ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ЗА ДРУГИ СВОЯ С КРЕСТОМ И ЧЕСТЬЮ СТРАНИЦА 16
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Герои Великой
Отечественной
войны

 

 

Мы продолжаем публикацию небольших заметок о героях СССР – тех людях, которые своей самоотверженностью приблизили славный день Победы русского народа над фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне, вложив в совершенный ими подвиг все, что имели, а очень часто – саму свою жизнь.

 

 

ВЕРБИЦКИЙ

МИХАИЛ КОНСТАНТИНОВИЧ

 

Михаил родился в 1917 году в поселке Уваровка Можайского района Московской области. До войны несколько лет жил в Москве, работал слесарем-инструментальщиком на одном из столичных заводов. В 1935 году был направлен в Ейское военно-морское авиационное училище. Окончив его, служил в авиации Краснознаменного Балтийского флота. Участвовал в войне с Финляндией. С первых дней Великой Отечественной – опять на фронте. Был задействован в героической обороне полуострова Ханко, воевал на Севере. Совершил 267 боевых вылетов. Звания Героя Советского Союза удостоен 22 января 1944 года. 4 марта того же года не вернулся с боевого задания…

Ранним январским утром 1943 года самолет Пе-3 поднялся с аэродрома и, не делая в целях маскировки традиционного круга, лег на боевой курс. На борту находились летчик капитан Михаил Вербицкий и штурман капитан Петр Селезнев. Перед экипажем стояла сложная задача – произвести воздушную разведку военно-морской базы противника, где были сосредоточены боевые корабли, все время угрожавшие союзным перевозкам грузов Северным морским путем. Погода, как это часто случается в Заполярье, была пасмурная. Небо затягивала густая облачность, над Баренцевым морем висела серая дымка, скрадывавшая горизонт.

Вербицкий знал, что в последние дни самолеты союзников дважды пытались пробиться к фиорду (узкий, извилистый и глубоко врезавшийся в сушу морской залив со скалистыми берегами, – примеч. ред.), чтобы выяснить обстановку на военно-морской базе противника. Но их попытки оказались неудачными: вражеская авиация и зенитные средства, расположенные на побережье Баренцева моря, каждый раз преграждали им путь.

Теперь воздушную разведку фиорда предстояло произвести советскому экипажу. Вербицкий и Селезнев тщательно готовились к этому полету. Много внимания уделяли изучению системы противовоздушной обороны противника, района действий и самой цели. Были детально рассмотрены различные варианты выхода к базе, учтены погодные условия. На полетной карте протянулась четкая линия от аэродрома Ваенга-1 до фиорда.

Как было заранее предусмотрено, Михаил Вербицкий вел Пе-3 бреющим полетом над Баренцевым морем, затем, изменив курс, стал набирать высоту. Вскоре самолет, прижавшись к нижней кромке сплошной облачности, пересек линию побережья. Неожиданно радиостанция Ваенги-1 передала, что гитлеровцы наводят на Пе-3 свои истребители. «Только этого не хватало!» – пронеслась у летчика мысль.

– Сейчас укроемся от «мессеров» за облаками! Надень кислородную маску! – сказал он Селезневу по переговорному устройству.

 

 

Об аэродроме, с которого взлетели вражеские истребители, в части ничего известно не было. Скорее всего, гитлеровцы построили его совсем недавно, иначе наша разведка знала бы о нем. Вербицкий быстро ушел в облачность, изменил курс, и фашисты, видимо, его потеряли. И в этом смелом маневре проявилась высокая летная выучка авиатора. Он был мастером пилотирования в облачности.

Первый опыт в этом деле герой приобрел еще на Балтике, где ему также приходилось летать в трудных метеорологических условиях. Внезапное появление над фиордом неизвестного самолета, который все время нырял в облаках, не давая возможности определить его принадлежность, очевидно, вызвало у гитлеровцев недоумение и растерянность. С береговых постов немцы стали лихорадочно запрашивать световыми сигналами, чей самолет находится в воздухе. Дело для разведчиков принимало опасный оборот, но в этой сложной обстановке Вербицкий снова проявил находчивость: он стал отвечать на световые сигналы включением и выключением посадочной фары, что в конец запутало противника.

Когда фашисты все-таки определили, что в воздухе находится советский самолет, то открыли по нему ураганный зенитный огонь. Возле Пе-3 заклубились разрывы снарядов. В кабину проник едкий запах дыма, стало тяжело дышать. А зенитный смерч не стихал. Светящиеся трассы готовы были скреститься на самолете, но Михаил умело уходил из-под ударов.

– Ничего, все равно прорвемся к вашим кораблям! – крикнул он, начиная снижаться.

Внезапно внизу между высокими, отвесными скалами, запорошенными снегом, мелькнула темно-синяя водная гладь незамерзающего фиорда. Вот она, цель, к которой с таким упорством, рискуя жизнью, пробивались разведчики! У пирса и на рейде находилось большое количество военных кораблей. Среди них выделялась громадина линкора «Тирпиц», который уже делал вылазки на коммуникации северной Атлантики. Рядом стояли тяжелые крейсеры «Лютцов», «Адмирал Хиппер», несколько эсминцев и других судов.

Несмотря на усилившийся зенитный огонь, Селезнев непрерывно фотографировал вражескую эскадру. Затем он дал условный знак, что закончил фотосъемку, и Вербицкий, мастерски маневрируя по высоте и горизонту, вывел самолет из опасной зоны. Прошло некоторое время, и под крылом Пе-3, словно нержавеющая сталь, засверкали волны Баренцева моря. До Ваенги-1 уже было недалеко, как говорится, рукой подать. Летчик с тревогой прислушивался к шуму моторов: знал, что горючее на исходе. Дотянув до Кольского залива, Вербицкий сразу же направил Пе-3 кратчайшим путем к аэродрому. И едва самолет коснулся посадочной полосы, как моторы, чихнув несколько раз, остановились: кончилось топливо. Подбежавшие механики, осмотрев машину, насчитали на ней более десятка осколочных пробоин.

В ватной куртке с цигейковым воротником, в меховых унтах, усталый, но довольный полетом и удачной посадкой Михаил вылез из кабины, стер ладонью пот с лица, улыбнулся и, спрыгнув на землю, пошел докладывать об успешном выполнении боевого задания. Кассеты с пленкой были срочно доставлены по назначению. Результаты полета получили высокую оценку. Начальник штаба ВВС Северного флота полковник Преображенский объявил экипажу благодарность.

Данные воздушной разведки фиорда немедленно сообщили вышестоящему командованию и военно-морской миссии союзников, находившейся при штабе Северного флота. Вскоре ценные сведения о вражеской эскадре, базирующейся в фиорде, приняли по радио все корабли и конвои, следовавшие в порты Советского Союза.

 

Подготовил
Евгений ПОЛЕВОЙ

 

По материалам интернет-СМИ


Продолжение см. в след. номере

 

 


 

Казачий словарь-справочник

 

Продолжение. Начало см. в № 1 (1).

 

СИБИРСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС – закрытое учебное заведение с полувоенным внутренним строем. Основан 1 мая 1813 года как Войсковое казачье училище; в 1826 году переименован в Училище сибирских линейных войск, а с 1848 года – в Сибирский кадетский корпус.

В дальнейшем Сибирский кадетский корпус переименовывался еще три раза: в 1866 году – в Сибирскую военную гимназию, в 1882 году – в Омский кадетский корпус и, наконец, в 1913 году – в Первый сибирский Императора Александра I кадетский корпус. Перемены в наименованиях не изменяли военный характер школы, а программа обучения с 1866 года была приравнена к другим средне-учебным заведениям.

После революции 1917 года и гражданской войны Сибирский кадетский корпус в 1920 году был вывезен в Китай и существовал там еще несколько лет.

СИБИРЬ – северная часть Азии, ок. 14 млн. кв. км; принадлежит России и по природным богатствам во многом превышает ее европейскую часть: необозримые вековые леса, рыбные реки, тучные черноземы, золото, серебро, железо, медь, свинец, олово, нефть, уран, каменный уголь, графит, нефрит, сера, торф, драгоценные камни и другие ископаемые. Основные жители – тюрки, монголы, угро-финны – к концу XIX века еще составляли больше 50% населения, но со временем стали все более уступать место наплыву славянских переселенцев.

До конца XVI века местные народы пользовались самостоятельностью под властью своих ханов, князей и племенных вождей; в 1582 году западная окраина по рекам Иртышу и Тоболу была завоевана небольшим казачьим отрядом Ермака Тимофеевича Чигина, который передал владение этими землями русскому Царю Иоанну Грозному. С этого времени началось непрерывное продвижение русских к азиатским берегам Северного Ледовитого океана и в глубину азиатского материка; в 1643 году оно завершилось выходом казаков к Охотскому морю и к берегам реки Амур. В служебном рвении и по кочевым свойствам характера эти казаки-землепроходцы, воины московских Царей, неутомимо двигались вперед и тем в значительной степени способствовали завоеванию и освоению неизмеримых просторов Сибири. Из них же составились первоначальные кадры выносливых сибирских войск, после пополненных добровольным или принудительным переселением части казаков европейских.
При Царях далекие окраины Сибири служили местом ссылки уголовных и политических преступников на каторжные работы и на поселение. Поэтому в глазах населения Империи ее название всегда связывалось со страхом сурового наказания. При советской власти Сибирь оставалась массовым местом ссылки. Повсюду были устроены лагеря принудительных работ, гиблые и для уголовников, и для многих воображаемых «врагов народа».

.

Продолжение следует.

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник