ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ЗА ДРУГИ СВОЯ С КРЕСТОМ И ЧЕСТЬЮ СТРАНИЦА 16
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

Герои-моряки в ВОВ

 

 

Продолжение. Начало см. в № 6 (126)

 

Нынешний 2015-й – год 70-летия Победы русского народа над фашистскими захватчиками.

В ближайших номерах рубрика «С крестом и честью» временно прерывает публикацию списков Героев СССР и России с той целью, чтобы предоставить вниманию читателей материалы, повествующие о большом вкладе всех родов войск в общее дело Победы, – свидетельства безпримерного мужества русских воинов, независимо от того, в каких войсках они несли свою службу.

 

 

В годы Великой Отечественной войны наши моряки героически сражались и на Балтике, и на Севере, и на Черном море, и на Тихом океане. Они участвовали в десантных операциях, несли службу на подводных лодках, военных кораблях, катерах. А когда нужно было защищать морские базы – с честью воевали и на суше, в рядах морской пехоты.

Вот один из примеров. Героические защитники Севастополя к 1942 году отразили два крупных наступления немецких войск и безчисленное количество вражеских атак. Лишенные сухопутных связей с тылом, испытывая огромные трудности с подвозом боеприпасов и продовольствия, они мужественно выполняли свой воинский долг. Одни моряки сражались в рядах защитников крепости, другие, не менее рискуя жизнью, доставляли в осажденный город морским путем все необходимое для обороны.

«Защитники Севастополя все более нуждались в подкреплении. Выбывали из строя бойцы, не хватало боеприпасов, в палящий зной осажденные страдали без воды, экономили сухари, консервы. Каждый рейс в Севастополь экипажи всех кораблей Черноморского флота старались использовать как можно эффективнее. К маю 1942 года опыт и сноровка моряков позволяли осуществлять и сами рейсы, и погрузку, и выгрузку намного быстрее, чем это делалось раньше. Так, на крейсере „Ворошилов“ были специально изготовлены лотки для выгрузки ящиков с боеприпасами, сходни, по которым скатывали орудия, автомашины, походные кухни.

Каждый в экипаже точно знал свое рабочее место во время разгрузки корабля и приема раненых, для которых были подготовлены дополнительные носилки. Командиром крейсера „Ворошилов“ был старейший моряк с большим практическим опытом службы на флоте – капитан 1-го ранга Ф.С. Марков. <…>

 


«Оборона Севастополя»
Худ. А. ДЕЙНЕКА

 

В составе отряда, во главе которого ходил в те майские дни в Севастополь крейсер „Ворошилов“, были эсминцы „Сообразительный“, „Свободный“. В один из последних майских походов отряд принял полностью 9-ю бригаду морской пехоты – 3400 бойцов и командиров, 36 орудий, 12 минометов, автомашины и около 400 тонн боеприпасов. <…> Почти весь путь прошли спокойно, но на подходе к Севастополю отряд подвергся атакам бомбардировочной и торпедоносной авиации; однако корабли не только отбили все атаки, но даже сумели уничтожить два „Хе-111“», – вспоминал вице-адмирал И.И. Азаров.

Хотя условия жизни на наших лодках во время Великой Отечественной войны практически ничем не отличались от быта на немецких кораблях, но в целом обстоятельства, в которых воевали советские подводники, нужно признать более сложными. И дело не только в серьезном противолодочном рубеже, например, в Финском заливе. Трудность ведения боевых действий для наших подводников зачастую заключалась в отсутствии необходимого обезпечения и эффективной боевой подготовки. Это касается как чисто технических вопросов (гидроакустики, средств связи, уровня шума работающих приборов и механизмов и т. д.), так и оперативно-тактических (разведки, управления, обезпечения выдвижения с баз и возвращения). А если говорить о боевой подготовке, то она имела невысокое качество еще в мирное время, что предопределило и низкую эффективность советских подводных лодок в начальный период войны.

Надо отметить, что на советском флоте, как в довоенный период, так и во время ВОВ, случались нештатные ситуации, которые вели к потере кораблей. До войны, например, только на Балтике погибло три подводных лодки, при этом человеческие жертвы составили более ста человек. В годы войны Черноморский флот в результате аварий потерял четыре подводных лодки. Так, 22 сентября 1943 года «М-51» затонула с открытым рубочным люком, а недостроенная «Л-25» пропала в декабре 1944-го из-за попадания воды внутрь корпуса при буксировке из Очамчири в Поти в районе мыса Пицунда… Отчасти эти неполадки были связаны с самой сложностью подводной техники – у немцев также было немало подобных аварий.

В одном из боевых походов подводной лодки «Л-3» под командованием капитана 3-го ранга П.Д. Грищенко побывал писатель Александр Зорин. В том рейде лодка прошла почти полторы тысячи миль под водой и, как вспоминал командир, «семьдесят восемь раз пересекала линии минных заграждений, на пяти из них подрывалась; вражеские корабли сбросили на лодку более двухсот глубинных бомб». Зорин (бывший батальонный комиссар Гражданской войны, человек не робкого десятка) не выдержал такой морально-психологической и физической нагрузки: после похода он попал в госпиталь. Писатель восстановил здоровье, а вот радист судна, главный старшина Василий Чупраков, нервы и психика которого тоже сдали в результате пережитых потрясений, так и не смог вернуться к нормальной жизни. Этот пример говорит об исключительной напряженности длительных боевых походов, неимоверной усталости экипажей, измотанных физическими нагрузками и психологическим напряжением.

Вышеупомянутый командир легендарной минного заградителя «Л-3» капитан Грищенко писал: «Нет такого человека, который бы ничего не боялся. Но опасность, которая нас подстерегает, страшна только до того момента, пока она неизвестна. Как только она становится ясной – мобилизуйте все силы на борьбу с ней. Здесь не до переживаний. И вы побеждаете».

Хочется отметить, что в тот момент, когда пропаганда Геббельса трубила о гибели советского флота на Балтике, мол, «русские лодки намертво заперты в горле Финского залива», несколько наших лодок действовали в самой «волчьей пасти» – в Померанской бухте на меридиане 14 («С-6») и в Данцигской бухте («С-10»), а в сентябре 1942 года «Л-3» в походе, о котором шла речь, работала точно на меридиане Берлина.

За подвиги, совершенные в годы Великой Отечественной войны, высокого звания Героя Советского Союза были удостоены 23 подводника.

 

Подготовил Евгений ПОЛЕВОЙ

По материалам сайтов:
http://otvoyna.ru,
http://1941-1945.ru

 

Продолжение следует

 

 


 

Казачий словарь-справочник

 

Продолжение. Начало см. в № 1 (1).

 

ПОЛКИ ГВАРДЕЙСКИЕ1) Лейб-гвардейский сводно-казачий полк сформирован в конце XIX века из призывной молодежи части казачьих войск, пропорционально их численности: уральцы, оpeнбуржцы и сибиряки – по одной сотне; астраханцы, семиреки, забайкальцы, амурцы, уссурийцы и енисейцы – по одному взводу.

2) Лейб-гвардии атаманский разрешен формированием в 1775 году и до средины XIX века находился при атаманах в Новочеркасске. Полк действительной службы, комплектовался из донских казаков, красивых блондинов. Последняя форма – вправленные в сапоги серо-синие шаровары без лампасов, мундир василькового цвета и такой же верх фуражки или папахи. Имел награды: за войны с Наполеоном – Георгиевское знамя и белый бунчук с Георгиевским крестом, на древках – серебряные орлы; знак на головные уборы: «3а Варшаву 25 и 26 августа 1851 г.». Стоянка – в Петербурге, почетный шеф – Наследник Цесаревич.

3) Лейб-гвардии казачий выделен в 1798 году из Лейб-гвардии гусаро-казачьего полка. Полк действительной службы, комплектовался из донских казаков, красивых брюнетов. Последняя форма – заправленные в сапоги серо-синие шаровары без лампасов, алый мундир и такой же верх фуражки или папахи. Награжден Георгиевским штандартом и серебряными трубами за отличия в войнах с Наполеоном. Стоянка – в Петербурге, почетный шеф – Государь Император.

 


Царь-Мученик Николай II в форме
Лейб-гвардии казачьего
Его Величества полка

 

Кроме этих полков существовали еще Собственный конвой Императора из кубанцев и терцев (по две сотни) и номерная 6-я Донская гвардейская батарея. На гвардейском положении считался также Варшавский Кубанский дивизион.

 

Продолжение следует.

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник