ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Новая Скрижаль,

или Объяснение о Церкви, о Литургии
и о всех службах и утварях церковных

 

 

 

 

Продолжение. Начало см. в № 10 (82)

 

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ:
О СЛУЖБАХ, ПОЛОЖЕННЫХ
В СВЯЩЕННИЧЕСКОМ СЛУЖЕБНИКЕ, И О ПОСТАХ

 

ГЛАВА VII:
БОЖЕСТВЕННАЯ СЛУЖБА,

ИЛИ ЛИТУРГИЯ СВЯТОГО

ИОАННА ЗЛАТОУСТОГО

 

 

§ 85

«ВСЕГДА, НЫНЕ И ПРИСНО»

 

Слова «Всегда, ныне и присно» и проч., хотя составляют конец того возглашения, которое перед тем священник, «зря также на люди, глаголал тайно», т. е. «Благословен Бог наш», но заключают в себе и таинственный смысл. Диакон, ничего не говоря, внушал народу, чтобы он всегда с твердою верою взирал и уповал на вознесшегося Христа; то же самое подтверждает теперь и священник словами «Всегда, ныне и присно, и во веки веков»; т. е. Сей, вознесыйся от вас на Небо, «всегда, ныне и присно» (неразлучно или непрестанно), не только в настоящем Вознесении, но и до скончания века, не только при будущем Втором пришествии, но и «во веки веков» пребудет с вами, утешит вас, скорбных и печальных, и вознаградит вас за труды воздаянием вечным. Сими последними словами и действиями, т. е. перенесением дискоса и Тела Христова и Крови в Чаше со святой трапезы во святое предложение совершенно изображается Господне Вознесение от земли на Небо.

 

ПРЕСТОЛ ЕСТЬ ГОРА ЕЛЕОНСКАЯ;
ПРЕДЛОЖЕНИЕ ОЗНАЧАЕТ СЕДЕНИЕ
ИИСУСА ХРИСТА ОДЕСНУЮ ОТЦА

 

Тогда святая и священная трапеза, т. е. святой престол, имеет значение горы Елеонской, откуда Христос вознесся; а предложение означает как бы седение Иисуса Христа одесную Отца на Небесах.

Святитель Герман говорит: «Поставление Святых Даров на святую трапезу означает постланную горницу; после того она изображает вознесение на Крест, потом – Гроб и наконец – Вознесение». И в другом месте: «Отнесение оставшихся Божественных останков (Святых Даров) знаменует Вознесение Господа нашего».

 

КАЖДЕНИЕ ПЕРЕД
ПЕРЕНЕСЕНИЕМ ДАРОВ

 

Последнее каждение, бывающее при сем действии, по словам того же святителя Германа, означает благодать Святаго Духа, дарованную апостолам по Воскресении Христовом через дуновение.

 

§ 86

БЛАГОДАРЕНИЕ
ПОСЛЕ ПРИЧАЩЕНИЯ

 

«Да исполнятся уста наша…» За причащение Святых Таин через эту песнь приносится благодарение Самому Богу как выражение благодарности за все даруемые нам от Него блага.

О настоящем благодарении святой Иустин в «Апологии» говорит так: «Иерей воссылает хвалу и славу Отцу всех о имени Сына и Святаго Духа, произносит пространное благодарение за удостоение нас Святых Даров».

Святой Августин (в 59-м послании) пишет: «По совершении сего и по причащении столь великого Таинства на конце приносится благодарение».

На конце сей благодарственной песни через «Аллилуиа» прославляются два пришествия Христова: Первое, совершившееся на земле в Таинстве Причащения, а Второе – ожидаемое, имеющее быть в последний день Суда. Это означали и все действия, совершавшиеся доселе.

 

§ 87

«ПРОСТИ ПРИИМШЕ…»

 

«Прости приимше...» «Прости», т. е. как святой Герман пишет, «причастившись, станем правою мыслию с добрыми делами, да возблагодарим достойно Того, Кто удостоил нас вкусить Божественных Таин и Кто водворится с нами в будущей жизни».

 

§ 88

ПО ОКОНЧАНИИ ЛИТУРГИИ
ЛЮДЯМ ДАЕТСЯ ДОЗВОЛЕНИЕ
ВЫХОДИТЬ ИЗ ЦЕРКВИ

 

«С миром изыдем». В девятом Апостольском правиле сказано: «Да отлучени будут не пребывающии в церкви до последния молитвы, ни причащающиеся».

Во втором правиле Антиохийского Собора пишется: «Иже в церковь ходя и послушая Святых Писаний, и потом небрегий, и исходя вон, и отвращаяся Причащения, да будет отриновен».

Когда таким образом подтверждено древними правилами святейших Соборов и принято в благочестивый обычай, чтобы верные оставляли церковное собрание не прежде окончания и полного совершения службы, то через слова «С миром изыдем» означается то время, в которое служба приходит к окончанию и в которое дозволяется всем выходить из церкви.

Слова «с миром изыдем» взяты из писания святого Климента, который в «Постановлениях апостольских» (книга 8) сказал: «С миром изыдите»; или, лучше сказать, они взяты из слов Самого Христа, Который, совершив Тайную вечерю и воздав хвалу, дал ученикам такое же позволение выйти, сказав им: Востаните, идем отсюду (Ин. 14, 31).

 

§ 89

ЛЮДИ ПЕРЕД ИСХОЖДЕНИЕМ
БЛАГОСЛОВЛЯЮТСЯ МОЛИТВОЙ ИЕРЕЯ

 

«Молитва заамвонная». Хотя люди отпущены священником и могут выходить из церкви, но священника своего не отпускают, пока он не благословит их, подобно Христу, восходившему на Небеса и благословившему учеников Своих. Для чтения сей молитвы священник выходит из алтаря и, став перед амвоном посреди народа, читает ее, дабы удобнее все могли слышать.

Святитель Герман пишет: «Заамвонная молитва есть как бы печать всех прошений и благочинно составлена, как прилично главным и важнейшим прошениям».

 

§ 90

НЕПРИЧАСТИВШИМСЯ
ДАЕТСЯ АНТИДОР

 

«Дает людям антидор». Антидор есть часть той просфоры, из которой взята была часть Святого Агнца. Сей антидор иначе называется «агиасма», «святыня» (о сем см. в 4 ч., гл. 9, § 7; гл. 24, § 82). Антидор дается главным образом тем, которые не приготовили себя к причащению.

Святитель Симеон Солунский (в гл. 356) пишет: «Мы идем для принятия телесной пищи, но и это не бывает без освящения, потому что сначала принимаем освященную пищу, ибо при чтении: „Благословлю Господа“ раздается антидор и бывает отпуст». В гл. 101, о храме, он же пишет: «Архиерей образует, как мы сказали, Христа, Которого он приносил в жертву, причастился сам и преподал для причащения священникам: но святыни необходимо причаститься и народу, и вот она-то незримо и преподается верным через молитву и страшное священнодействие. Но так как им, облеченным плотию, необходимо принять освящение в виде чего-нибудь чувственного, то это и делается через антидор. Это есть хлеб, освященный в предложении, из которого изъята средина и который освящен молитвами. Этот хлеб, назнаменованный копием и над которым произнесены Божественные глаголы, преподается вместо страшных Таинств непричастившимся». И (в гл. 100) он же говорит: «Антидор прилично так называется, ибо хлеб сей освящен и назнаменуем был копием, и над ним произносились священные глаголы, хотя принимающие его не причащаются Тела Христова, ибо Таинственный Хлеб – тот. А этот хлеб преподает только освящение и сподобляет Божественного дара, т. к. в предложении произносились над ним священные слова».

 


Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)


Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.

 

Продолжение следует

 

 

ОПРОС ||
«Да единомыслием исповемы…»

    


     1. Согласны ли Вы, что замечания ближним в храме нужно делать со смирением и любовью?
     да – 100%

 

     2. Знаете ли Вы, что кроткое восприятие укора дарует человеку Божию милость?
     да – 100%

 

     3. Задумывались ли Вы над тем, что соблюдение церковного Устава укрепляет единство верующих?
     да – 69%; нет – 31%

 

     4. Согласны ли Вы, что модернисты, высокомерно пренебрегающие канонами, уподобляются фарисеям?
     да – 100%

 

 

   

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
 
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник