ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Новая Скрижаль,

или Объяснение о Церкви, о Литургии
и о всех службах и утварях церковных

 

 


Облачение архиерея на Литургии

 

 

Продолжение. Начало см. в № 10 (82)

 

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ:
О СЛУЖБАХ, ПОЛОЖЕННЫХ
В СВЯЩЕННИЧЕСКОМ СЛУЖЕБНИКЕ, И О ПОСТАХ

 

ГЛАВА VII:
БОЖЕСТВЕННАЯ СЛУЖБА,

ИЛИ ЛИТУРГИЯ СВЯТОГО

ИОАННА ЗЛАТОУСТОГО

 

 

§ 5

ДВЕРИ ЦАРСКИЕ
ОТВЕРЗАЮТСЯ НА МАЛЫЙ ВХОД

 

Отверзаются двери дольные, т. е. нижние или внешние двери. Горние же или внутренние двери, т. е. катапетасма или завеса, открыты были прежде, как сказано было в сей же части (гл. 6, § 46). Дольние же двери, т. е. Царские врата, отверзаются здесь для малого входа – в знамение того, что Христос начинает проповедовать Евангелие и являет Себя миру.

 

§ 6

К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ
ПРИБАВЛЯЮТСЯ БЛАЖЕННЫ

 

Блаженны на Литургии прибавляются не к антифонам, но всегда к изобразительным, когда они положены; на это есть следующая причина (см. выше, § 4): святой Герман говорит, что в антифонах сначала поются псалмы древнего завета, а потом песни новой благодати, что и бывает в антифонах, поемых на Литургии; но как к изобразительным никаких особенных новозаветных песней не прилагается, то и положено вместо этих песней читать блаженны, которые взяты из Евангелия и описывают все те подвиги и дела пришедшего Христа, какие Он совершил и понес по вочеловечении, живя на земле между людьми.

Содержание этих блаженн состоит в том, что в них Сам Господь представляется Единым блаженным, истинно за нас обнищавшим, кротким, смиренным сердцем, Единым праведным, правды алчущим и жаждущим, милостивым, щедрым, чистым сердцем, святым, нескверным, миротворцем и мироначальником, миром, по естеству Сыном Божиим, правды ради истинно изгнанным, укоряемым, гонимым, несправедливо униженным, пострадавшим за нас, ради славы Отца Своего и нашего спасения, и имеющим неизреченную радость и веселие. Сверх того, блаженны свидетельствуют, что и подражающие этим добродетелям будут ублажены от Господа.

После блаженн, на часах, когда они поются без Литургии, трижды поется: «Помяни нас, Господи, во Царствии Твоем». Это богословие разбойника, сказанное им на кресте, и его молитва, которою он приобрел рай; а троекратно поется она в честь Троицы.

При конце блаженн всегда избираются из канона и читаются третья и шестая песни. Ибо прочие песни не так приличны Литургии, как третья и шестая. (Содержание всех девяти песней см. в этой же части, гл. 1, § 17). Третья песнь содержит молитву Анны Пророчицы, знаменующей неплодство прежней Церкви, а теперь явившейся плодоносящею; шестая же песнь – пророка Ионы, бывшего образом тридневного погребения и восстания Спасителя и вместе нашего. А т. к. в настоящее время на Литургии и совершается преимущественно воспоминание о неплодствовавшей прежде Церкви, а теперь начинающей процветать через пришествие Христово, а также о страдании, Воскресении и погребении Иисуса Христа, через которые Церковь процветает, – то эти две песни, т. е. третья и шестая, как изображающие то же таинство, и читаются преимущественно пред прочими, имеющими другое содержание. В великие же праздники Господни и Богородичные не только третья и шестая, но и прочие песни все сряду, одна после другой, читаются до отдания: потому что во всех песнях канона равно описывается существо праздника.

 

§ 7

МАЛЫЙ ВХОД

 

Христос жил не в одном только Иерусалиме и не в одном этом городе проповедовал Евангелие, но входил и в другие веси и грады, как Сам сказал: Идем в ближния веси и грады, да и тамо проповем, на сие бо изыдох (Мк. 1, 38). Для изображения сего священник, неся на руках святое Евангелие, выходит из алтаря и говорит: «Премудрость, прости». Это значит, что сие святое Евангелие есть истинная, правая и не ложная премудрость, не как мудрость эллинская, которая приводила людей к идолослужению. И мы, бывшие прежде в язычестве, с радостию принимаем святое Евангелие и поем: «Приидите, поклонимся…»

 

«АЛЛИЛУИА» ПО МАЛОМ ВХОДЕ

 

После сей песни на Литургии поется и «Аллилуиа» – в ознаменование того, что Христос самым делом начинает через проповедь являть Себя миру, ибо «Аллилуиа» означает пришествие Христово в мир, как показано в изъяснении утрени, в § 6, а святой Герман говорит, что «вход с Евангелием означает пришествие Сына Божия и явление Его в мир».

 

ЛАМПАДА ПО МАЛОМ ВХОДЕ

 

Во время этого входа пред Евангелием несется лампада, которая означает: 1) Иоанна Предтечу, о котором писано: Уготовах светильник помазанному Моему (Пс. 131, 17); 2) с Иоанном и других пророков, которые были до Христа и проповедовали Его пришествие; 3) показывает, что закон Божий, выносимый в Евангелии, есть светильник ногам нашим, ибо сказано: Ходите, дондеже свет имате и веруйте во свет, да сынове света будете (Ин. 12, 35–36).

 

АРХИЕРЕЙ ОБЛАЧАЕТСЯ
У ЗАПАДНЫХ ВРАТ

 

Все эти таинства означаются на Литургии, когда совершает ее священник. Но когда это священнодействие совершает архиерей, тогда являются и другие таинства. Тогда как священник пред начатием Литургии облачается в алтаре, как в месте превосходнейшем, – архиерей нисходит в последнюю часть храма и близ западных врат возлагает на себя все свои священные одеяния. Возложив одежды и находясь вне алтаря перед народом у западных врат, он представляет Христа, пришедшего в мир, дабы взыскать заблудшее в горах овча Свое, и оставившего на Небеси девяносто девять не заблудших, т. е. небесных ангелов. Когда же архиерей, предшествуемый диаконами и сопровождаемый священниками, на малом входе входит от западных врат с пением во алтарь, – тогда знаменует Воскресение из мертвых и Вознесение от земли Христа Господа Иисуса.

Святитель Симеон Солунский (в гл. 78) пишет: «Алтарь, где находится святое святых, образует то, что превыше Небес; священная трапеза – престол Божий, Восстание Христово и честный гроб; храм – Небо и вместе рай; а то, что находится на конце, т. е. собственно храм и притвор, означает землю и все, что на земле. Когда архиерей выходит к западным вратам облачаться, тогда образует воплотившегося Господа, нисшедшего со святыми ангелами на землю и даже до крайней глубины земли – до ада, низложившего князя тьмы и избавившего души, содержимые там от века. А потому и первый вход означает нисшествие Господа на землю, Его смерть, Восстание и Вознесение».

В главе же 46, о храме, он говорит: «Когда иерарх намерен священнодействовать, нисходит от престола, которому предстоит, на средину храма и этим означает нисхождение к нам Сына Божия. Одеваясь священными одеждами, он знаменует всесвятое Его воплощение; нисходя до врат храма к западу – Его явление и жизнь на земле, смерть и нисшествие во ад. Ибо это значит выходить к западу и нисходить до врат».

Иисус, явившись на земле, обрет овча Свое, взял его на рамена. В ознаменование сего архиерей налагает на свои плеча омофор свой. Святитель Симеон (в гл. 82) поясняет: «Наконец, спускающийся с плеч омофор означает воззвание и спасение заблудшего овчати, т. е. нас, людей, которых Он и зрак воспринял, служа, и в нем пострадав на Кресте, спас нас. А потому омофор делается из волны и имеет спереди, сзади и на персях четыре креста, означающие распятие Спасителя. Так украшенный, стоит архиерей и благословляет сослужащих».

 


Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)


Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.

Изд.17-е. СПб., 1908.

 

Продолжение следует

 

СТАТИСТИКА ||
Грех никогда не станет нормой

    

      Согласно данным опроса «Всероссийского центра изучения общественного мнения», половые отношения до брака – т. е. блудный грех – в наши дни воспринимаются многими как нечто естественное. Лишь около 20% жителей России находят их абсолютно недопустимыми – как для юношей, так и для девушек.
     Однако участники исследования, заявившие о «нормальности» греха, противоречат сами себе. Так, главной причиной широкого распространения добрачных связей 52% опрошенных назвали упадок морали и нравственности. Также среди факторов, повлиявших на массовость данного феномена, были названы подражание западному образу жизни (34%), изменение представления о любви (27%) и отсутствие религиозного воспитания (24%) – т. е. по сути все негативные явления современности.
     Значит, совесть все же подсказывает нашим соотечественникам, что преступление заповеди Божией никогда не было и не станет нормой. «Блуд – не брак, и даже не начало брака», – пишет святитель Василий Великий. «В чистоте обитают великий свет и радость, и мир, и терпение, а в блуде обитают печаль, уныние, ненасытный сон и густая тьма», – свидетельствует преподобный Ефрем Сирин. А святитель Иоанн Златоуст заповедует: «Избегай блуда, оскверняющего нашу душу и тело, удаляющего нас от Бога и от святых, блуда, который уготовляет для нас вечный и неугасимый огонь».


Источник: http://christian-spirit.ru
     

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник