ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
СЛОВО ПАСТЫРЯ ВОСКРЕСНАЯ ПРОПОВЕДЬ СТРАНИЦА 3
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Знамение щедрости Божией

13/26 июля – Неделя 8-я по Пятидесятнице,
о насыщении пяти тысяч человек

 

 

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Когда Спаситель с учениками удалился в пустынное место неподалеку от Вифсаиды, за Ним последовало множество народа из окрестных городов и селений. Эти люди, оставив свои будничные дела, забыв о пище и питии, со вниманием, затаив дыхание, слушали Господа Иисуса, вникали в Его Божественное учение, которое насыщало их изголодавшиеся души. Уже наступал вечер, сгущались сумерки, но никто не думал уходить. Тогда ученики предложили Спасителю отпустить народ, чтобы слушатели не остались голодными и успели, пока не поздно, найти себе еду. Но Господь поступил иначе: тем, кто так самозабвенно питался Его словом – хлебом духовным, – Он даровал и земной хлеб.

В том пустынном месте собралось более пяти тысяч человек, а у апостолов имелось всего пять хлебных лепешек и две рыбы. Но вот, по воле Господней эта малая для такого количества людей пища претворилась в богатую трапезу, так что утолили голод все. На глазах изумленного народа произошло чудо умножения хлеба в момент его преломления – и в результате ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных (Мф. 14, 20).

Насыщение пяти тысяч было чудом не только ради удовлетворения физической потребности, но – знамением Божией любви и щедрости к людям, желающим обрести Царствие Небесное и жаждущим правды его. Не приятных яств искал народ, устремившийся за Спасителем, но благой вести, и Христос, утолив их духовный глад, не забыл и о земных нуждах. Так, по слову Господню, всем взыскующим спасения прилагаются и необходимые материальные блага.

Все события нашей жизни имеют свои параллели в Новом Завете. Так, во время искушения Христа в пустыне диавол предложил Ему превратить камни в хлеб, лукаво утверждая, что тем самым Он докажет Свое всесилие. И, подобно главному искусителю, с тем же коварством, в 1917 году большевики сулили русским людям изобилие. Однако вместо хлеба, который так щедро давала нам наша земля до революции, многим были уготованы окровавленные камни суровых каторжных работ. Страшный урок этот не осознан до сих пор нашими политиками, стоящими у власти и считающими, что главное – физически насытить народ, обезпечить его материально, а все остальное, мол, само приложится. Нет, так не получится! Не будет ни хлеба, ни мира у людей, отвергающих Бога. Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Там же. 4, 4), – ответил диаволу Спаситель. И подлинно: человек сотворен по образу и подобию Божию не для опустошения своей безсмертной души в погоне за животным насыщением, но – ради Жизни Вечной в духе и истине.

Господь напитал народ хлебом и рыбой – пищей простецов. Но нет сомнения, что эта незамысловатая трапеза показалась свидетелям чуда слаще любых изысканных блюд, ибо она была даром Божиим. Перед умножением снедей Господь благословил их, и обычная еда обрела свойства пищи духовной, вкушение которой сопровождалось благодарением Богу. Посему и мы до и после любой, даже самой скудной трапезы должны всегда благодарить и прославлять Творца – ведь употребляемые блага подает нам именно Он, это – Его дар. А кроме того посредством благословения пища освящается и становится полезной для тех, кто ее принимает.

О важности молитвы перед вкушением пищи свидетельствуют многочисленные примеры из житий святых. Так, преподобному Венедикту недруги его однажды принесли чашу с ядом, но тот, помолившись, благословил этот смертоносный сосуд и выпил содержимое без вреда для себя. А в житии Прохора Лебедника Киево-Печерского повествуется, что когда в обители и в городе начался голод, святой стал печь хлеб из лебеды. Вкушаемая с благословением и молитвой его снедь насыщала и укрепляла верующих. А затем в Киеве не стало соли, отчего народ сильно страдал. И тогда преподобный сотворил еще одно чудо. Собрав золу из всех монашеских келий, он раздавал ее нуждавшимся, и по его молитвам пепел становился солью. Известно также, что, посетив Феодосия Киево-Печерского и разделив с ним трапезу, Великий Князь Изяслав, не скрывая удивления, спросил святого: «Отчего твоя простая пища кажется мне вкуснее той, что готовят в моем дворце?» На это преподобный ответил: «Это от того, что в нашей обители пища приготавливается с молитвой и благословением, а при твоем княжеском дворе стряпают с шумом, празднословием, смехом и бранью».

Таким образом, для нашего стола молитва есть соль духовная, придающая пище особый вкус и питательные свойства. Поэтому, дорогие братья и сестры, не забывайте, приступая к трапезе, вознести молитву к Богу, призывая Его благословить ястие и питие – телу во здравие, а душе во спасение.

Милосердие Господне безконечно! Чтобы напитать сынов и дочерей человеческих, Сын Божий сотворил чудо – преломил обычный хлеб, умножившийся в Его руках. Но вот пришло время, и Спаситель ради нас пострадал на Кресте Своим Пречистым Телом, Себя Самого принес в жертву, дабы даровать нам Хлеб Жизни Вечной…

Увы, среди искушений нынешнего времени мы порой забываем о необходимости слушать слово Божие, проповедуемое в православных храмах. Обратите внимание, дорогие: проповедь священнослужителя – это важная часть богослужения, а в наши дни она служит еще и основным средством просвещения людей, очищения их духовного разума и привлечения его к познанию Бога. И пусть нам будет примером сегодняшний евангельский рассказ о великом множестве народа – пяти тысячах мужей, а с ними женах и даже детях – всем сердцем желавших постичь учение Христово. С раннего утра и до позднего вечера эти люди пребывали в пустынном месте, вдали от городов и сел, забыв о пище и обо всех житейских нуждах. Оставив свои дома и повседневные заботы, они устремились ко Христу, и куда же? – Не в прекрасный и прохладный храм, а в дикую, знойную и безприютную пустыню, и не на два-три часа церковной службы, как теперь мы с вами, а на целый долгий день. Среди неудобств всякого рода они искали и обретали Иисуса, чтобы услышать Его проповедь. Заметьте также, что народ галилейский жил в большой бедности, в такой нищете, что по сравнению с ними мы – настоящие богачи. При этом они пожертвовали трудовым днем ради слова Божия, хотя этот день должен был обезпечить пропитание их семей на несколько последующих. Но, видимо, собравшиеся тогда люди усвоили всем своим существом слово Христово: Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить <...>. Душа не больше ли пищи? <...> Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Там же. 6, 25, 33). В подтверждение именно этой истины Господь и совершил чудо умножения хлебов.

Итак, нынешнее Евангелие учит нас тому, что слушание церковной проповеди и забота о духовном просвещении и укреплении веры для христианина важнее всего. А пища и питие есть вещи второстепенные, но волею и помощью Господа они даруются человеку, ищущему Царствия Божия и правды Его. Аминь.

 

 

Протоиерей
Георгий ВАХРОМЕЕВ,

настоятель храма во имя
Святой Живоначальной Троицы
на Шаболовке, г. Москва

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник