АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ | НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ | СТРАНИЦА 9 |
Продолжение. Начало см. в № 10 (82)
ЧАСТЬ ВТОРАЯ:
О СЛУЖБАХ, ПОЛОЖЕННЫХ
В СВЯЩЕННИЧЕСКОМ
СЛУЖЕБНИКЕ, И О ПОСТАХ
ГЛАВА VI:
ЧИН СВЯЩЕННОЙ
И
БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
§ 46
ЛИТУРГИЯ НАЧИНАЕТСЯ
ВОСПОМИНАНИЕМ
РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА
Выше (в § 40) было сказано, что в предложении воспоминаются четыре обстоятельства, т. е. Рождество Христово, Страдание, Престол благодати и Престол суда.
ПЕРЕД ЛИТУРГИЕЙ
ИЕРЕЙ ТАЙНО ГОВОРИТ:
«СЛАВА В ВЫШНИХ БОГУ»
И здесь иерей, став перед святою трапезою, начинает Божественную Литургию воспоминанием Рождества Христова следующим образом: во-первых, покадив святое предложение и святую трапезу, благодарит Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Который как восхотел и повелел, так и исполнилось; потом, воспоминая человеколюбие Его, иерей тайно воспевает ту славу, которую некогда при Рождении Иисуса воспели ангелы, т. е. читает про себя: «Слава в вышних Богу».
ЗАВЕСА ОТКРЫВАЕТСЯ
Поелику ангелы только пастырям открыли Рождение Иисусово, то для показания того, что Рождение Спасителя и Его смотрение не познал дольный мир, т. е. народ, но только силы горние и боговидцы, коим было открыто, каковы были пророки, патриархи, Дева, Иосиф, пастыри и волхвы, – для показания сего иерей оставляет затворенными нижние (или внешние) двери, т. е. царские врата, а открывает только завесу, т. е. горние двери. Ибо завеса у некоторых писателей называется горними дверями, как сказано в 1 ч., гл. 8, § 2.
§ 47
СВЯЩЕННИК ЦЕЛУЕТ
ЕВАНГЕЛИЕ,
А ДИАКОН ТРАПЕЗУ
Святое Евангелие, полагаемое всегда на средине трапезы, означает Христа Царя, сидящего на престоле, о чем сказано в 1 ч., гл. 3, § 2. По сей причине священник, приступая к престолу, воздает честь Христу целованием Евангелия, а диакон, зная свое униженное звание, довольствуется только прикосновением к трапезе.
§ 48
«ВРЕМЯ СОТВОРИТИ ГОСПОДЕВИ»
Диакон, держа орарь и указывая им на трапезу, предлагает священнику начать священнодействие Божественного и страшного Таинства и Господними словами дает знать священнику, чтобы он, думая о славе Божией, приготовил себя к совершению сего доброго и святого дела. А потому и говорит: «Время сотворити Господеви». Слово «сотворити» взято из слов, сказанных Самим Христом при установлении сего священнодействия: Сие творите в Мое воспоминание (Лк. 22, 19).
§ 49
ДИАКОН ПЕРЕД НАЧАЛОМ
ЛИТУРГИИ ПРОСИТ
О СЕБЕ МОЛИТВ
Диакон совершенно знает величие Божие, устрашается и, дабы законно совершить свое служение, просит священника помолиться о себе. Священник словами кающегося разбойника, висевшего при кровавом священнодействии, умоляет Христа помиловать на Небесах того, которого Сам же Он избрал для служения безкровному сему Таинству.
§ 50
ПРОСКОМИДИЮ СОВЕРШАЕТ
ОДИН МЛАДШИЙ ИЕРЕЙ
Когда Литургию совершают многие священники, то те, кои занимают первые места, не приступают к совершению проскомидии. Но все действо оной проскомидии совершает един токмо иерей, занимающий последнее место. Иерей этот совершает как бы предисловие священнодействия, или лучше, он показывает прообразовательные гадания, действия и предсказания пророков, – потому что в предложении иерей воспоминает о заклании и смерти Христовой, предсказанных Исаиею и другими пророками. А когда приготовляет Дары, тогда исполняет как бы дела Крестителя, бывшего перед самым пришествием Христовым, потому что Креститель учил о Христе, проповедовал о Нем и служил Ему. Посему и проскомидию совершает младший иерей.
ГЛАВА VII:
БОЖЕСТВЕННАЯ СЛУЖБА,
ИЛИ ЛИТУРГИЯ СВЯТОГО
ИОАННА ЗЛАТОУСТОГО
§ 1
ЛИТУРГИЯ ЗЛАТОУСТОГО – НЕ ПЕРВАЯ
Все писатели утверждают, что составитель настоящей Литургии есть святитель Иоанн Златоуст. Известно также и то, что этот Святой Отец взял те же обряды из прежде составленной Литургии святого Василия Великого, но только сократил молитвы.
Как о той, так и о другой Литургии святой Прокл, ученик святого Иоанна, в книге о предании Божественной Литургии, говорит: «Апостолы некогда имели обычай совершать Божественные Тайны весьма пространно, читали многие молитвы и оставили нам пример при сем жертвоприношении употреблять длинные молитвы, но после некоторого времени [люди], охладевшие в ревности и усердии к вере и занимавшиеся более делами века сего и мирскими попечениями начали скучать продолжительностию Литургии и едва ходили к слушанию Божественной службы. Видя это, святой Василий принял против сего спасительный способ и первый издал краткую и удобную Литургию (о чем см. в житии его). Спустя немного времени тот Отец наш, одаренный златым языком, Иоанн, имея надлежащее и неусыпное попечение о спасении овец, как надлежит пастырю, и снисходя слабости и нерадению человеческого естества, решился вовсе истребить все сети и наваждения сего сатанинского предлога и, исключив многие слова из Литургии Василия Великого, составил и издал вместо длинных молитв краткие».
Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)
Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.
Продолжение следует
ОПРОС | || | Средство освящения души |
1. Знаете ли Вы, что Петров пост – самый древний из всех существующих в Церкви?
2. Известно ли Вам, что нарушение поста – это проявление непослушания Святой Церкви?
3. Согласны ли Вы, что православное воздержание и все духовные упражнения должны быть направлены к одной цели – освящению души?
4. Согласны ли Вы, что, пренебрегая воздержанием, человек духовно расслабляется, забывает о Боге и утрачивает силы для борьбы со грехом?
|