ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ПАСТЫРЬ ДОБРЫЙ УЧЕНИЕ ЦЕРКВИ СТРАНИЦА 8
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Духовно-нравственный облик архиерея

 

 

 

Продолжение. Начало см. в № 17 (137)

 

Мы продолжаем публикацию избранных глав из курсовой работы приснопамятного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) (1927–1995), написанной им в Ленинградской духовной академии на тему духовно-нравственного облика русских архиереев XI–XVI веков. Труд ценен как актуальностью поднятого вопроса, так и серьезностью подхода к нему автора, глубоко осознававшего высоту архипастырской миссии быть «солью земли» (см.: Мф. 5, 13).

 

 

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ
ОБЛИК ЕПИСКОПА В СВЕТЕ
УЧЕНИЯ АПОСТОЛОВ И СВЯТИТЕЛЕЙ

 

Д. УЧЕНИЕ СВЯТИТЕЛЯ
ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА

 

Епископ должен не только знать и научать человека доброй жизни, но и учить его правым догматам веры. Последнее же требует от епископа умения достойным образом преподавать слово истины.

«Что же касается до самого разделения слова, – говорит святитель Григорий, – то ежели кто другой приступает к делу сему с дерзновением и почитает оное доступным для всякого ума, – я дивлюсь многоумию (чтобы не сказать: малоумию!) такого человека. Для меня кажется не простым и не малого духа требующим делом – каждому „даяти во время житомерие“ (Лк. 12, 42) слова и с рассуждением вести домостроительство истины наших догматов, т. е. нашего любомудрого учения о мирах или мире, о веществе, о душе, <...> о воплощении, страданиях и смерти Христовой, о Воскресении, о кончине мира, о Суде и воздаянии – и грозном, и славном; а что главное – о том, чему должно веровать, – о начальной, царственной и блаженной Троице» (Творения св. Григория Богослова. Т. 1. С. 36).

Умение преподавать слово истины должно заключаться в том, чтобы, с одной стороны, правильно, т. е. согласно учению Христову, выражать мысли о догматах веры и особенно о догмате Святой Троицы, а с другой – уметь подобрать такую форму речи как по содержанию, так и по произношению, чтобы она могла удовлетворить всех – малых и великих, ученых и простых и т. п.

«Поелику общее тело Церкви, – говорит святитель, – подобно одному сложному и разнородному живому существу, слагается из многих и различных нравов и умов, то Предстоятелю совершенно необходимо быть вместе как простым, относительно к правоте во всем, так, сколько можно более, многосторонним и разнообразным для приличного со всяким общения, а равно – способным к полезной со всяким беседе. Ибо одни, по способностям младенцы и <...> еще не окрепшие, требуют себе в пищу млека, т. е. самых простых и первоначальных уроков, и не могут принимать словесной пищи, приличной мужу <...>. Другие же, достаточно обучившие чувства к различению истинного и ложного, имеют нужду в премудрости, проповедуемой между совершенными (см.: 1 Кор. 2, 6), и в пище высшей и более твердой» (Там же. С. 40).

Принимая во внимание в деле учительства всякий возраст пасомых, епископ вместе с тем не должен допускать примешивания нечистого, что, конечно, лишало бы всякого значения слова, а самое главное – наносило бы большой ущерб истине, но должен преподавать учение во всей чистоте.

«Мы, – говорит святитель Григорий, – не способны корчемствовать словом истины и мешать вино с водою, т. е. учение, веселящее сердце человеческое, с учением пошлым, дешевым, влачимым по земле, пропадающим и текущим понапрасну, как делают многие» (Там же).

Всего этого может достигнуть епископ только в том случае, если будет сам хорошо научен всякой мудрости духовной. Если же он будет лишен этого, а между тем станет стремиться учить, то он уподобится дерзкому невежественному человеку.

«Брать на себя труд учить других,пишет святой, – пока сам еще не научился достаточно и, по пословице, на большом глиняном сосуде учиться делать горшки, т. е. над душами других упражняться в благочестии, <...> свойственно только людям крайне неразумным и дерзким, – неблагоразумным, если они не чувствуют своего невежества, дерзким – если, сознавая оное, отваживаются на дело» (Там же. С. 41). «Надобно прежде самому очиститься, потом уже очищать; умудриться, потом умудрять; стать светом, потом просвещать; приблизиться к Богу, потом приводить к Нему других; освятиться, потом освящать» (Там же. С. 50).

Епископу, ко всему сказанному, необходимо еще быть человеком во всех отношениях воздержанным. Другими словами, он должен умело вести внутреннюю борьбу со страстьми и похотьми, обучая свои чувства любомудрию, ум – богомыслию и волю – благожеланию, покоряя персть свою духу.

«Пока не препобеждена мною, по возможности, персть, – говорит Святой Отец, – пока не очищен ум, пока далеко не превосхожду других близостью к Богу, не безопасным признаю принять на себя попечение о душах и посредничество между Богом и человеками» (Там же. С. 56).

И, наконец, епископ, в большей или меньше мере, должен обладать богословским знанием и знанием Священного Писания, чтобы он мог во всякое время отразить нападения исконного врага рода человеческого – диавола и оградить паству свою от его действий.

«Кто опытно и умозрительно, – говорит святой Григорий Богослов, – не исследовал всех наименований и сил Христовых, как высочайших и первых, так и низших и последних, принадлежащих Христу по человечеству, <...> то ужели охотно и с радостию примет, чтобы поставили его во главу полноты Христовой? По крайней мере я не даю на сие приговора и совета» (Там же. С. 58–59).

Таким образом, облик архиерея у святого Григория Богослова представлен в самых замечательных чертах.

Епископ не только непорочен, но и преподобен. В добродетели он во много раз превосходит своих пасомых, подавая им во всем благой пример веры.

Епископ одарен величайшей способностью умело руководить человеческими душами. Он имеет большой запас знаний духовных, посредством которых правильно оценивает каждое душевное движение своих пасомых, определяет степень их стремлений и совершенств; учитывает состояние каждого и соответственно этому применяет духовные средства врачевания. Он – настоящий христианский психолог, он полон глубокой веры во Христа и ревности о спасении человека.

Епископ умело ведет внутреннюю борьбу в самом себе – покоряет плотские стремления духу и дает полный простор благим желаниям.
Он, наконец, прекрасно знает все христианское богословие, так что в любое время может высказать свое мнение в защиту Христовой веры, разгадать хитросплетения диавола и оградить свою паству со всех сторон от его действий.

 

Подготовил Виктор ЗАРЕЧНЫЙ

 

Продолжение следует

 

 

Дорогие отцы, братья и сестры! Газета «Православный Крест» – одно из немногих изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Редакционная политика «ПК» – освещать актуальные темы серьезно и глубоко, говорить всю правду. Наше издание стремится помочь верующим и ищущим истину людям. Там, где секулярные СМИ восхищаются «новизной» технологий и искусств, мы предупреждаем о связанных с ними рисках и, опираясь на слово Божие, стараемся подсказать, как избежать различных опасностей и соблазнов века сего.

«Православный Крест» – некоммерческая газета, существующая на средства жертвователей. Если Вы хотите, чтобы наш общий проект, наше общее дело, наш рупор веры Христовой не только сохранился, но и развивался дальше, то просим Вас оказать редакции посильную финансовую поддержку. Любая – даже самая малая – лепта будет принята с огромной благодарностью и молитвой о благотворителях.

Наши реквизиты: ИНН: 7717694098, к/c: 30101810700000000479, наименование банка: КБ «РИАЛ-КРЕДИТ» (ООО) в Отделении № 2 Московского ГТУ Банка России, p/c: 30101810145250000479, БИК: 044525479.

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник