ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
СТОЯНИЕ В ИСТИНЕ СОБЫТИЯ И КОММЕНТАРИИ СТРАНИЦА 3
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Поминать или не поминать
Патриарха Кирилла?

 

 

 

В предыдущем номере «ПК» мы публиковали письмо иеромонаха Филофея (Сергиева) священнику Иоанну, просившему автора высказаться о встрече Патриарха Кирилла с папой римским и возможности прервать евхаристическое общение с Предстоятелем, проповедующим ересь экуменизма. Несмотря на исчерпывающий ответ, поднятая тема оказалась настолько актуальной, что переписка батюшек продолжилась. Получив второе письмо священника Иоанна, отец Филофей написал на него еще один ответ, поясняющий детали того же вопроса.

 

Христос посреде нас, возлюбленный о Господе отец Иоанн!

Получил твое письмо по поводу смуты, возникшей после апостасийной встречи Патриарха Кирилла и т. н. папы римского Франциска (не знаю его настоящего имени, а ни монахом, ни тем более епископом его не считаю).

Ты пишешь, что некоторые ревнители Православия перестали поминать Патриарха. Мне очень горестно слышать об этом. Как же хитро действует лукавый враг: одних склоняет в ересь, а других побуждает разрывать расколом нешвенный хитон Христов!

Горе нам, грешным! И насколько необходима осторожность в принятии решений! Ибо мы в ответе не только за себя, но и за вверенные нам Господом души.

Ты пишешь, что переставшие поминать обратились к следующим практикам непоминовения:

1. Возносится прошение о Патриархе без упоминания его имени;

2. Вместо поминания Патриарха возносится прошение «о всяком епископстве православных» – так и на ектениях, и на Великом Входе.

Где у Святых Отцов встречаем такие практики? – Нигде. Напротив, Отцы постановили: «Аще который пресвитер или диакон, по некоторым обвинениям, зазрев своего епископа, прежде Соборного исследования и рассмотрения, и совершенного осуждения его, дерзнет отступити от общения с ним, и не будет возносити ИМЯ его в священных молитвах на Литургиях, по церковному Преданию: таковый да подвергнется извержению, и да лишится всякия священническия чести» (13-е правило Двукратного Собора).

Указанные практики непоминовения также являются нововведением, как и всякое обновленчество. А новшества чужды духу Православия. И неважно, что изобрел их кто-то из афонитов. Даже если бы это был и Ангел с Неба – мы не примем такие практики.

Ты говоришь, что непоминающие утверждают, будто они остаются в Православной Церкви, не присоединяются к другой юрисдикции и не создают свой параллельный синод, а ожидают Православного Собора, на котором будет решен вопрос о Патриархе или епископе, впавшем в ересь. Мы тоже ожидаем Православного Собора, который предаст еретиков анафеме. Потому что только Собор епископов имеет от Господа благодать вершить суд над епископами и Патриархами: «Ибо поставленный в чине пресвитера и восхищающий себе суд, митрополитам предоставленный, и прежде суда сам собою осуждати своего отца и епископа усиливающийся, не достоин ни чести, ниже наименования пресвитера» (13-е правило Двукратного Собора).

Потому, дорогой отец Иоанн, мы возносим на Литургии имя Патриарха по послушанию Матери-Церкви, самовольно не осуждая его, но и не принимая экуменическую ересь. Мы призываем паству не посещать те храмы, где открыто проповедуется ересь экуменизма, а стараться ходить к тем священникам, которые против этого заблуждения.

Теперь, друг мой, посмотри на тех, кто перестал поминать Патриарха. Что их ожидает? Или они точно знают, когда состоится антиэкуменический Поместный Собор?

Думаю, что не знают. Как не знали этого и святогорские монахи, прекратившие поминать Константинопольского Патриарха Афинагора в 1965 году за «снятие анафем» с латинян. Но в 1972 году после смерти Афинагора они снова стали возносить имя следующего Патриарха, Димитрия, на Литургиях. Однако Димитрий проповедовал экуменическую ересь не менее, чем его предшественник. Абсолютно ясно, что святогорцы осознали неправоту своего поступка. Следовательно, считать их практику непоминовения примером для подражания – весьма неразумно.

Сердце мое скорбит, когда представляю хоть на миг, что может ожидать сегодняшних непоминающих. Если пройдет лет 50, то их священники все умрут, и собрание это станет безпоповским расколом, т. к. у них нет епископов. Либо же последователи их начнут принимать рукоположения от поминающих епископов, находя различные компромиссы. Подобное было уже в истории Церкви.

Дай Бог, чтобы ревностные пастыри опомнились и отвергли врага спасения, толкающего их на путь погибели под маской святой ревности.

Повторюсь: Церковь не может быть без епископа. 39-е Апостольское правило говорит: «Пресвитеры и диаконы, без воли епископа, ничего да не совершают. Ибо ему вверены людие Господни, и он воздаст ответ о душах их».

Передай непоминающим: мнение о том, что нужно найти другого епископа и поминать – не есть «ошибочное и ничем не обоснованное личное мнение». Это каноническое установление Православной Церкви. Служить Литургию без воли епископа нельзя. 13-е правило Четвертого Вселенского Собора повелевает: «Клирикам чужим и незнаемым в другом граде, без представительной грамоты собственного их епископа, отнюдь нигде не служить».

В Церкви нет и не может быть личного или, как сейчас принято говорить, частного мнения (теологумена). Мы признаем лишь Учение возлюбленного Господа нашего Иисуса Христа, которое всесовершенно и неизменно.

Что же касается поминовения находящегося в затворе Патриарха Иринея, то об этом уже говорилось, что таким образом появится вторая Иерусалимская Патриархия, т. е. юрисдикция, не признанная Поместными Церквами. А это уже раскол.

Экуменисты – скорее всего, люди заблудшие, не имеющие веры во Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь. Они увлечены «спасением мира», «спасением Церкви». А эта бесовская прелесть – «спасать» всех и вся – толкает их к богоотступничеству.

Они заражены безумной идеей «соединить Церковь». Но разве Церковь разделилась? От нее только отпадали еретики и раскольники. И единственный путь в нее – это не лукавое «соединение», а православное Крещение. Господь наш Иисус Христос сказал, что врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18). Поэтому надо спасаться самому, а не «спасать Церковь», если, конечно, верим обетованиям Божиим.

Так бывает и с теми, кто уходит в раскол. Они думают, что своим поступком «спасают Церковь». Но нуждается ли Церковь в «спасении»? Увы им – нет. Она свята и непорочна. Не будем считать, как некогда святой пророк Илия, который думал, что он остался один из не предавших Господа. Но Бог открыл ему, что есть еще семь тысяч верных, не поклонившихся Ваалу (см.: 3 Цар. 19, 4).

А посему пусть ревность наша будет прежде всего о спасении собственной души. Это означает не поклоняться идолу ереси и не следовать пути раскольников.

Так что, как говорил преподобный Серафим Саровский, «спасайся сам, и вокруг тебя тысячи спасутся».

 

С любовию о Христе,
многогрешный и.м. ФИЛОФЕЙ

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник