ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Новая Скрижаль,

или Объяснение о Церкви, о Литургии
и о всех службах и утварях церковных

 

 

 

 

Продолжение. Начало см. в № 10 (82)

 

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ:
О СЛУЖБАХ, ПОЛОЖЕННЫХ
В СВЯЩЕННИЧЕСКОМ СЛУЖЕБНИКЕ, И О ПОСТАХ

 

ГЛАВА VI:
ЧИН СВЯЩЕННОЙ И
БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ

 

§ 46

ЛИТУРГИЯ НАЧИНАЕТСЯ
ВОСПОМИНАНИЕМ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

 

Выше (в § 40) было сказано, что в предложении воспоминаются четыре обстоятельства, т. е. Рождество Христово, Страдание, Престол благодати и Престол суда.

 

ПЕРЕД ЛИТУРГИЕЙ
ИЕРЕЙ ТАЙНО ГОВОРИТ:
«СЛАВА В ВЫШНИХ БОГУ»

 

И здесь иерей, став перед святою трапезою, начинает Божественную Литургию воспоминанием Рождества Христова следующим образом: во-первых, покадив святое предложение и святую трапезу, благодарит Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Который как восхотел и повелел, так и исполнилось; потом, воспоминая человеколюбие Его, иерей тайно воспевает ту славу, которую некогда при Рождении Иисуса воспели ангелы, т. е. читает про себя: «Слава в вышних Богу».

 

ЗАВЕСА ОТКРЫВАЕТСЯ

 

Поелику ангелы только пастырям открыли Рождение Иисусово, то для показания того, что Рождение Спасителя и Его смотрение не познал дольный мир, т. е. народ, но только силы горние и боговидцы, коим было открыто, каковы были пророки, патриархи, Дева, Иосиф, пастыри и волхвы, – для показания сего иерей оставляет затворенными нижние (или внешние) двери, т. е. царские врата, а открывает только завесу, т. е. горние двери. Ибо завеса у некоторых писателей называется горними дверями, как сказано в 1 ч., гл. 8, § 2.

 

 

§ 47

СВЯЩЕННИК ЦЕЛУЕТ ЕВАНГЕЛИЕ,
А ДИАКОН ТРАПЕЗУ

 

Святое Евангелие, полагаемое всегда на средине трапезы, означает Христа Царя, сидящего на престоле, о чем сказано в 1 ч., гл. 3, § 2. По сей причине священник, приступая к престолу, воздает честь Христу целованием Евангелия, а диакон, зная свое униженное звание, довольствуется только прикосновением к трапезе.

 

§ 48

«ВРЕМЯ СОТВОРИТИ ГОСПОДЕВИ»

 

Диакон, держа орарь и указывая им на трапезу, предлагает священнику начать священнодействие Божественного и страшного Таинства и Господними словами дает знать священнику, чтобы он, думая о славе Божией, приготовил себя к совершению сего доброго и святого дела. А потому и говорит: «Время сотворити Господеви». Слово «сотворити» взято из слов, сказанных Самим Христом при установлении сего священнодействия: Сие творите в Мое воспоминание (Лк. 22, 19).

 

§ 49

ДИАКОН ПЕРЕД НАЧАЛОМ
ЛИТУРГИИ ПРОСИТ О СЕБЕ МОЛИТВ

 

Диакон совершенно знает величие Божие, устрашается и, дабы законно совершить свое служение, просит священника помолиться о себе. Священник словами кающегося разбойника, висевшего при кровавом священнодействии, умоляет Христа помиловать на Небесах того, которого Сам же Он избрал для служения безкровному сему Таинству.

 

§ 50

ПРОСКОМИДИЮ СОВЕРШАЕТ
ОДИН МЛАДШИЙ ИЕРЕЙ

 

Когда Литургию совершают многие священники, то те, кои занимают первые места, не приступают к совершению проскомидии. Но все действо оной проскомидии совершает един токмо иерей, занимающий последнее место. Иерей этот совершает как бы предисловие священнодействия, или лучше, он показывает прообразовательные гадания, действия и предсказания пророков, – потому что в предложении иерей воспоминает о заклании и смерти Христовой, предсказанных Исаиею и другими пророками. А когда приготовляет Дары, тогда исполняет как бы дела Крестителя, бывшего перед самым пришествием Христовым, потому что Креститель учил о Христе, проповедовал о Нем и служил Ему. Посему и проскомидию совершает младший иерей.

 

ГЛАВА VII:
БОЖЕСТВЕННАЯ СЛУЖБА,

ИЛИ ЛИТУРГИЯ СВЯТОГО

ИОАННА ЗЛАТОУСТОГО

 

§ 1

ЛИТУРГИЯ ЗЛАТОУСТОГО – НЕ ПЕРВАЯ

 

Все писатели утверждают, что составитель настоящей Литургии есть святитель Иоанн Златоуст. Известно также и то, что этот Святой Отец взял те же обряды из прежде составленной Литургии святого Василия Великого, но только сократил молитвы.

Как о той, так и о другой Литургии святой Прокл, ученик святого Иоанна, в книге о предании Божественной Литургии, говорит: «Апостолы некогда имели обычай совершать Божественные Тайны весьма пространно, читали многие молитвы и оставили нам пример при сем жертвоприношении употреблять длинные молитвы, но после некоторого времени [люди], охладевшие в ревности и усердии к вере и занимавшиеся более делами века сего и мирскими попечениями начали скучать продолжительностию Литургии и едва ходили к слушанию Божественной службы. Видя это, святой Василий принял против сего спасительный способ и первый издал краткую и удобную Литургию (о чем см. в житии его). Спустя немного времени тот Отец наш, одаренный златым языком, Иоанн, имея надлежащее и неусыпное попечение о спасении овец, как надлежит пастырю, и снисходя слабости и нерадению человеческого естества, решился вовсе истребить все сети и наваждения сего сатанинского предлога и, исключив многие слова из Литургии Василия Великого, составил и издал вместо длинных молитв краткие».

 


Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)


Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.

Изд.17-е. СПб., 1908.

 

Продолжение следует

 

 

     Дорогие отцы, братья и сестры! Газета «Православный Крест» – одно из немногих изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Редакционная политика «ПК» – освещать любые темы серьезно и глубоко, говорить всю правду. Наше издание помогает верующим и ищущим веру людям. Там, где секулярные СМИ восхищаются «новизной» технологий и искусств, мы предупреждаем о связанных с ними рисках и, опираясь на Слово Божие, стараемся подсказать, как избежать различных опасностей и соблазнов века сего.
     Газета «Православный Крест» – некоммерческая и существует исключительно на средства жертвователей. Если Вы хотите, чтобы наш общий проект, наше общее дело, наша общая газета не только сохранилась, но и развивалась дальше, то просим Вас оказать посильную финансовую поддержку. Любая – даже самая малая – лепта будет принята с огромной благодарностью и молитвой о благотворителях.

     Наши реквизиты: к/c: 30101810700000000479, наименование банка: КБ «РИАЛ-КРЕДИТ» (ООО) в Отделении № 2 Московского ГТУ Банка России, p/c: 40702810200000003926, БИК: 044585479.

 

 

ОПРОС ||
Средство освящения души

    


     1. Знаете ли Вы, что Петров пост – самый древний из всех существующих в Церкви?


     да – 83%; нет – 17%

 

     2. Известно ли Вам, что нарушение поста – это проявление непослушания Святой Церкви?


    да – 92%; нет – 8%

 

    3. Согласны ли Вы, что православное воздержание и все духовные упражнения должны быть направлены к одной цели – освящению души?


     да – 99%; нет – 1%

 

    4. Согласны ли Вы, что, пренебрегая воздержанием, человек духовно расслабляется, забывает о Боге и утрачивает силы для борьбы со грехом?


     да – 100%

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник