АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ | НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ | СТРАНИЦА 9 |
Продолжение. Начало см. в № 10 (82)
ЧАСТЬ ВТОРАЯ:
О СЛУЖБАХ, ПОЛОЖЕННЫХ
В СВЯЩЕННИЧЕСКОМ
СЛУЖЕБНИКЕ, И О ПОСТАХ
ГЛАВА VII:
БОЖЕСТВЕННАЯ СЛУЖБА,
ИЛИ ЛИТУРГИЯ СВЯТОГО
ИОАННА ЗЛАТОУСТОГО
§ 53
СВЯТЫЕ ДАРЫ ОСВЯЩАЮТСЯ
ЧЕРЕЗ ЗНАМЕНИЕ КРЕСТА
Священник, по примеру Христову, перед освящением Святых Даров благословляет оные, ибо Христос, взяв хлеб, благословил его и преломил. Хотя благословение Христово было не знамение Креста, но Церковь не научилась и не привыкла освящать что-либо без крестного знамения. Святитель Августин в 118 трактате на Иоанна говорит: «Если нет крестного знамения – на челе ли верующего, на воде ли, которою возрождаемся, или мире, которым помазуемся, на Таинстве, которым питаемся, – то ничто не может законно совершиться». Об этом смотри другие доказательства в 1 ч., гл. 11, § 16.
Здесь как крестное знамение, которым освящаются Святые Дары, так и другие действия, совершаемые прежде и после упоминаемых в Евангелии, имеют начало в древнем Апостольском Предании. Святитель Василий Великий (в гл. 27, о Святом Духе к Амфилохию) пишет: «Слова призывания при преломлении хлеба в Евхаристии и чаши благословения кто из святых оставил нам письменно? Ибо мы не довольствуемся теми словами, которые Апостол и Евангелие упоминают, но иные прежде, а иные после произносим, яко великую силу имеющие, прияв их от неписанного учения».
ПРЕСТОЛ ЕСТЬ
ГОРНИЦА СИОНСКАЯ
С самого того времени, как началось освящение Святых Даров, даже до момента причащения, святая трапеза или престол означает горницу, где Христос совершил Тайную Вечерю. Святой Герман поясняет: «Когда Святые Дары поставятся на святую трапезу, тогда она означает горницу».
§ 54
СВЯТЫЕ ДАРЫ
ОСВЯЩАЮТСЯ СОВЕРШЕННО
«И сотвори убо хлеб сей – Честное Тело Христа Твоего, а еже в чаши сей – Честную Кровь Христа Твоего, преложив Духом Твоим Святым», – этими словами освящаются и пресуществляются Святые Дары, делаются совершенно таинственными и суть уже не хлеб и вино, но истинное Тело и Кровь Христовы. Ибо, хотя и прежде произносились слова Христовы: «Приимите, ядите…» и «Пийте от нея вси…», но они произносились повествовательно, чтобы указать нам на то, что соделал Спаситель, и способствовали к преложению Даров. Но уже после молитвы и благословения иерея Дары действием Святаго Духа прелагаются в истинное Тело и Кровь Владыки.
Святитель Василий Великий в своей Литургии перед сим освящением написал: «И предложше вместообразная Святаго Тела Твоего, Тебе молимся, и Тебе призываем, Святе святых, благоволением Твоея благости, приити Духу Твоему Святому на ны и на предлежащия Дары сия, благословити я, и освятити, и показати...» Следовательно, немного прежде Святые Дары назывались вместообразными, но по освящении называются и почитаются Телом Господним и Кровию Христовою. Святой Иоанн Дамаскин (в кн. 4, гл. 13) пишет: «Если некоторые и назвали хлеб и вино вместообразными Тела и Крови Господни, как сказал богоносный Василий, но так они названы не по освящении; это имя дано просфорам или приношению прежде освящения».
Яснее это действие описывает блаженный Нил, первый ученик святителя Иоанна Златоустого, в Послании своем к Филиппу Схоластику: «Касательно Божественных Таин знай, что прежде молитвы иерея и сошествия Святаго Духа они бывают простым хлебом и обыкновенным вином. После же страшных призываний и сошествия Животворящего, поклоняемого и благого Духа, веруем и исповедуем Хлеб и Вино, положенные на святую трапезу, уже не простыми, но Телом и честною Кровию Христа, Бога всяческих». Ибо, ежели бы хлеб и вино преложились в Тело и Кровь Христову прежде призывания и действия Святаго Духа, то для чего бы теперь и молиться о сотворении хлеба честного самым Телом, и вина, еже в Чаше, честною Кровию Христа Его и о преложении оных? Преложение есть не что иное, как превращение одного существа в другое, одной вещи в другую. Как некогда Бог преложил для египтян воду в кровь, жезл Моисеев – в змия, и в Кане на браке – воду в вино; подобно тому и здесь хлеб и вино прелагаются в Тело и Кровь Христовы, и не во что-либо другое. Посему ясно, что слова: «Приимите, ядите…» и «Пийте…» – не совершают сего Таинства без сошествия святого дождя, т. е. без присутствия Святаго Духа и без осенения знамением честного Креста, подобно тому, как земля без дождя не дает никакого плода. Но здесь все вместе, т. е. и повествование о совершении Таинства Самим Христом, и слова, сказанные Им на Тайной Вечери, и молитва иерея со знамением Креста – совершают Таинство действием Святаго Духа.
§ 55
ПЛОДЫ ПРИЧАЩЕНИЯ
Плоды от причащения Святых Таин суть: трезвенность души, оставление грехов, принятие Святаго Духа, получение Царства Небесного, дерзновение к Богу, причащение не в суд и не в осуждение, – как все это и объясняется в молитве.
§ 56
ВОСПОМИНАЮТСЯ СВЯТЫЕ
По совершении священнодействия священник начинает приносить жертву о древних святых праотцах, пророках, апостолах, мучениках и о всех святых – не потому, что жертва сия служит пособием или ходатайством о них (ибо ходатайство за святых есть некоторым образом умаление мученичества и святости их), – но дабы через благодать, свыше приобретенную ими, она от их имени удобнее восходила к Богу. И священник является здесь не ходатаем за них и просит не о спасении их – напротив, иерей обращается к ним, как заступникам, поэтому и говорит: «Ихже молитвами посети нас, Боже».
Хотя святые ни в чем от нас не нуждаются, но мы поминаем их на Литургии по следующим причинам: во-первых, чтобы они ходатайствовали о нас к Богу; во-вторых, чтобы воздать им подобающую честь и славу; и, в-третьих, чтобы подражать им и по возможности приобщиться освящению их.
§ 57
«ИЗРЯДНО О ПРЕСВЯТЕЙ…»
Иерей, исчислив лики святых, предлагает великое и ближайшее к Богу ходатайство Пресвятой Девы и Богородицы, высшей всех тварей, дерзновеннейшей нашей Предстательницы, и не тайно, но громогласно произносит относящиеся к Ней слова, как в доказательство действительности этого ходатайства, так и в знак высочайшего благоволения нашего к Ней, как Царице всех святых, высшей и честнейшей самих Херувимов. Вот почему здесь и говорится «изрядно», т. е. преимущественно или более всех прочих святых. Святитель Симеон Солунский (в гл. 99) пишет: «После священнодействия воспоминаются все – т. к. получили этою жертвою спасение, воспоминаются святые – т. к. они спострадали Христу и ныне с Ним прославляются, а особенно – изрядно – воспоминается всесвятая и единая Богородица, ибо как тогда, так и теперь Она есть спасение всего мира, и мы все воспеваем Ее, надеясь спастись через Нее».
Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)
Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.
Продолжение следует
ОПРОС | || | «Огнь бо есть, недостойныя попаляяй» |
1. Задумывались ли Вы, почему сторонники реформации церковных устоев проповедуют частое причащение?
2. Известны ли Вам установленные Святыми Отцами правила подготовки ко Причастию?
3. Согласны ли Вы, что цель их отмены – приближение к практикам католической и протестантской лжецерквей?
4. Допустимо ли в деле подготовки ко Причастию уподобляться католикам и протестантам? |