ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ПАСТЫРЬ ДОБРЫЙ УЧЕНИЕ ЦЕРКВИ СТРАНИЦА 8
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Духовно-нравственный облик архиерея

 

 

 

Окончание. Начало см. в № 17 (137)

 

Мы завершаем публикацию избранных глав из курсовой работы приснопамятного митрополита Санкт- Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) (1927–1995) на тему духовно-нравственного облика русских архиереев XI–XVI веков, написанной им в Ленинградской духовной академии. Труд ценен как актуальностью поднятого вопроса, так и серьезностью подхода к нему автора, глубоко осознававшего высоту архипастырской миссии быть «солью земли» (см.: Мф. 5, 13).

 

 

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ
ОБЛИК ЕПИСКОПА В СВЕТЕ
УЧЕНИЯ АПОСТОЛОВ И СВЯТИТЕЛЕЙ

 

Д. УЧЕНИЕ СВЯТИТЕЛЯ
ИОАННА ЗЛАТОУСТА

 

Впрочем, от епископа в учительстве не требуется внешнее красноречие, которое заключается в красивых выражениях и оборотах, но требуется, чтобы он верно разумевал догматы веры. «Если бы я требовал [от пастырей], – говорит Златоуст, – изящества речи Исократа, силы Демосфена, важности Фукидида и высоты Платона, <...> но теперь я оставляю все это и изысканные внешние украшения, и не думаю ни о выражении, ни о произношении речи. Пусть ктонибудь будет скуден в словах и состав речи его прост и неискусен, только пусть он не будет невеждою в познании и верном разумении догматов» (Творения св. Иоанна Златоуста. СПб., 1895. Т. 1. С. 449).

Последнее особенно важно для епископа в тех обстоятельствах, когда возникают споры о догматах, в которых гораздо важнее знание, чем подвиги благочестия.

«Когда возникает спор о догматах, – говорит святой Иоанн Златоуст, – и все будут бороться на основании одних и тех же Писаний, тогда какую силу может оказать жизнь? Какая польза от многих подвигов, когда ктонибудь после этих подвигов по великой неопытности своей впадает в ересь и отделится от тела Церкви? <...> Какая ему польза от терпения? Никакой; равно как [нет пользы] и от здравой веры при развращенной жизни. Поэтому тот, кто поставлен учить других, должен быть опытнее всех в таких спорах» (Там же. С. 452).

В деле проповедания слова Божия епископ должен заботиться главным образом о спасении ближних, а не о похвале со стороны пасомых. Причем в достижении лучших результатов в этой области ему необходимо прилагать старание, т. е. трудиться над составлением проповедей, а не надеяться на одно дарование. В противном же случае он или ухудшит проповедническое слово и подвергнет себя порицанию и укорению со стороны пасомых, или же совершенно потеряет эту способность.

«Принявший на себя подвиг учительства, – говорит святитель, – должен не внимать похвалам посторонних людей и не ослабевать своею душою без них; но составляя поучения так, чтобы угодить Богу (ибо это должно быть у него правилом и единственною целью тщательнейшего составления поучений, а не рукоплескания и похвалы), если будет хвалим людьми, пусть не отвергает похвал, если же не получает их от слушателей, пусть не ищет и не сетует; потому что для него достаточное и наилучшее утешение в трудах есть то, если он может сознавать в самом себе, что он составлял и направлял свои поучения на благоугождение Богу» (Там же. С. 457).

Епископу необходимо развивать способности проповедничества, даже если бы он и хорошо владел словом, иначе он их потеряет.

«Кто владеет великою силою слова, – говорит Златоуст, – даже и тот не бывает свободен от непрестанных трудов. Т. к. сила слова не дается природою, но приобретается образованием, то хотя бы кто довел ее до высшего совершенства, и тогда он может потерять ее, если постоянным усердием и упражнением не будет развивать этой силы. Таким образом, образованнейшие должны более трудиться, нежели менее образованные» (Там же. С. 455).

Встречаясь с несправедливыми обвинениями со стороны завистников слова, епископ не должен ни чрезмерно опасаться и бояться, ни совершенно пренебрегать ими.

«Ничто так не увеличивает славы худой и доброй, – говорит Златоуст, – как нерассудительный народ, <...> он повторяет без разбора все приключившееся, нисколько не заботясь об истине. Посему не должно пренебрегать народом, но возникающие худые подозрения тотчас истреблять <...>. Если же <...> обвинители не захотят вразумиться, тогда отнестись к ним с презрением» (Там же. С. 454–455).

Кроме всего этого, епископ должен отличаться и строгим целомудрием. Ему необходимо настолько очистить свои чувства, чтобы ничто греховное не могло увлечь его, чтобы «не прельщало его ни благообразие лица, ни приятность телодвижений и стройность походки, ни нежность голоса и ничто другое» (Там же. С. 460).

Наконец, епископ должен иметь душу чище самих солнечных лучей, чтобы никогда не оставлял его без Себя Дух Святый и чтобы он мог сказать: Живу же не ктому аз, но живет во мне Христос (Гал. 2, 20). Другими словами, он должен быть, по Апостолу, преподобен.

Таков духовнонравственный облик епископа по изображению великого Отца Церкви святого Иоанна Златоуста.

Епископ всем своим существом любит Христа и Его Церковь. Эта любовь выражается в том, что он в личной жизни путем непрестанной борьбы со страстьми и похотьми достигает отсечения греховных навыков, а вместо них насаждает в душе добродетели. Он непрестанно духовно бодрствует, не допускает в душу ничего греховного. Чувства свои он настолько очищает, что никакие мирские прелести не увлекают его. Епископ всецело покоряет плоть духу. В отношении своей паствы он проникается глубокою любовью, так что может с апостолом Павлом даже желать быть отлученным от Христа, только бы спасти паству.

В руководстве верными епископ полон многоопытности духовной: он хорошо знает состояние каждого из вверенных ему пасомых; понимает, когда кому что требуется для врачевания души. Он мудро избирает средства, которыми человек достигает исцеления греховных ран.

По отношению к заблудшим епископ мужается и крепится, с терпением убеждает их, но не совершает насилия и ожидает того времени, когда уклонившиеся от истины сами пожелают возвратиться к правой вере.

В избрании кандидатов в сан священника он руководствуется исключительно общей пользой Церкви, а не своей или людской. Епископ чужд самоугодия и человекоугодия.

Он благоразумно, терпеливо и безкорыстно заботится о вдовицах, девственницах и вообще каждом члене своей паствы. Для всех он является отцом, полагающим душу свою за своих детей.

В церковном судоправстве епископ справедлив, он так ведет дело, что его решение всех удовлетворяет и всех утешает.

Епископ – муж учительный. Он обладает даром слова: правильно понимает догматы веры и умеет в любое время защитить правоту своего учения. Правым догматам он учит и своих пасомых, чтобы они не только по жизни, но и по исповеданию догматов были православными.
Как главный священнодействующий, епископ во время Божественной службы хранит себя от нечистоты телесной и духовной.

Епископ, наконец, настолько чист душою, что в его сердце живет Христос; он есть преподобен.

 

+   +   +

 

Итак, в идеале духовнонравственный облик епископа представлен в самых лучших и светлых чертах. Это вполне понятно, ибо кто имеет большое значение в Церкви, тот и должен больше, чем ктолибо, оправдывать это значение. Однако идеал остается идеалом, которого можно только желать. Гораздо важнее и действеннее имеет значение идеал, осуществленный в личной жизни епископа.

 

 

Подготовил Виктор ЗАРЕЧНЫЙ

 

 

     Уважаемые читатели! Рады сообщить вам, что нашу газету можно приобрести в Москве по следующим адресам:
    1. Черниговский пер., д. 9/13, стр. 2, Международный фонд славянской письменности и культуры, магазин «Кириллица» (м. «Третьяковская»);
    2. Ул. Шкулева, д. 17 А, «Казачья лавка» (м. «Волжская»).
    
В Санкт-Петербурге по адресу: Каменноостровский просп., д. 10, литера Б, корп. 2, лавка «Слово» (м. «Горьковская»).

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник