ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ВОСКРЕСНАЯ ПРОПОВЕДЬ ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ СТРАНИЦА 8
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Земные несправедливости – наши уроки

27 октября / 9 ноября – Неделя 22-я по Пятидесятнице,
притча о богаче и Лазаре

 

 

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня мы продолжим разговор на тему евангельского учения о загробной участи человека.

Почему в жизни мы часто видим, что грешник материально преуспевает и благоденствует, а праведник терпит нужду, болезни, страдания? Где же тут правда Божия? Как сосуществуют богатые и бедные, здоровые и больные? Почему грех остается безнаказанным, а праведность испытывает всевозможные притеснения? Эти вопросы у многих людей вызывают недоумение. Казалось бы, для христианина, знающего учение Церкви о добре и зле, здесь не должно быть трудностей. Однако, несмотря на чтение текстов Священного Писания и творений Святых Отцов, мы часто не можем дать на них вразумительного ответа. Это происходит по причине отсутствия в нашей жизни подлинной духовной глубины, нам не хватает духовного разума, и заповеди Христовы нам известны только в их словесном выражении, внешне, но они не пережиты, не усвоены сердцем и потому зачастую не исполняемы. Кроме того, души наши постоянно ведут брань с темными силами, стремящимися захватить их в плен греховного эгоизма, самомнения, самолюбия и сластолюбия, и потому нам весьма трудно внимать доводам евангельского разума и собственной совести.

Каждый раз Христос успокаивает наши душевные возмущения и недоумения, возникающие при поверхностном взгляде на жизненные противоречия, когда мы готовы обвинить в предвзятости людей и Самого Бога, чтобы извинить свою собственную несправедливость по отношению к ближним. На самом деле все земные несправедливости – это уроки для тех, кто ищет спасения.

Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его (Лк. 16, 19–22).

Богатый человек рассуждал так: реальна только земная жизнь – то, что я вижу своими глазами, к чему могу прикоснуться, что я ем и пью, в каких условиях существую и чем обладаю. Ежедневными пиршествами он старался заполнить внутреннюю пустоту и отсутствие смысла в своем бытии. В притче Христос называет его просто «богач», не упоминая имени, что свидетельствует о потере этим человеком своего лица. От постоянных плотских услаждений он утратил всякую духовность, и поэтому его имя не было вписано в Книгу Жизни. Душа богача пленилась желаниями вкусно есть, пить и одеваться в приятные для тела и глаз одежды. Главное его душевное удовольствие состояло в тщеславном осознании своего превосходства над ближними.

А Лазарь был больным нищим, лежавшим у ворот его дома в надежде на милосердие, ожидая получить хоть какие-нибудь объедки с роскошного стола. Но никто не заботился о нем, и только животные, псы, проявляли доброту, вылизывая его раны. Что же творилось в душе у этого человека? Об этом мы можем судить по сказанному в Евангелии: после смерти Ангелы отнесли его душу на лоно Авраамово, в место обитания ветхозаветных праведников. Т. е. своей жизнью Лазарь угодил Богу. Находясь в бедственном положении, подобно Иову Многострадальному, он никого не осуждал и не роптал на Творца. Он не порицал безчеловечие богача и не выражал недовольства Промыслом Божиим, но мужественно все переносил. Можно даже предположить, что Лазарь считал себя достойным такой участи за свои грехи. И именно поэтому его душа была оправдана Господом за великое смирение и терпение и после смерти удостоилась чести быть перенесенной Ангелами на лоно Авраамово.

Богача, конечно, хоронили на земле с почетом и написали его имя на грандиозном монументе. Но в Божественную Книгу оно не попало. (Кстати, в Откровении Иоанна Богослова сказано, что и имена тех, кто примет начертание антихриста на свое тело, тоже не будут вписаны в Книгу Жизни). Еще во время земного бытия душа этого человека как бы срослась с его телом. Она желала только плотских удовольствий и потому отождествляла себя с плотью. Но вот плоти пришел конец, наступил момент смерти, разлучения души с телом. И тогда душа богача, привыкшая жить плотскими похотями, испытала ужасное смятение и отчаяние. Никогда не помышлявшая о духовной, небесной жизни, она снизошла в преисподнюю земли, т. е. в ад.

И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: «Отче Аврааме! Умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем». Но Авраам сказал: «Чадо! Вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» (Там же, 23–26).

Богач наконец познал, чего он лишился из-за своего эгоизма и безчеловечности. И теперь, из ада, он стыдится обратиться со своей просьбой непосредственно к Лазарю, хорошо ему знакомому в жизни земной. Он судил по себе и думал, что Лазарь из-за всего его зла не пожелает ныне оказать ему милость. Богач просит о помощи Авраама, о милосердии которого он знал из книг Священного Писания. Только сейчас он вспомнил, что его великий праотец тоже был богатым, но при этом добрым и человеколюбивым. Он был необыкновенно гостеприимен: всех проходивших мимо его дома приглашал к себе, чтобы дать путникам приют и покой, накормить и подкрепить их телесные силы.

В мире праведников нет зла, нет злопамятства и тени осуждения. Они не судят грешников, зная, что суд над душой человеческой принадлежит только Богу. Они исполняют заповедь Творца: Не судите, да не судимы будете (Мф. 7, 1). Поэтому пророк Авраам не укоряет богача, не говорит ему: «Безчеловечный и жестокий, не стыдно ли тебе?! Поздно ты вспомнил о человеколюбии!» Напротив, он отвечает ему с жалостью и состраданием, по-отечески. «Чадо», – говорит Авраам и через это слово обнаруживает свою праведность перед Богом, Которому и предоставляет право решать участь своего бывшего «чада».

«Великая пропасть», упомянутая праотцом, означает разделение между праведниками и грешниками. Душевные и духовные устремления их в земном бытии прямо противоположны, и поэтому места пребывания в загробном мире для них определяются соответственно бывшим их желаниям и образу жизни. Господь напоминает нам, что уже здесь, на земле, мы должны сделать выбор между Царством Его справедливости и миром несправедливости человеческой. Христос заранее предупреждает о том, что с нами будет тогда, когда наши души разлучатся от тел. Бездна грехолюбия тут, во временной жизни, становится в Жизни Вечной непреодолимой пропастью между грешными и праведными. После Страшного Суда люди, отвергшие Божии заповеди, будут отделены от Творца навсегда.

Почему же мы забываем о том, что связаны друг с другом и богатые, и бедные? Наверное, потому, что бесы уверяют нас, что мы можем обойтись без ближних, научают эгоизму, который есть душевная пропасть и духовная смерть. Но милостивый Господь, желая спасти наши души от пустоты себялюбия, посылает к нам нищих и больных Лазарей. Он же дарует нам встречи с богатыми верой и любовью Авраамами, чтобы мы уверовали в Его высшую справедливость, существование рая, ада и грядущего Страшного Суда.

Тогда сказал он [богач]: «Так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им [о существовании Рая и ада], чтоб и они не пришли в это место мучения». Авраам сказал ему: «У них есть Моисей и пророки; пусть слушают их». Он же сказал: «Нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются». Тогда Авраам сказал ему: «Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16, 27–31).

В загробной жизни человек вспоминает и осмысливает все, что происходило с ним на земле. Грешник осознает свои грехи, и немилосердный богач вдруг становится жалостливым к своим братьям и даже печется об их покаянии. Как же горько нашим усопшим видеть, что их родные живут во грехах, поддаются бесовскому обману, не ведая, что после смерти непременно каждому воздастся по его делам!

К сожалению, сегодня мы видим, что многие образованные, знающие о существовании Моисея и пророков люди, уподобляясь евангельскому богачу, не хотят внимать Священному Писанию ни Ветхого, ни Нового Завета и продолжают слушать только самих себя, свое самолюбие. Как они заблуждаются, эти современные богачи, забывая о Божием Суде и проходя мимо нищих братьев – мимо своего спасения! Не нам судить конкретные личности, но мы должны обличать и противостоять их богоборческой деятельности.

Итак, все, что посылает нам Господь, – богатство или бедность, здоровье или болезнь, – все это Его дары. Именно дары – великие и богатые милости! Ибо в этом Промысел Божий о нашем спасении от ада и смерти. Нищий Лазарь получил от Господа такие подарки, такую радость, такое утешение, которые нельзя сравнить ни с какими сокровищами мира сего.

В прошлые века русские люди, внимая прочитанной ныне притче и научаясь состраданию, создавали лазареты, дома милосердия, богадельни, в которых несчастные, обездоленные и страждущие находили приют, уход, заботу, лечение. Такое заведение существовало до революции и при нашем приходе.

Божий Промысел побуждает и нас с вами к исполнению заповедей о сострадании, милосердии и любви. И сохрани нас Господь от всякого осуждения тех, кто не верит пророкам, не верит Христу. Потому что они – те же больные и бедные люди, которых мы должны звать в дом милосердия, в православный храм, где, быть может, проснется их совесть и они вспомнят о покаянии. До Страшного Суда мы должны желать спасения всем – и бедным, и богатым.

Воскресший Христос всегда пребывает с нами посреди земных скорбей и дарует нам возможность узнать жизнь как реальную вечность, в которую нам необходимо будет войти, и благо, если мы сделаем это не в одиночку, а вместе с праведным нищим Лазарем. Аминь.

 

Протоиерей Георгий ВАХРОМЕЕВ,


настоятель храма во имя
Святой Живоначальной Троицы
на Шаболовке, г. Москва

Печатается с сокращениями
и литературной правкой редакции «ПК»

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник