под надзором которой находился приют, смиренно попросил у всех прощения, опубликовав в газете соответствующую статью. И как же потом Господь наказал явных и тайных клеветников! Заказчиков этой мерзкой кампании – высокопоставленных экуменистов – через год самих жестко раскритиковали светские СМИ, так что они вынуждены были заговорить о волне информационных гонений на Церковь. А что касается исполнителей – открылись их уголовные преступления, и они окончательно утратили всякое доверие и уважение народа. Когда же расследование закончилось и невиновность батюшки Петра стала очевидной, журналисты, причастные к клевете, предпочли отмолчаться. Зато правоохранители прониклись к подвижнику глубоким уважением, и его юбилей превратился в настоящий триумф – поздравить старца съехались, наверное, все главы силовых ведомств Владимирской области.

Поэтому надо понимать, что большинство СМИ правды не говорят. Иногда, чтобы заручиться доверием, они и сообщают какие-то реальные сведения, но обычно сто процентов из того, что там преподносится, – ложь и клевета. Следовательно, лучше от таких источников дезинформации удаляться, не читать и не смотреть их, а новости узнавать на проверенных православно-патриотических ресурсах.

 

– А что можно сделать, когда сталкиваешься с дискредитацией уважаемого тобой человека, например, священника, противостоящего ереси экуменизма?

– Надо как-то сопротивляться. Если ты журналист – проведи публичное расследование. Если нет – попроси сделать это знакомых честных «работников пера». Когда такой возможности нет, тогда нужно хотя бы окружающим объяснить истинное положение вещей. И, конечно, молиться, чтобы Господь, Матерь Божия и святые укрепили того батюшку или мирянина, обличили ложь и открыли истину.

 

Беседовала Серафима СМОЛИНА

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник