ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
В ЭТОТ ДЕНЬ... БОЖИЙ ВЕРТОГРАД СТРАНИЦА 10
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

Чистая душа

 

 

Святая девственница и невеста Христова Злата родилась и пострадала в Мглинской болгарской епархии, в селении Златинах. Дочь бедного простого поселянина, она сияла как душевными, так и телесными высокими качествами: душевными – твердою верою в Господа Иисуса, смирением и чистотою сердца, телесными – красотою редкою, которая и была поводом к тому, что жизнь ее украсилась страданиями великой мученицы.

Местный турок, прельщенный редкою красотою Златы, решился найти время и во что бы то ни стало удовлетворить своей гнусной страсти. Раз Злата вместе с другими отправилась в лес за дровами. Сладострастный турок, подговорив подобных ему негодяев, при их помощи схватывает ее и уводит в свой дом. Он старается сперва совратить ее в ислам разными обещаниями и дает ей слово жениться на ней; за отказ же грозит ей пытками. Злата поражена была дерзостью, но отказалась с твердостью. Призвав в помощь имя Господа Иисуса, она отвечала: «Я верую и покланяюсь только Господу Иисусу и от Него не отрекусь, хотя бы изрубили меня; да и я же дала обет девства, которому также не изменю ни для чего».

Турки поняли, что эту девушку нельзя склонять на свою сторону обыкновенными средствами, а нужно придумать что-нибудь особенное. Они поручают ее женщинам, которые в подобных делах способнее завлечь девушку в обман. И чего не делали они с бедною! Каких хитростей не употребляли, чтобы совратить Злату в скотскую чувственную жизнь магометанства! И прелести роскошной жизни, и выгоды богатства, и увлечения чувственности представляли ей в картинах самых заманчивых. Все оказалось напрасным. Чистая душа Златы ощущала зловоние проповедниц и с трепетом отвращалась от них. Пение их было для нее пением сатанинским.

Турчанки были раздражены твердостью Христовой невесты; они призывают родителей и трех сестер страдалицы, чтобы те употребили свое влияние на девушку, – склонили ее к магометанству; иначе, говорили, и их подвергнут жестоким пыткам. Пораженные страхом, родители и сестры уговаривали Злату принять магометанство, но и их слова не изменяли намерений ее. «Дочь наша, дорогая наша! – рыдая говорили отец и мать, – Пожалей нас и сестер; мы все погибнем, если не согласишься на желания турок, Бог милостив – простит грех твой, вынужденный необходимостью».

Можно представить себе борьбу, которую должна была вытерпеть Злата. Любовь к родителям, любовь к сестрам влекла в одну сторону, а долг христианки требовал своего. Слезы родителей и сестер раздирали, мучили сердце ее. Наконец она сказала: «Если уже и вы понуждаете меня отказаться от Христа Господа, – то вы не родители и не сестры мне! Отцом моим остается Один Господь Иисус и Матерь – Пречистая Матерь Его, а братья и сестры – мученики и мученицы».

Когда неверные и особенно похититель девушки увидели, что все хитрости их не привели их ни к чему, то обратились к пыткам. Сперва в продолжение трех месяцев били каждый день страдалицу палками. Потом вырезали из спины ее ремни и повесили пред глазами; кровь струилась из нее и покрыла весь пол. Мало им было и того. Звери, а не люди, накалив железный прут, прокололи голову ее с одного уха до другого.

Терпение страдалицы очевидно было не по силам человеческим. Оно было делом сильной благодати Христовой, всегда близкой к сердцам смиренным. При высоком терпении своем страдалица не ожидала от себя особенного. Это она выразила в опыте. До нее дошел слух, что в селении находится игумен Ставроникитского афонского монастыря, духовник отца ее, отец Тимофей. Она посылает к нему одного христианина с усердною просьбою своею помолиться за нее, дабы Господь сподобил ее окончить свой подвиг богоугодно. Смиренная молитва ее исполнена: Господь дал силы окончить подвиг великой мученицы.

Кровожадные магометане повесили наконец страдалицу на пустыре и изрубили все тело ее в куски. Так святая Злата, очищенная огнем страданий в чистое золото, предала душу свою Господу, Которого возлюбила любовию крепкою, как смерть. Великая мученица переселилась на небо в октябре 1795 года.

 

Святитель Филарет Черниговский

 

Избранные жития святых.
М., 2011. Т. 2.

 

 

 

 

2/15 октября. Суббота.

Сщмч. Киприана, мц. Иустины и мч. Феоктиста (304). Блж. Андрея, Христа ради юродивого (936). Прав. воина Феодора Ушакова (1817). Мчч. Давида и Константина, кнн. Арагветских (740) (Груз.). Блгв. кн. Анны Кашинской (1368). Преп. Кассиана Угличского (1504). Мц. Александры (1938).

 

3/16 октября. Неделя 17-я по Пятидесятнице.

Сщмчч. Дионисия Ареопагита, еп. Афинского, Рустика пресвитера и Елевферия диакона (96). Свт. Агафангела исп., митр. Ярославского (1928). Преп. Иоанна Хозевита, еп. Кесарийского (VI). Блж. Исихия Хоривита (VI). Преп. Дионисия, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XV). Обретение мощей преп. Иосифа, старца Оптинского (1988). Трубчевской иконы Божией Матери (1765).

 

4/17 октября. Понедельник.

Сщмч. Иерофея, еп. Афинского (I). Обретение мощей свтт. Гурия, архиеп. Казанского, и Варсонофия, еп. Тверского (1595). Собор Казанских святых. Сщмч. Димитрия пресвитера (1918). Сщмчч. Николая, Михаила, Иакова и Тихона пресвитеров, прмч. Василия (1937). Св. Хионии исп. (1945). Мчч. Гаия, Фавста, Евсевия и Херимона (III). Сщмч. Петра Капетолийского (III–IV). Мцц. Домнины и дщерей ее Виринеи (Вероники) и Проскудии (Просдоки) (305–306). Преп. Аммона (ок. 350). Преп. Павла Препростого (IV). Мчч. Давикта (Адавкта) и дщери его Каллисфении (IV). Блгв. кн. Владимира Ярославича Новгородского, чудотворца (1052). Препп. Елладия и Онисима Печерских, в Ближних пещерах (XII–XIII). Преп. Аммона, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Св. прав. Стефана Щиляновича (1515) (Серб.).

 

5/18 октября. Вторник.

Мц. Харитины (304). Свтт. Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона, Петра, Филарета, Иннокентия и Макария, Московских и всея Руси чудотворцев. Преп. Гавриила исп. (1959). Сщмч. Дионисия, еп. Александрийского (264–265). Мц. Мамелхвы Персидской (ок. 344). Преп. Григория Хандзойского (861) (Груз.). Препп. Дамиана, пресвитера, целебника (1071), Иеремии (ок. 1070) и Матфея (ок. 1085) прозорливых, Печерских, в Ближних пещерах. Преп. Харитины, кн. Литовской, в Новгороде подвизавшейся (1281).

 

6/19 октября. Среда.Апостола Фомы (I).

Сщмч. Иоанна пресвитера (1937).

 

7/20 октября. Четверг.

Мчч. Сергия и Вакха (290–303). Сщмч. Николая пресвитера (1942). Мчч. Иулиана пресвитера и Кесария диакона (I). Мц. Пелагии Тарсийской (290). Мч. Полихрония пресвитера (IV). Преп. Сергия Послушливого, Печерского, в Ближних пещерах (ок. XIII). Преп. Сергия Нуромского (Вологодского) (1412). Обретение мощей преп. Мартиниана Белоезерского (1514). Псково-Печерской иконы Божией Матери, именуемой «Умиление» (1524).

 

8/21 октября. Пятница.

Преп. Пелагии (457). Сщмчч. Димитрия, архиеп. Можайского, и с ним Иоанна диакона, прмчч. Амвросия и Пахомия, прмц. Татианы, мч. Николая, мцц. Марии и Надежды (1937). Сщмчч. Ионы, еп. Велижского, Петра, Василия, Павла, Петра, Владимира пресвитеров, прмч. Серафима, мчч. Виктора, Иоанна, Николая и мц. Елисаветы (1937). Прмч. Варлаама (конец 1930х). Св. Пелагии девицы (303). Преп. Таисии (IV). Преп. Досифея Верхне-островского, Псковского (1482). Преп. Трифона, архим. Вятского, чудотворца (1612). Собор Вятских святых.

 

9/22 октября. Суббота.

Ап. Иакова Алфеева (I). Препп. Андроника и жены его Афанасии (V). Сщмчч. Константина и Петра пресвитеров (1918). Сщмч. Константина пресвитера (1937). Обретение мощей преп. Севастиана исп. (1997). Прав. Авраама праотца и племянника его Лота (2000 до Р.Х.). Мчч. Еввентия (Иувентина) и Максима воинов (361–363). Св. Поплии исп., диакониссы Антиохийской (IV). Преп. Петра Галатийского (IX). Корсунской иконы Божией Матери.

 

10/23 октября. Неделя 18-я по Пятидесятнице.

Память Свв. Отцов VII Вселенского Собора (787). Мчч. Евлампия и Евлампии (303–311). Преп. Амвросия, старца Оптинского (1891). Свт. Иннокентия, епископа Пензенского (1819). Мч. Феотекна (III–IV). Преп. Вассиана (V). Преп. Феофила исп. (VIII). Свт. Амфилохия, еп. Владимиро-Волынского (1122). Собор Волынских святых. Блж. Андрея, Христа ради юродивого, Тотемского (1673).

 

11/24 октября. Понедельник.

Ап. Филиппа, единого от семи диаконов (I). Преп. Феофана исп., творца канонов, еп. Никейского (ок. 850). Преп. Льва, старца Оптинского (1841). Собор преподобных старцев Оптинских: Льва (1841), Макария (1860), Моисея (1862), Антония (1865), Илариона (1873), Амвросия (1891), Анатолия (1894), Исаакия (1894), Иосифа (1911), Варсонофия (1913), Анатолия (1922), Нектария (1928), Никона исповедника (1931), Исаакия преподобномученика (1938). Сщмчч. Филарета и Александра пресвитеров (1918). Мцц. Зинаиды и Филониллы (I). Преп. Феофана, постника Печерского, в Ближних пещерах (XII).

 

12/25 октября. Вторник.

Мчч. Прова, Тараха и Андроника (304). Преп. Космы, еп. Маиумского, творца канонов (ок. 787). Свт. Николая исп., митр. Алма-Атинского (1955). Св. Иоанна исп. (1930); прмч. Лаврентия (1937), сщмч. Александра пресвитера (1940). Мц. Домники (286). Свт. Мартина Милостивого, еп. Турского (ок. 400). Преп. Амфилохия, игумена Глушицкого (1452). Перенесение из Мальты в Гатчину части Древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки св. Иоанна Крестителя (1799). Иерусалимской (48), Ярославской-Смоленской (1642), Рудненской (1687) и Калужской (1748) икон Божией Матери.

 

13/26 октября. Среда.

Иверской иконы Божией Матери (принесение в Москву в 1648 г.). Мчч. Карпа, еп. Фиатрийского, Папилы диакона, Агафодора и мц. Агафоники (251). Сщмчч. Иннокентия и Николая пресвитеров (1937). Обретение мощей сщмч. Фаддея, архиеп. Тверского (1993). Преп. Вениамина Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Флорентия (I–II). Мч. Вениамина диакона (421–424). Преп. Никиты исп. (ок. 838). Свт. Мелетия, Патриарха Александрийского (1601). Воспоминание чуда вмц. Златы (Хрисы) в Скопье (1912). Седмиезерной иконы Божией Матери (XVII).

 

14/27 октября. Четверг.

Мчч. Назария, Гервасия, Протасия, Келсия (54–68). Преп. Параскевы-Петки Сербской (XI). Сщмч. Михаила пресвитера (1921); свт. Амвросия исп., еп. Каменец-Подольского (1932). Сщмч. Петра пресвитера (1937), прмч. Максимилиана (1938). Сщмч. Сильвана, пресвитера Газского (IV). Преп. Николы Святоши (Святослава), кн. Черниговского, Печерского чудотворца, в Ближних пещерах (1143). Яхромской иконы Божией Матери (XV).

 

15/28 октября. Пятница.

Преп. Евфимия Нового, Солунского (889). Прмч. Лукиана, пресвитера Антиохийского (312). Сщмч. Симеона пресвитера (1918); сщмч. Димитрия пресвитера; свт. Афанасия исп., еп. Ковровского (1962). Мчч. Сарвила и Вевеи (II). Свт. Савина, еп. Катанского (760). Сщмч. Лукиана Печерского, в Дальних пещерах (1243). Свт. Иоанна, еп. Суздальского (1373). Иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» (XIX).

 

16/29 октября. Суббота.

Мч. Лонгина сотника, иже при Кресте Господни (I). Св. Георгия исп., пресвитера (1931). Сщмч. Евгения пресвитера (1937). Сщмч. Алексия пресвитера (1938). Сщмч. Иоанна пресвитера (1942). Преп. Лонгина, вратаря Печерского (XIII–XIV). Преп. Лонгина Яренгского (1544–1545).

 

17/30 октября. Неделя 18-я по Пятидесятнице.

Прор. Осии (820 до Р.Х.). Прмч. Андрея Критского (767). Сщмч. Неофита и Анатолия пресвитеров, прмчч. Иакинфа и Каллиста (1918). Сщмч. Александра, архиеп. Семипалатинского (1937). Мчч. безсребреников Космы и Дамиана, Аравийских, и братии их мчч. Леонтия, Анфима и Евтропия (287 или 303). Перенесение мощей прав. Лазаря Четверодневного, еп. Китийского (898). Преп. Антония Леохновского, Новгородского (1611). Икон Божией Матери, именуемых «Прежде Рождества и по Рождестве Дева» (1827) и «Избавительница» (ок. 1889).

 

18/31 октября. Понедельник.

Апостола и евангелиста Луки (I). Обретение мощей преп. Иосифа, игумена Волоцкого, чудотворца (2001). Сщмчч. Андрея, Сергия, Сергия, Николая пресвитеров, мц. Елисаветы (1937). Мч. Марина (IV). Преп. Иулиана (IV). Преставление вмц. Златы (Хрисы) (1795) (Болг.).

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник