ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
«ВОСЬМОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ» КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО СТРАНИЦА 5
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

«ВОСТОЧНЫЙ ПАПИЗМ» В СВЕТЕ ЦЕРКОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

 

 

Продолжение. Начало см. на стр. 4

 

Если же стать на точку зрения митрополита Хризостома и придавать канонам, говорящим о приспособлении церковного устройства к политическим условиям, неизменное значение, то мы придем к самым абсурдным выводам, например, что Иерусалимский Патриарх должен подчиниться Кесарийскому митрополиту, согласно 7-му правилу Первого Вселенского Собора; что Четвертый Вселенский Собор не имел права подчинить Константинопольскому епископу Фракийский, Асийский и Понтийский диэцезы, ибо их автокефалия была подтверждена 2-м правилом Второго Вселенского Собора; что Кипрская Церковь должна находиться не на Кипре, а в Геллеспонтской области, и Кипрскому архиепископу должен быть подчинен епископ Кизика, согласно 39-му правилу Шестого Вселенского Собора; что многочисленные правила Карфагенского Собора, говорящие об автокефалии и устройстве Карфагенской Церкви, должны и теперь иметь силу и т. д.

Таким образом, основу высокого ранга Константинопольского Патриарха после падения Константинополя нужно видеть вовсе не в канонах, а в общем согласии православных автокефальных Церквей и, главным образом, славянских, к которым принадлежит громадное большинство православного мира, руководящихся учением о первенстве Основателя Церкви (см.: Мф. 18, 1–5, 28; Мк. 10, 42–45; Лк. 11, 4; 13, 30; 14, 8–11 и др.) и не считающих нужным изменять старый порядок, пока этого не требует благо всей Церкви.

Неправильно утверждает митрополит Хризостом, будто 36-е правило Шестого Вселенского Собора „определяет первенство Константинопольского архиепископа“. Приводя текст этого правила, он намеренно заменяет многоточием слова о Константинопольском Престоле: „будучи вторым по нем“ (Престоле Древнего Рима). На самом деле как это, так и 3-е правило Второго Вселенского Собора, на которое оно ссылается, говорят о первенстве не Константинопольского, а Римского епископа, ставя Константинопольского на второе место, и ни одного канона, говорящего о первенстве Константинопольского епископа, не существует, так что его нынешнее первенствующее положение основывается опять-таки на том же согласии автокефальных Церквей, признавших за ним это первенство после отпадения от вселенского единства епископа Рима.

Наконец, на том же согласии автокефальных Церквей основывается и право Константинопольского епископа на высокие титулы Вселенского и Константинопольского, тогда как в канонах в настоящее время для них нельзя искать оснований. Ни один канон не называет Константинопольского епископа Вселенским, а до VI века эпитет этот и вообще никогда к нему не применялся. В VI веке его стали применять восточные епископы и чиновники патриаршей канцелярии, желая угодить влиятельному епископу столицы, а потом и сами Константинопольские Патриархи, что вызвало резкие протесты со стороны пап, в том числе и святого Григория Великого. Тем не менее, на Востоке титул „Вселенский“, „Икуменикос“, сделался обычным отчасти потому, что здесь он не имел того определенного претенциозного значения, каковое имел титул „Universalis“ на Западе. Дело в том, что слово „Икумени“ у греков означало не только мир, вселенную, но Римскую, а потом и Византийскую Империю. В таком смысле, например, употребляет это слово святой евангелист Лука (см.: Лк. 2, 1), говоря о повелении Кесаря Августа сделать перепись по всей Империи. Поэтому и слово „Икуменикос“ в отношении к Патриархам означало просто Патриархов Византийской Империи и применялось иногда не только к Константинопольскому, но и к остальным трем Патриархам в Византии. Например, Феофан Исповедник († 817) называет Вселенскими и Патриархов Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского (изд. Bonnae, 1839. 4, 12). Но если понимать слово „вселенский“ в смысле всеобщий, всемирный, то получается чисто папистическое учение, противоречащее православному догматическому учению, что – как писал святой Григорий Великий, восставая против этого эпитета – в Церкви Христовой есть только Один Вселенский Епископ – Сам Христос.

Отсюда следует, что с титулом „Вселенский“ в применении к Константинопольскому Патриарху можно было мириться, только пока существовала „Икумени“ – Византийская Империя, а после того, как она прекратила существование, титул этот потерял всякое основание и свидетельствует лишь о папистских тенденциях его носителя. <...>

Итак, там, где митрополит Хризостом видит две опасности, на самом деле существует только одна – это тот же самый „дух дымного надмения мира“, по выражению канонического Послания папе Целестину Карфагенского Собора, тот же самый дух папизма, против господства которого в Церкви Древнего Рима восстает автор, но который не чужд и Церкви Рима Нового, в частности, и самому автору. Ослепленный этим дымом надмения, он вступает на гибельный путь разрушения духовного единства православного греко-славянского мира».

 

Священник Михаил НОВИКОВ

 

Продолжение см. в след. номере

 

 

СОБЫТИЯ ||
Экуменизм – глобальный обман

    

      Официальный сайт Болгарской Православной Церкви сообщил о выходе в свет нового богословского исследования насельника болгарского афонского монастыря Зограф иеромонаха Виссариона «Краткая апология Православного Христианства от наветов экуменического синкретизма».
     Издание предоставляет читателям актуальный материал для размышлений о так называемом «экуменическом диалоге любви». Автор рассматривает экуменическое движение в свете святоотеческой богословской, исповеднической и мученической традиции и оценивает его как глобальный обман, ведущий к опасным искажениям апостольской веры. Иеромонах Виссарион посвятил книгу святым 26-ти преподобномученикам Зографским, в 1276 году не пожелавшим принять папизм и живьем сожженным римо-католиками и униатами во время их вторжения на Афонскую Гору. Богослов выражает надежду, что его труд будет полезен всем, желающим исповедовать истинную веру, твердо стоять в ней и спасаться. Примечательно, что в книге есть главы, посвященные анализу совместной декларации Константинопольского Патриарха Варфоломея и папы римского Франциска от 25-го мая с. г., а также проблеме «Всеправославного собора» 2016 года.
     Иеромонах Виссарион – первый эпитроп (ответственный по экономическим вопросам и бытовым нуждам, фактически второй человек в обители после настоятеля) Зографского монастыря святого великомученика Георгия. Родился 13-го февраля 1974 года в Софии. Окончил Софийскую математическую гимназию им. святого Паисия Хилендарского. Первое высшее образование получил в Университете национального и мирового хозяйства по специальности «Международные экономические отношения». В период с 2008 по 2011 год учился на богословском факультете Софийского университета, где 24-го января 2011 года с отличием защитил магистерскую дипломную работу, посвященную теме «болгарского оккультизма» в лице известных лжеучителей Петра Дынова и Ванги. В 2002 году становится послушником Зографа, где вскоре принимает монашеский постриг. 15-го мая 2005 года Ловечским митрополитом Гавриилом рукоположен в священный сан. С 2007 года служил в Иерусалиме, в монастыре святой Марии Магдалины на Елеонской горе и в Вознесенском монастыре, затем вернулся в родную обитель, где, кроме прочих послушаний, занимается написанием книг, посвященных актуальным церковным проблемам. Основные богословские интересы иеромонаха Виссариона лежат в области православной догматики и апологетики, сохранения чистоты Священного Предания Православной Церкви, поскольку он убежден, что сегодня «наступило время, когда делаются попытки изменить Священное Предание, причем незаметно для самих духовников». Работы отца Виссариона переиздаются и находят благодарных читателей не только в Болгарии, но и в других странах.

 

Ольга ВЕТРОВА,
по материалам СМИ

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник